• Авторизация


Из воспоминаний о ролях Алексея Локтева 29-06-2013 20:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения GenuineLera Оригинальное сообщение

Из воспоминаний о ролях Алексея Локтева. В основном - в театре, конечно...

Из воспоминаний о ролях Алексея Локтева. В основном - в театре, конечно..

А то везде в Интернете, что ни встречаю, - вспоминают только о кино. "Я шагаю по Москве", и еще "Прощайте, голуби!" (вообще дебют восемнадцатилетнего Локтева, студента-первокурсника)) - тоже был очень популярный фильм, хотя и не_такой нашумевший, как "Я шагаю по Москве". Остальные фильмы, в которых снимался Локтев, сейчас, видимо, помнят только специалисты и любознательные. А я их, наверное, не_видела: не_очень активный кинозритель :)

Но пару кадров из кино (нашла на форумах) поставлю внутри.


Итак, к театру.
Алексей Локтев был в числе ведущих актёров Московского драматического театра им. Пушкина в 1960-х - начале 1970-х, - как раз лучшее время в творческой жизни Бориса Равенских, когда Равенских был там главным режиссёром. А очередным режиссёром - Оскар Ремез. У Ремеза Локтев сыграл одну из двух театральных ролей, о которых хочу рассказать. Это Пастухов в инсценировке повести Сергея Антонова "Разорванный рубль". (А другая роль - у Равенского: Павка).

Это выйдет длинно и пусть скучно, не_читайте, я не_обижусь :) просто мне надо, чтобы оно здесь было. И еще всё время его дописываю и переделываю ))) Когда угомонюсь, впишу тут окончательную дату.

upd 06.01.2010:
Кстати, давно хотела сюда добавить ссылку:
http://www.liveinternet.ru/users/genuinelera/post102213913
http://www.liveinternet.ru/users/genuinelera/post102213913
Сообщение "Девятое Мая" от 09 Мая 2009 г. 09:36
Поставила там найденный вальс к пляске Павки с гармошкой в спектакле "Драматическая песня" (по роману "Как закалялась сталь") - А.Байнис "Судьба".
И попыталась подробнее описать некоторые эпизоды спектакля. Особенно в комменте:
http://www.liveinternet.ru/users/genuinelera/post102213913#BlCom518701168
http://www.liveinternet.ru/users/genuinelera/post102213913#BlCom518701168





- Пастухов в спектакле Оскара Ремеза "Разорванный рубль", инсценировка повести Сергея Антонова.


Редкий такой, не_знаю, случай или жанр. Лирическая публицистика.
Когда на доводы председателя колхоза, вроде бы такие умные и веские (блестящее было партнёрство с Афанасием Кочетковым!), Пастухов ничего аргументированного вроде бы и ответить не_может, а лишь отшатывается от собеседника и восклицает: "Правда светить должна! а в кармане она только душу жжёт!" - Как же это было по-настоящему... Зрительный зал - одно дыхание... Локтев буквально заставлял всё пережить вместе с его персонажем.

У меня в жизнь вошла поговорка - "пастуховские аргументы".

Вы ведь понимаете, да, в них была правда доподлинная, высокого калибра. Это или есть, или нет. И приходится или жить этим, или опускать мерку, за которой нормальный компромисс (необходимый для жизни человеческого сообщества) переходит в предательство, ложь, беспринципность.

Очень нелёгкие вопросы. Но актёрски на редкость легко, как будто ничего специально не_делая, Локтев-Пастухов задавал "планку", жизненно-важную высоту размышлений и вообще самого существования на земле :) . На лице вот это у него отражалось явно и сильно. Заразительная правдивость "изнутри"!

По достоверному серьёзу созданного характера уже тогда можно было бы сказать, что это психологический театр, если бы не_сильнейшая нота лирической яростности (которая звучала тоже "изнутри", тоже без обострения манеры игры). Эта нота вносила романтизм. И вместе всё - удивительно удачно ложилось в тему.

Мне и не_снилось, что в спектакле "про сельское хозяйство" возможен такой безоговорочный захват аудитории. (И такой стойкий, многолетний успех, при том что играли спектакль постоянно).

...Ярко сказала моя ироничная вдумчивая подруга /о киноролях, но всё в яблочко/: "Локтев умел так играть положительных героев, что это не_было противно."


- - -

Другая Роль. Кто не_видел, то по инерции мог бы подумать, будто бы чисто конъюнктурно "дали" Государственную премию и звание заслуженного артиста.
- Павка Корчагин в инсценировке "Драматической песни" (по роману Николая Островского "Как закалялась сталь").


Тема исходного произведения - да, она считалась в те годы в числе "датских" (низвели же, добились!!). Но об этом именно спектакле не_предполагайте по инерции, не_тот случай.
Эх, нет у меня ни фото, ни аудио... :(

Спектакль строился чрезвычайно неожиданно по отношению к повествовательной стилистике первоисточника. Три "кита" - песенность, танцевальность и свободный монтаж диалогов двух главных персонажей (которых играли два разных актера). Николай Островский - уже писатель, уже прошедший свою Голгофу. И его юный литературный герой - Павка, жизнь которого только начинается и зрителям спектакля предстоит увидеть за вечер все вехи его судьбы, а исполнителю - "пройти", прожить, протанцевать эти полтора-два десятка лет. От юности - к зрелости, от взрывных счастливых предощущений светлой жизни в будущем - к слепоте и трагедии неподвижности. К финальному разговору персонажа и писателя: "Скажи, я - это ты?" - "Нет (отвечает Островский Корчагину), ты - это я"...

Спектакль целиком принадлежал к "условному", поэтическому направлению театрального искусства. Развернутые танцевальные монологи Павки были как вершины образности, на которые спектакль взлетал в ряде кульминационных сцен, когда требовалась предельная насыщенность содержания (неподвластная "обычному" языку). Да спектакль, собственно, и состоял из яростной череды (соединенных лишь пунктирно) кульминаций, эмоциональная напряженность которых, начинаясь сразу с очень высокой точки, ещё и дальше всё нарастала и нарастала на протяжении двух актов! Держалось всё это на колоссальной энергетике артистов, прежде всего - исполнителя роли Павки. А на чем держалась сама-то энергетика артистов, как они сотворили и выдерживали такое чудо, существовать весь спектакль в настолько чрезвычайной температуре!.. На то он и был - театр Бориса Равенских!..

Локтев в этом спектакле играл, нет - жил с роскошной творческой пламенностью. В его исполнении был и лиризм, и монументальность - Локтев "нёс" спектакль на себе героически, страстно, стремительно. Без подробностей бытового психологизма, достоверность в поэтическом ранге - единый цельный поток образного существования и отдельные броские детали, вспышками. Увидел Риту после лет ожидания встречи - распахнул на себе овчинную тужурку (подарок Риты), белые отвороты сверкнули, как крылья птицы, метафоризм у Локтева-Павки получался без натяжек! Соответственно и зрительный зал "вспыхивал" аплодисментами - без подсадок. (Один из помрежей спектакля - Александр Подъячев по этому моменту, кстати, оценивал, насколько "в ударе" идет сегодняшнее представление. Аплодировали в этом месте почти всегда, и часто - именно бурно, как взрываясь под электрическим разрядом).

По наибольшей выразительной нагрузке (т.е. "чем работал актёр") мне запомнились в этой роли Локтева: пластика (так и дышавшая молодой свободой-волей), эмоционально сконцентрированное звучание голоса и очень яркий, юношеский, изумлённо-лучистый взгляд. Хочу подтвердить ещё раз - всё "читалось" образно, метафорически.

Павка этот - весь взахлёб радость бытия и талант. Восторженный поэт жизни. Пробуждение художника, будущей творческой судьбы.
(Такого лейтмотива в Павке, наверное, никто другой не_озвучивал).

Наиболее это раскрывала монологическая сцена Павки с гармонью. (Большая, длинная по хронометражу, а пролетавшая в мгновение ока)). Павка не_просто играл на инструменте музыку - со сцены излучалась музыка бытия молодой талантливой души. Она была во всём. Здесь даже "Гармонь" следует написать с заглавной буквы (хотя та гармошка была именно инструмент, а не_театральный одушевленный персонаж, исполняемый кем-либо из артистов)).
Павка разговаривал с Гармонью, точно с живым существом. Он просил ее: "Поиграй же мне, бе-ло-зубая!..." Он читал ей Блока: "С ума сойду, сойду с ума, безумствуя, люблю!.." Поверял ей, словно самой близкой и чуткой подруге, свои пока еще безотчетные душевные предвестия. Поверял в такой вот беседе, в стихах, а затем - бережно отложив Гармонь - в пляске. Обалденной, бесшабашно счастливой, рвущейся из сердца! Ах, не_забыть, как алая рубашка пламенела-плыла на просторе под мирный, простодушный, плавный вальс!..*


Такая радость в облике, такой русский темперамент, так весело разлетаются кудрявые патлы. (Свои волосы у Локтева были прямые, для Павки их, в меру, закудрявливали, а они по ходу спектакля раскудрявливались :-) И неудивительно, при такой физической нагрузке на артиста! ).
...Ах эта светящаяся, доверчивая открытость миру! Удалая, добрая, творческая русская душа!..

Эта сцена надолго ошеломила театральную Москву! Не_только приверженцам, но и противникам спектакля не_давала покоя такая артистическая личность Павки и его Гармонь... Немного, но встречались в прессе и в моем общении отрицательные мнения, от которых у меня оставалось чувство, что эти люди давно утратили первичность и естественность восприятия театра. Их как-то заведомо зацикливал сам факт, что тема произведения "идейно-патриотическая"! Они подспудно подразумевали, что такая тема в принципе не_может вдохновить режиссера и артистов на что-либо действительно творческое и спектакль по определению обязан быть плох, нехудожествен. - Странная предвзятость.
Кстати, в спектакле, ну как нарочно для таких оппонентов, Павка в беседе с Гармонью говорил: "Тебя часто просят сыграть так, чтобы взяла за душу. - Для этого надо встретить душу".

Когда после "Драматической песни" Равенских взялся ставить (уже в Малом театре) спектакль "Царь Федор Иоаннович", - то скептики пустили по Москве фразочку, что Равенских, дескать, "поставит Федора с гармошкой".
- Лучше не_придумаешь, прямо как патент "Драматической песне" на яркость театрального решения!.. :)

...Под уникальной инсценировкой романа Островского стояли имена - Борис Равенских и Михаил Анчаров, а из прессы было известно, что заметное литературное участие принимал артист, на которого спектакль замышлялся, т.е. Алексей Локтев.
(В очередь с ним стал потом играть Виталий Безруков, очень самостоятельно и удачно. Изначально был ли замысел рассчитан на двух артистов, я не_знаю. Во всяком случае, первые месяцы в Павке выходил только Локтев).


Локтев уже тогда занимался литературным творчеством. Может, он ещё и сам не_догадывался, что в будущем напишет крупные, значительные пьесы (о Талькове, о Достоевском), сам их поставит и сыграет в них. Но о том, что Локтев пишет стихи, было известно даже зрителям. (Хотя сами стихи, насколько я знаю, не_обнародовались).

Отпечаток многосторонней творческой личности, ещё не_весь раскрытый потенциал, несомненно, присутствовал в его ролях, хотя бы подспудно, фоном. А "вживую" - в театре - особенно. Может, поэтому такой Павка...


- - -


Вообще за десяток молодых лет в Пушкинском театре Локтев сыграл уйму ролей (загружен он был дико - иногда по 28 спектаклей в месяц, главными ролями!). Многие работы получались очень удачными.
А я здесь беру только две - imho, самые вершины.

Потом Локтеву в театре выпали годы, трудные в ином - в нежелательном - смысле. Примерно двадцать лет. Это когда он вслед за Равенских ушёл в Малый театр, а оттуда в Александринку. Не_подходил он, думаю, для академических сцен. Но вот и оттуда, к счастью, ушёл.

Сыграл, если не_ошибаюсь, замечательный репертуар в драматическом театре города Дубны. Это, должно быть, помогло ему восстановиться художественно. Ведь артисту нужно играть!..

Ещё он искал духовной опоры в религии и, судя по материалам в Интернете, нашёл.

Так или иначе, может - благодаря многим причинам вместе, - в последние десять-пятнадцать лет его жизни Талант вырулил. Снова искусство. И неутомимое творческое совершенствование.

Судя по сыгранной роли Достоевского (которую мне привелось увидеть на той же самой сцене Театра им. Пушкина! а потом играл и в их филиале, и в Театре им. Маяковского), артист полностью освоился в новой для себя сфере мастерства, он теперь умел, и с наслаждением, работать - речью, пластикой, обликом - на перевоплощении очень конкретном, психологический театр. И добавилось ещё граней проявления индивидуальности - ведь свои же пьесы, свои постановки.

И во всём таком огромном личностном и профессиональном саморазвитии Локтев сохранил прежнюю способность - на сцене укрупнённо подавать тему, говорить о важном. Сбережённое, цельное достояние молодости.

В Москву златоглавую вернулся не "артист по фамилии Локтев" - вернулся артист Алексей Локтев.



...Оборвалось.


- - -


Подборка ссылок, что нашлось в Интернете о Локтеве-артисте.

----- Статья о Локтеве к его юбилею (1999) http://rd.rusk.ru/99/rd12/home12_28.htm
"Россия - боль моей души". К 60-летию заслуженного артиста РФ, лауреата Государственной премии СССР Алексея Васильевича Локтева

----- На сайте и форуме сайта Льва Дурова:
(1) Тема, аналогичная здешней http://www.levdurov.ru/forum/showthread.php?s=&threadid=717

(2) Из истории съемок фильма "Я шагаю по Москве". Как театр не_отпускал Локтева с гастролей, как кинематографисты решили никого другого не_брать, а дожидаться именно Локтева. И т.д.
[300x200] Главы из книги "Наше любимое кино. Интриги за кадром." Алгоритм. 2004.
http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?year=2003&month=9&id=1099
http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?year=2003&month=9&id=1100
и ещё несколько страниц (на сайте Льва Дурова есть поиск)





----- Биографическая справка, фотогалерея разных лет (4), фильмография - на сайте киностудии им. Довженко http://dovzhenko.kinoexpert.ru/index.asp?comm=5&kw=1381

----- Фотосессию Локтева недавних лет у фотохудожника Никиты Павлова, наверное, многие заприметили. На разных сайтах в "новостях", после гибели и о похоронах, часто выкладывались эти снимки. Первоисточник, видимо, здесь:
http://www.kitp.ru/cinema/loktev/?3 (всего 5 фотографий)


- - -


Лёша Локтев, Светлана Савёлова в фильме "Прощайте, голуби!" - дословно так подписан снимок на сайте телеканала Культура.
Локтев учился на первом курсе ГИТИСа. Поступил через год после школы, т.е. ему здесь ~18 лет.

[320x240]

У Светланы характерно заплетена коса, обратили внимание? А тогда принято было носить косу - если не_подвязывая, то на спине. Тут же разгорелась мода под Савёлову - свободно от уха заплетённая коса вперёд. Улыбнёшься, вспоминая учительские страсти по этому поводу.

...А по сравнению с театральными ролями - фильм, признаюсь, не_настолько мне запомнился. Что-то осталось, но - потом, уже под впечатлением от театра, пришлось "ловить" фильм где-то в "Повторном" или в "Иллюзионе", специально чтобы посмотреть дебютную роль Локтева.


- - -


imho - Лучшее фото Локтева-артиста, из того, что нашла в Инете.
[262x161]
Взято из РИА-Новости. Он здесь максимально похож на своих положительных героев, как выглядели со сцены в ответственные, вдумчивые моменты. (Глаза, "жест" губами).



[300x451] А в фойе Московского театра им. Пушкина почти все "локтевские" годы висела вот такая фотография (мною взята с сайта киностудии им. Довженко, в дневник на главную я сразу поставила, только тот откадрирован больше).

Это фото, как я думаю, более представляет артиста в жизни. Но характерная "творческая метка" для Бориса Равенских и его артистов - расстёгнутый воротничок! :)



- - -

Учителя

Повезло - нашла в Интернете анонсы телевизионных передач.


~~~~~ Борис Иванович РАВЕНСКИХ, режиссёр, народный артист СССР, главный режиссёр Московского драматического театра им. А.С. Пушкина, с которого началась "взрослая" театральная жизнь молодого артиста Локтева - выпускника ГИТИС ~~~~~

Кто тогда мог бы подумать, что работать здесь им предстоит всего один десяток лет! а потом Пушкинский театр лишится и руководителя, и артистов, работавших с ним в таком взаимопонимании и ансамбле!..
Но это произошло. Борис Равенских, воодушевившись веским официальным признанием спектакля "Драматическая песня" - Государственной премией СССР, ушел в Малый театр и увёл с собой из молодежи Пушкинского двух самых замечательных своих артистов - Валерия Носика и Алексея Локтева. (Других артистов, также перешедших с Равенским в Малый, я здесь перечислять не_буду, не_обо всех знаю).

В системе академических театров ни Носик, ни Локтев не_прижились творчески. Валерий Носик через несколько лет умер; не_помню, примерно в одно время со смертью Равенских или нет. Алексей Локтев ~после смерти Равенских ушел в Александринку, т.е. в Академический театр им. А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде). Уважаемые читатели, просьба не_путать петербургский и московский драматические театры имени Пушкина! как путают их журналисты в Интернет-изложениях биографии Локтева :)


В цитируемой далее статье с этого сайта: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=4988 - мне очень нравится, чтО они написали о Равенском, как точно и полно охарактеризовали его творческую манеру и эстетические предпочтения. Материал они взяли с официального сайта Малого театра.

27.06 2004(?) Равенских Борис: 90 лет со дня рождения


[320x240] Борис Иванович Равенских родился 14 (27) июня 1914 года в Петербурге. Уже в 17 лет, в 1931 году Равенских оказывается на театральной сцене: он становится актером Ленинградского ТРАМа - Театра рабочей молодежи. В 1932 Борис Равенских - студент режиссерского факультета Ленинградского театрального института на курсе знатока комедии дель арте и театра эпохи Возрождения профессора В. Н. Соловьева.

В 1935 году курсовую работу молодого студента (отрывок из «Кармен» Мериме) увидел В. Э. Мейерхольд и, не дав ему закончить курс, забрал «самородка из крестьян» в свой театр, назначил его режиссером-ассистентом и сразу же поручил самостоятельную работу над спектаклем «Медведь» по пьесе А. П. Чехова. Три года работы с Мейерхольдом наложили свой отпечаток на всю дальнейшую деятельность режиссера.

От Мейерхольда пришла страсть к ярким мизансценам и нелюбовь к «бытовой» манере актерской игры. От Мейерхольда — неожиданность пространственных решений и умение находить пластическую метафору для литературного образа, и, наконец, самое главное: Мейерхольд сумел воспитать в своих учениках точное ощущение времени, понимание его проблем и потребностей.

После работы с Мейерхольдом молодой режиссер десять лет проработал в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского, вначале под непосредственным руководством М. Н. Кедрова, одного из лучших знатоков и преподавателей системы Станиславского. Это были годы первых самостоятельных постановок, первых творческих радостей и огорчений, первых открытий в его спектаклях. «С любовью не шутят», «Свадьба с приданым» - почти четверть века прошла со дня премьеры спектакля в Театре Сатиры, но и по сей день поют песни Бориса Мокроусова, созданные тогда, повторяются прибаутки и поговорки сельского балагура Курочкина в исполнении Виталия Доронина.

«Самые любимые воспоминания о моих работах связаны с именем Виталия Дмитриевича Доронина, — вспоминал Борис Равенских. — На мой взгляд, он — прекрасное воплощение характера русского национального героя. В нем сочетается удаль с задушевностью, бесшабашность с добротой, озорство с исповедальностью. Он великолепно поет и пляшет. Он может играть все — от частушек до Толстого, от былинного богатыря до Есенина... С ним всегда хотелось из душной коробки-сцены уйти репетировать на природу, в поле...»

Такая «влюбленность» режиссера в сценическое дарование Виталия Доронина объяснялась прежде всего пристрастием Бориса Равенских к народной теме, столь близкой традициям Малого театра. Недаром после «Свадьбы с приданым» и Равенских, и Доронин были приглашены в коллектив старейшего русского театра. Здесь режиссеру посчастливилось работать со многими крупными мастерами.

Многие краски режиссерской палитры Равенских — поэтическое видение мира, романтические образы, подчеркнутый лиризм и музыкальность, любовь к страстному, темпераментному («пламенному», как он сам говорил) проявлению характера, чувство юмора — все это невольно заставляет проводить параллели с творчеством основателя «поэтического кино» - Александра Довженко. Требования Довженко к режиссуре — «поэтический дух, художественный ход обобщений, выбор прекрасного среди красивого, вечного в повседневном, эпического в обычном» — стали творческой заповедью Равенских.

Важными для театра Равенских считал музыку и балет. В его спектаклях музыка всегда становилась одним из главных выразительных средств. Она была не только фоном для создания настроения, но зачастую выступала в качестве самостоятельного действующего лица. Да и сами спектакли ставились режиссером по законам музыкальной драматургии с учетом силы звука, выразительности паузы. В балете режиссера привлекала скульптурность позы и жеста, слияние музыки и пластики. «Пластика тела определяет логику чувств», — любил повторять Равенских. «Режиссура — это умение точно определить задачу каждого куска и найти для него максимально выразительное внешнее решение», — говорил он.

Работая над спектаклем, Равенских действовал порой интуитивно, руководствуясь прежде всего эмоциями, а не сухой логикой. Репетировать он мог бесконечно: сам процесс творчества для него был неизмеримо интереснее и увлекательнее результата. «Борис Иванович, — говорили ему актеры, — это уже, пожалуй, перебор, сверх меры». «Ничего, ничего, — поспешно отвечал он, — перед премьерой все лишнее будем вывозить грузовиками». И добавлял еще музыки, еще пантомимы, еще одну песню или танец. Художественная целостность спектакля достигалась не за счет сдержанности и простоты, а за счет сопряжения сложных постановочных решений.

«Драматургия родилась из поэзии, — любил повторять режиссер. — Веками шли они рядом. Вспомним Шекспира и Пушкина, Шиллера и Лермонтова, Блока и Лорку, Маяковского и Брехта, а в наши дни — Сельвинского, Светлова... За настоящей пьесой всегда стояла личность большого поэта. А сейчас поэты ушли из театра. Это трагично. Театр теряет образность языка, пронзительность эмоций...» Равенских работал, пользуясь всеми средствами художественной выразительности одновременно. Музыка, свет, цвет, мизансцена часто имели такое же значение, как игра артиста.

Борис Равенских считал, что для любого режиссера встреча с талантливым артистом другого поколения очень важна и полезна, это всегда открытие новых горизонтов. Так было, когда молодой режиссер впервые столкнулся с прославленными «стариками» Малого театра. Так было, когда уже известный постановщик начал работать с молодыми актерами. Сценический образ всегда создавался для определенного актера, с учетом максимального использования всех присущих ему и только ему психофизических данных. Поэтому так любили работать с Равенских мастера, и так опасались работы с ним недавние выпускники театральных школ. На репетициях он подробно не объяснял задание, не разбирал досконально образ «за столом»: «Я не могу объяснять актеру, что прежде чем открыть дверь, надо взяться за ручку, а прежде чем за неё взяться, надо ее увидеть», — заявлял он. И стремясь как можно быстрее «выйти на сцену», «подбрасывал» актеру клубок ассоциаций, метафор. «Я с радостью подчинилась его режиссерскому «деспотизму». А справедливее сказать — «магнетизму», — писала Е. М. Шатрова...

Равенских долго готовился ставить «Царя Федора»: «Я уже «слышал» спектакль внутренне, «видел» его, знал, чего хочу от композитора, от художника, от актеров, — вспоминал режиссер. — Но не было исполнителя на главную роль. Я искал возможность нового решения образа и возможность для себя поискать на нехоженых тропах. И вот появился Смоктуновский. Предстояло слить воедино Толстого, Свиридова, Юрлова, Смоктуновского, традиции Малого театра и свое собственное видение в одно целое. И это при том, что «Царем Федором» когда-то открылся МХАТ... Безумно тяжелая задача! Иногда я даже думал, а не бросить ли все это? Но, к счастью, Иннокентий Михайлович стал моим соратником в этом мучительном процессе. Я счастлив, что мы с ним встретились, потому что мы оба искали на одной дороге, в одном направлении. Случались такие репетиции, когда мы оба впадали в отчаяние, но были дни, когда мы становились счастливыми. Смоктуновский — артист тончайшей духовной конструкции, предельно развитой интуиции. Он абсолютно органичен, обладает высоким вкусом, чувствует мельчайшие нюансы образа, нетерпим к любым проявлениям пошлости и банальности на сцене, безжалостно выкорчевывает всякую неправду в себе, в партнере, в режиссере. В нем счастливо сочетаются вера в свои возможности с жесточайшей требовательностью к себе, полная свобода импровизации с бескомпромиссным отбором. Партнерам и режиссеру при работе со Смоктуновским необходимы полная самоотдача, огромный духовный заряд, богатая фантазия и предельная интуиция. Поэтому работу над «Царем Федором» я отношу к числу незабываемых встреч с теми художниками, рядом с которыми творчески растешь».

В конце 60-х годов Равенских поставил своеобразную трилогию о Советской власти. В трилогию вошли «Драматическая песня» М. Анчарова и Б. Равенских, по мотивам романа «Как закалялась сталь» и биографии Николая Островского, «Поднятая целина» по роману Шолохова, и «Метель» — пьеса Леонида Леонова, которая получила сценическое воплощение спустя четверть века после того, как была написана.

На сцене Малого театра режиссер поставил много спектаклей: «Инженер» Е. Каплинской, «Самый последний день» Б. Васильева, «Птицы нашей молодости» И. Друце, «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Русские люди» К. Симонова, «Мезозойская история» М. Ибрагимбекова, «Возвращение на круги своя» И. Друце.

В конце 70-х годов Равенских покинул Малый театр и пришел в Большой, чтобы осуществить свою мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В 1978 году он поставил оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», а в январе 1980 получил разрешение создать собственный театр, в котором надеялся собрать своих учеников, но… не успел. 10 января 1980 года Бориса Равенских не стало.

(По материалам с официального сайта Государственного академического Малого театра)



К 90-летию со дня рождения Бориса Равенксих телеканал «Культура» представляет:

26 июня в 15:15 документальный фильм «Драматическая песня». Режиссер К. Орозалиев.
Фильм о выдающемся театральном режиссере, народном артисте СССР Борисе Ивановиче Равенских и о его вкладе в развитие русского театра.

26 июня в 16:10 смотрите лагендарный спектакль Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» (запись 1981 г.).
Режиссер Борис Равенских.
В ролях: Юрий Соломин, Виктор Коршунов, Евгений Самойлов, Алексей Эйбоженко, Валерий Носик.


Трагедия «Царь Федор Иоаннович» — центральная часть трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» знаменитого драматурга Алексея Константиновича Толстого(1817-1865 г.г.) о трёх русских государях, об их судьбах, неразрывно связанных с историей России.
29 мая 1973 года в Малом театре состоялась премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», поставленного замечательным режиссёром Борисом Ивановичем Равенских. С тех пор прошло тридцать лет, но спектакль по-прежнему любим зрителями и неизменно открывает новые театральные сезоны Государственного Академического Малого театра.
Из воспоминаний коллег и друзей Б. И. Равенских известно, что при постановке спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» для режиссера главным в пьесе был ее нравственный конфликт: трагедия царя Фёдора, сына Иоанна Грозного — трагедия бессильной доброты. Самым высоким душевным качествам Фёдора не находится места в этом жестоком мире. Обреченный на власть, правящий на перекрестке двух страшных эпох, царь не в силах бороться со злом, но не может и примириться с ним.
Музыка к спектаклю была написана Георгием Свиридовым. Малый театр считает за честь иметь среди своих авторов этого величайшего отечественного композитора. Театр является единственным драматическим театром в России, который имеет право ставить его имя на своей афише.
Первое обращение к драматургии А. К. Толстого оказалось удачным, и театр впоследствии осуществил постановки двух других пьес трилогии, выпустив спектакли «Царь Иоанн Грозный» и «Царь Борис».
Оформление спектакля, созданное художником Е. И. Куманьковым, также передает дух эпохи и символику произведения. Замечательные декорации, костюмы и грим достоверно воссоздают атмосферу и быт Российского государства в XVI веке.
В спектакле много ярких актерских работ. Первым исполнителем роли царя Фёдора стал И. М. Смоктуновский. Однако через некоторое время артист перешел во МХАТ, и Фёдора стал играть Ю. М. Соломин. Эта роль и поныне в его репертуаре. Роль царицы Ирины Фёдоровны, которую царь ласково и любя зовёт «Аринушкой», исполняют Т. Н. Лебедева и Л. В. Титова.
Вот уже тридцать лет Виктор Иванович Коршунов является единственным, бессменным исполнителем роли Бориса Годунова.
Блестящий актёрский ансамбль, замечательная режиссура, великолепная сценография, музыка, звучание хоровой капеллы имени А. Юрлова стали залогом того феноменального успеха спектакля, который позволяет ему три десятилетия украшать собой афишу театра.



27 июня в 19:05 в передаче «Дом актера» главным героем будет «Режиссёр Борис Равенских». В передаче участвуют: В. Васильева, О. Чуваева, И. Журина, А. Локтев, А. Кочетков, Ю. Каюров, И. Друце, В. Белякович, Ю. Иоффе, Т. Забозлаева и дочери Бориса Равенских - Александра и Галина.



~~~~~~ Режиссёр Сергей ШТЕЙН - наставник Лёши Локтева-подростка в его первых театральных шагах - в театре-студии Дворца культуры ЗИЛ ~~~~~

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=117500


"Вы - жизнь моя...". Сергей Штейн

Телевизионная программа (Россия, 2003).


[320x240] Передача посвящена Сергею Штейну - театральному режиссеру и педагогу, создателю и бессменному руководителю уникального любительского театра в бывшей Симоновской слободе. Хотя Штейн около 40 лет проработал в "Ленкоме", главным делом его жизни стал театр на московской окраине, открывший немало ярких имен нашей культуры. Среди них - Василий Лановой и Вера Васильева, Алексей Локтев и Валерий Носик, Игорь Таланкин и Владимир Земляникин, Юрий Катин-Ярцев и Владимир Панков.

В эфире:
2 октября 2006 года.




Теги: театр, кино, актеры, Алексей Локтев, роли, биография, Равенских, Ремез, Штейн, Пастухов, Разорванный рубль, Павка Корчагин, Драматическая песня, Анчаров, Мейерхольд, Малый театр, Театр им. Пушкина, фото, Прощайте голуби, Светлана Савелова, Я шагаю по Москве

...Помещаются только: фото,кино,актеры,театр,биография,роли,пастухов,равенских,анчаров,алексей локтев,прощайте голуби,штейн,ремез,разорванный рубль,павка корчагин,дк зил



- - - - - - - -

*
Вальс. - Сначала неправильно указала: вальс "Бабочка". Исправляю: старинный русский вальс "Судьба", автор музыки А. Байнис.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Из воспоминаний о ролях Алексея Локтева | Ketech - Дневник Ketech | Лента друзей Ketech / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»