Поведение человека в экстремальных условиях
Бруно Бетельхайм "Просвещенное сердце"
Методика превращения человека в "идеального заключенного"
Психолог Бруно Бетельхайм написал удивительную книгу. Пройдя через гитлеровские концлагеря, он попробовал ответить на вопросы, почему было так мало случаев сопротивления? Обычная картина -- колонну в тысячу человек ведут на работу три эсэсовца с собакой. И полное повиновение… Почему запрещалось иметь часы, хранить фотографии близких?
Почему лагерем в двадцать тысяч заключенных легко управляла эсэсовская администрация в сто человек -- и всегда был полный порядок?
В чем страшный секрет?
Предлагаю для начала статью В.Максимова
Поведение человека в экстремальных условиях
Должен сразу предупредить, что это тема тяжелая,
мрачная,-- примером экстремальных условий будут служить
гитлеровские концлагеря. Но сначала я хочу объяснить, почему
взялся за эту тему. Дело в том, что лагеря уже с ранней юности
внушали мне животный ужас и одновременно -- притягивали к себе.
Только став взрослым, я смог разобраться в этой мешанине
чувств.
Прежде всего, оказывается, как только начинаешь
задумываться над тем, что происходило в этих лагерях,
внимательно читать книгу и смотреть фильмы, то сразу возникает
множество вопросов. Вот лишь некоторые из них.
1. Почему было так мало случаев сопротивления? Обычная
картина -- колонну в тысячу человек ведут на работу три
эсэсовца с собакой. Заключенные --- немцы, они -- на своей,
родной земле. Ну почему не вцепиться зубами в горло этим
эсэсовцам и не бежать? Почему лагерем в двадцать тысяч
заключенных легко управляла эсэсовская администрация в сто
человек -- и всегда был полный порядок?
2. Почему заключенных так плохо кормили -- на грани
выживания? Ведь концлагеря выполняли в Германии определенную
экономическую функцию, у них был план, производственная
программа. А с 1939 года, с начала второй мировой войны, они
стали работать и на войну. Рабочий день в лагере продолжался
шестнадцать -- восемнадцать часов, выходных не было. Казалось
бы, немцы, такие дотошные и предусмотрительные, должны были
понимать, что если заключенных кормить лучше, то и работать они
будут лучше. Ведь в Германии не было голода, с продовольствием
у них было все в порядке почти до самого последнего дня войны.
3. Обычная ситуация, мы знаем ее по фильмам и книжкам. В
лагерь попадают два человека. Один -- высокий, сильный,
мужественный и т. д. Другой -- невзрачный, не приспособленный к
жизни, в очках и т. п. Но вот проходит всего несколько месяцев
-- и что мы видим? Тот, сильный, мужественный, буквально
разваливается у нас на глазах, становится доносчиком,
превращается в ничто -- и погибает. А другой, в очках, несмотря
ни на что, остается человеком, поддерживает своих товарищей по
несчастью, совершает подвиг. Почему?
4. Группа заключенных загружает вагоны песком. Вдруг
эсэсовец ни с того ни с сего приказывает им бросить лопаты и
грузить песок руками Или хрестоматийное выкапывание и
закапывание канав, перетаскивание камней из одной кучи в другую
и назад. Зачем? Конечно, среди эсэсовцев попадались и такие,
которым страдание узников доставляло особое наслаждение, но это
не объяснение, поскольку в большинстве случаев это были самые
обычные немцы.
Это вопросы, на которые трудно ответить. И я привел лишь
несколько, есть еще много других: почему запрещалось иметь
часы, хранить фотографии близких... Все непонятное --
притягивает.
А теперь -- самое главное. Привычная сцена из лагерной
жизни: эсэсовец заставляет группу заключенных выполнять
бессмысленные "упражнения": "Встать! Лечь! Встать! Лечь!"
Смотришь -- и волосы начинают шевелиться на голове, тебя
охватывает животный ужас. Вроде бы ничего страшного. Мы
привыкли видеть большие группы людей, согласованно выполняющих
команды,-- строй солдат, массовые гимнастические упражнения.
Дело, однако, в том, что когда дают команду, то между ее
получением и началом исполнения есть небольшой зазор -- нужно
время на обработку команды внутри человека. Как бы мал ни был
этот зазор, наблюдатель легко его улавливает. Так вот. У
заключенного этого зазора нет. Команда мгновенно проваливается
в исполнительные органы. Обработки внутри не происходит, потому
что "нутра" -- нет. У этого существа (это не человек) нет
внутреннего содержания, нет личности, нет души -- как хочешь
это называй. Ты понимаешь это кожей -- и тебя сжимает страх. Ты
понимаешь, что и с тобой можно сделать то же самое. Такое
существо дальше я буду называть "идеальным заключенным", Оно
похоже на модель, управляемую по радио: один человек
переключает кнопки на пульте управления -- и тысячи, миллионы
"идеальных заключенных" выполняют нужные движения. Задачей
гитлеровских концлагерей поначалу и было научиться превращать
нормального, здорового человека за три года а "идеального
заключенного". Как? Об этом я и собираюсь рассказать.
Мой план таков: сначала -- автор книги, из которой я обо
всем этом узнал, и сама книга, потому что история ее создания
поучительна. Затем основное содержание -- методика разрушения
личности в условиях концлагеря и некоторые способы
психологической защиты, за которые цеплялись заключенные.
Окончу я разделом о том, какую роль играли концентрационные
лагеря в жизни тогдашней Германии, в жизни свободного немца.
Фрагменты из книги Бруно Бетельхайма могу выложить позже, если это вам интересно.