Бесчувственный есть безумный мудрец, учитель, осуждающий себя самого, любослов, который говорит против себя, слепец, учащий видеть; беседует о врачевании язвы, а между тем беспрестанно чешет и растравляет ее; жалуется на болезнь и не отстает от вредных для него снедей; молится о своем избавлении от страсти и тотчас исполняет ее на самом деле; за совершение ее гневается сам на себя и не стыдится слов своих, окаянный.
"Худо я поступаю", - вопиет и усердно продолжает делать злое. Устами молится против своей страсти, а делом для нее подвизается.
О смерти любомудрствует, а живет как бессмертный.
Воздыхает о разлучении души с телом, а сам пребывает в дремоте, как бы был вечный.
О воздержании беседует, а стремится к объядению.
Читает Слово о последнем суде и начинает смеяться. Читает Слово против тщеславия и самим чтением тщеславится.
Говорит о бдении и тотчас погружается в сон.
Хвалит молитву и бегает от нее, как от бича.
Послушание ублажает, а сам первый преслушник.
Беспристрастных хвалит, а сам не стыдится за рубище памятозлобствовать и ссориться.
Разгневавшись, огорчается, и опять за самое это огорчение на себя гневается, и прилагая побеждение к побеждению, не чувствует.
Пресытившись, раскаивается, и немного спустя опять прилагает насыщение к насыщению.
Ублажает молчание, но восхваляет его многословием.
Учит кротости, но часто в самом том учительстве гневается, и за огорчение свое опять на себя гневается.
Воспрянув от греховного усыпления, воздыхает, но, покивав головою, снова предается страсти.
Осуждает смех и учит о плаче смеясь.
Порицает себя перед некоторыми как тщеславного и тем порицанием покушается снискать себе славу.
Сладострастно смотрит на лица и между тем беседует о целомудрии.
Пребывая в мире, хвалит безмолствующих, а того не разумеет, что он этим посрамляет себя самого.
Славит милостивых, а нищих поносит.
Всегда сам себя обличает и прийти в чувство не хочет, чтобы не сказать не может.