• Авторизация


Самооправдание – это очень приятная и очень любезная нам страсть, с которой мы сживаемся, как с собственной кожей. 06-03-2011 01:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Самооправдание – это очень приятная и очень любезная нам страсть, с которой мы сживаемся, как с собственной кожей. Но она настолько пагубна, что мы редко когда это осознаем.
Я, окаянный, тоже долгое время не придавал ей значения. Благонамеренные люди делали несколько раз замечание: «Не оправдывайся!», но я все равно продолжал оправдываться, не обращая внимания на слова преподобного Иоанна Лествичника: «Отвергающий справедливые или несправедливые обличения отвергся своего спасения». Мне это было непонятно и неудобовместимо. «Как это? Одно дело – справедливо, – думал я, – и совсем другое дело – несправедливо». Незаметно эта страсть свила себе гнездо в моем сердце и крепко там укоренилась. И вот каким образом Господь устроил избавление от нее, желая вразумить меня, безумного.
Однажды зашел ко мне один охотник. Поговорили мы с ним о том, о сем... Потом он как-то так высказался, из чего я понял, что меня подозревают в большом грехе – убийстве. После его ухода я немножко «переварил» то, что он мне сказал... И как взяло меня самооправдание, как начал я оправдываться – места не нахожу! Как раз был Великий пост, где-то 3-я или 4-я седмица. И вот, как начал меня бес мучить... Возьму, почитаю святых отцов – немножко уляжется. Помолюсь – вроде бы утихло. Но 2-3 часа прошло, и обратно возвращается... «Да как же?! Да как же так?! Да в таком грехе! Да монаху! Да соблазн!» Хоть сейчас беги в селение и начинай оправдываться: бегай там по селению, переходи из дома в дом и доказывай, что я, мол, не виноват!
Это так меня измотало... день, два, три, пять... ну уже невозможно! Я уже взмолился: «Господи, да что же это такое?!!» Давай читать Святых Отцов. Взял Григория Паламу, читаю: самооправдание – это гортань адова; самооправдание – это свойство сатаны; кто имеет самооправдание, тот прямым путем идет в ад.
Когда началось у меня внутри всё это бурление, просто – невидимая мука, тогда я понял, что действительно, это – свойство сатаны и залог адских мук. Это такой мучитель, что трудно передать; кто не испытал, тот просто не поймет.
Что же делать? Рассмотрев внимательно свое бедственное душевное состояние, я осудил себя, что я действительно убийца. Во-первых, убийца своей души. Во-вторых, убийца ближних, так как губил их души убийственным соблазном. Сделал что-то соблазнительное, или кому-то что-то сказал... а человек посмотрел на меня и подумал: «А-а! Ну если монах так делает, что же нам, мирским, тогда остается? Если он так поступает, мы – тем более...» Люди начинают через меня грешить. Я являюсь виновником их погибели. И если убийца убивает только тело человека, а душе не может повредить, то я, соблазняя ближних, убиваю их души. Поэтому действительно, я – убийца, и достоин быть низвергнутым во ад.
Когда я так подумал, осознал и принял это с Божией помощью, буря начала постепенно стихать: тише, тише, тише... Вспомнились тогда слова преподобного Силуана: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», и еще другого Святого Отца: «Снизойди во ад и оттуда возопий ко Господу».
И вот лишь посредством самоосуждения я начал освобождаться от залога адского мучения. И потому для тех, кто замечает в себе такое свойство, говорю: всеми способами нужно бороться и не допустить ему вкореняться в душе. Нужно умолять Господа, Матерь Божию, Ангела Хранителя и всех святых, чтобы помогли избавиться от этого свойства сатаны и начала адских мучений посредством искреннего самоосуждения.
Вопрос. А если нас просят разъяснить ситуацию, это тоже самооправдание?
Ответ: Не нужно путать самооправдание с объяснением. Объяснение – это когда нас спрашивают: «Расскажи, как было дело?» Тогда мы рассказываем: «Так и так...» А если нас не спрашивают, а: «Ах ты, такой-сякой! Ты сделал то-то...» Тут уж: «Простите!» – и всё... А если спросят: «Как это было?», можно сказать: «Простите, я этого дела не делал. Вообще, я человек грешный, но к этому не причастен». Тогда все становится на свои места.
Вопрос: Почему мы должны принимать даже несправедливые обличения?
Ответ: Потому что перед нами, человеками, – несправедливые, а перед Богом – справедливые...
Вопрос: А если это в соблазн вводит?
Ответ: Надо молиться: «Ты, Господи, имиже веси судьбами не допусти до соблазна многих душ,  управь это дело так, чтобы не было соблазна и пагубы для других». И все. А если мы оправдываемся, то мы и перед Богом становимся еще более грешны, и пред человеки не смиренны и неудоботерпимы, потому нашему самооправданию тоже не поверят.
Вопрос: Ну, а если бывает иногда такая ситуация – чувствуешь, что твой ближний соблазнится каким-то твоим действием?.. Просто не поймет и соблазнится?
Ответ: Да, есть такая заповедь: «Сие еже паче судити, еже не полагати претыкания брату или соблазна». Тогда мы ради этого, чтобы он не споткнулся, можем объяснить: «Мол, так и так... потому или потому я это сделал (или сказал)...» Делается это не ради самооправдания, а ради любви к ближнему, чтобы не дать ему повода ко смущению или преткновению. Но такие случаи бывают нечасто, а оправдываться нам хочется – при каждом случае.
 
Монах Константин «Из бесед с кавказским пустынником»
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Самооправдание – это очень приятная и очень любезная нам страсть, с которой мы сживаемся, как с собственной кожей. | Ketti_Ket - Фотограф Екатерина Захаркова | Лента друзей Ketti_Ket / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»