• Авторизация


Поучения старца Паисия,схимонаха афонского 15-12-2010 17:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения НАТАЛЬЯ_Скороб Оригинальное сообщение

Поучения старца Паисия,схимонаха афонского.

Поучения старца Паисия,схимонаха афонского. [472x699]


Старец Паисий. [400x50]





Старец сказал: " Часто я вижу странную вещь, которая происходит с верующими людьми. Это напоминает мне овощной рынок. Там все кричат. Один - "Берите апельсины", другой - "Берите свеклу", и так далее. Каждый хочет продать свой товар. Нечто подобное происходит и с христианами. Некоторые говорят: текст если вступишь в эту общину - спасешься, или, вступишь туда-то - спасешься, в то время, как многие люди не подходят ни туда, ни сюда, им нужно нечто другое. Господи помилуй! Помочь может человек Божий. Помочь, но не принудить. Представим себе, что я прихожу в какой-нибудь военный лагерь, чтобы сказать там несколько слов о монашестве. Я не буду их обманывать. Я скажу им то, что есть в действительности. И что будет потом? Разве они все готовы стать монахами? Я, естественно, только причиню им зло, потому что, некоторые, может быть, и пойдут в монахи, но потом будут мучиться и станут несчастными. Мне надо найти чистую душу, чтобы помочь ее склонности".


Опять старец говорил на ту же тему: "Кто-то хочет заняться иконописью, имеет склонность писать иконы, и они будут творить чудеса. Пусть станет. Другой хочет стать женатым священником. Вот радость! Пусть станет женатым священником и ему будет помощь. Хочет не женатым? пусть будет не женатым. Хочет монахом? Также получит помощь. Нельзя всех мерить по одной мерке. Некоторые мучают других людей, желая, чтобы они делали противоположное тому, что они могут делать".


Старец сказал: "Чем выше ты взлетишь в каком-то делании, тем с большей силой упадешь вниз, и останутся только осколки. Часто мы видим, что кто-то много мнит о себе, а с внешней стороны ничто не действует его смирению. И это опасно. Он приобретает гордыню денницы и, Боже сохрани, в этом чине уравнивается с сатаной".


Спросили старца, есть ли на Святой Горе отцы, которые достигли такой любви, что каждого человека считают своим братом? И он ответил: "Их должно было бы быть много. Но - увы! Мало их, немногие души. Мы, святогорцы, претерпеваем большое зло из-за календаря. Это погубит Святую Гору. Это уже погубило повсюду весь мир. Произошло полное падение".


Старец сказал: "Когда я исправлю себя, то исправится и частичка Церкви, так что мы можем быть в единомыслии. Свято Дух Един. А люди теперь создают много духов. Я этого не могу понять".


Старец сказал: "Человек дает плоть своему сыну. Бог дает душу. Когда ребенок вырастает, то родители слагают с себя ответственность. Бог дает каждому человеку Ангела Хранителя. Он помогает человеку всю жизнь. Почему же мы себя боимся вверить Богу?"


Сказал старец: "Иногда мы говорим, что имеем любовь. Но в какой мере? Тогда преуспеет человек в духовной любви, когда он будет созерцать весь мир, как своих братий. Пусть всякий знает, что идолопоклонник или иеговист все равно по плоти нам брат. Но, естественно, не по Духу, в котором мы - православные. Нам надлежит плакать о нем. И опять же, если православный сделался иеговистом или папистом, надлежит о нем плакать. Теперь столько миллионов не православных. И я сколько-нибудь плакал? Следовательно, я нахожусь очень далеко от истинной любви".


Знакомому иеромонаху о. Паисий рассказывал следующее: "Когда приходит великая благодать, человек никогда не предвидит этого заранее. Все его существо испытывает потрясение. Тело сотрясается, как от электрического тока. Он не ожидает такого блаженство. Тогда бывают слезы, блаженство, радость невыразимая, изменение. Божественная любовь. Вспоминаю, что со мной случилось, уже давно. Всю ночь на моей постели находились мощи святого Арсения и я бодрствовал и молился. Внезапно появился диавол,схватил меня и швырнул вниз с воплем: "Чья это голова?!"Тогда я закричал: "Святый Божий, помози ми!" тотчас диавол сделался невидим, а душа моя исполнилась невыразимого блаженства. Утром пришел один мой знакомый и был поражен тем, как благодать преобразила мое лицо".


Сказал старец: "Первые слезы, слезы покаяния, изнуряют. Вторые - от умозрения - не изнуряют. Слезы же любви - от Божественной любви и милосердия - радуют сердце".


Сказал старец: "Слезы монаха имеют очистительную силу для души, когда смешиваются с его потом".


Сказал старец: "Первый плач - от Божественного утешения. Плачет и бьет себя в грудь тот, кто творит молитву. Второй плач вызывается славословием и совершается в ином мире. Первый плач усмиряет тело, тогда второй дает все необходимые жизненные силы и телу, и душе. Он - от ликования и славословия. И отсюда каждому видно различие".


Сказал старец некоему юноше: "Не полагайся на твои познания. Чтобы получить внутренне Божественное знание, надо упразднить знание мирское. Будь прост, как дитя. Не кичись своим знанием. Знание затмевает".


Сказал старец: "Когда любишь животных, они это чувствуют и смотрят на тебя по-другому, как на друга. В Раю, до грехопадения, животные и были друзьями человека. Адам обладал благодатным даром проницательности - духовным зрением - и видел нужды каждого животного, и помогал. Все животные были кроткими и одичали только после грехопадения".



Двое афонских паломников пришли к отцу Паисию за духовным утешением, и он, желая удовлетворить их духовную жажду, сказал: "Что вам поведать? Расскажу об одном человеке, келья которого несколько дней назад наполнилась Божественным светом, и он не знал, находится ли в теле. Он был восхищен Духом. Когда же он пришел в себя и ушел этот нетварный небесный свет, и проник снаружи естественный свет солнца, этот человек увидел ужасающую разницу. Он подумал, что снаружи наступило солнечное затмение - такая была разница. Он чувствовал, как тяжело его тело. Тогда он начал плакать, ища сладости и сияния того Божественного Света".


Старец сказа: "Давайте не будем ставить Бога в трудное положение. Он весь - Любовь. Он не хочет видеть нас несчастными. Что же, однако, мы делаем? Если Он даст нам обильную благодать, мы превознесемся. Если не даст, будем несчастными и потеряем надежду".



Около 17 месяцев (1972-73 гг.) я служил в армии при военной тюрьме Боятиос (св. Стефана) в Аттике. Там было много много заключенных иеговистов с большими сроками. По характеру моей службы в различных отделах тюремного управления, со многими из них я общался и с горечью убедился в психической ненормальности этих людей. Достойны жалости были также и заключенные наркоманы, которые резали себе вены бритвами и принимали различные препараты.
Итак, живя в таком обществе, я, естественно, еще больше стремился на Святую Гору к старцу. Это сильное желание придавало мне таинственную силу, и я мог безмолвствовать, часами гуляя в тени деревьев или в кабинете, а нередко и в караульной будке. Я не замечал, как проходило время. Меня не интересовали увольнительные. Я жил Святоотеческими творениями и каждое воскресение ходил в Церковь св. Стефана и причащался. Время от времени я получал письма от о. Паисия, которые доставляли мне неописуемую духовную радость и помогали выходить из многих затруднений. Приведу здесь одно из них.
"Честной Крест, 4 ноября 1972.
Здравствуй возлюбленный брат Дионисий!
Получил твое письмо и увидел, что ты в великой борьбе. По поводу иеговистов: не борись и не возмущайся. Заботься, сколько есть сил, жить Православием, и тем поможешь им больше, чем назойливыми убеждениями. Благодать Божия споспешествует тебе. Если случится встретиться с каким иеговистом не по собственной воле, сотвори молитву и, как Бог просветит т тебя, так и действуй.
Также поступай и с наркоманами. Если кто-то хочет получить помощь, то должен так настроить приемник сердца, чтобы принимать сигналы другого. А если у кого-то сердечный приемник не настроен , нам надо просить Бога, чтобы он настроил им его, а уж после посылать им Божественные Его слова.
По поводу Божественной Евхаристии, как ты пишешь, это конечно, вопрос для духовника. Если нет духовных препятствий, то причащайся часто, да попостись немного, хотя не от тебя здесь зависит строгость поста, а от начальника столовой и повара. Причащайся хоть и два раза в неделю, если нет препятствий, ибо Причащение Святых Таин укрепит тебя в твоих нынешних жизненных обстоятельствах, и в этом достойном плача обществе, где все - сплошное искушение.
Больше ничего не имею сказать, брат мой. Да будут Христос и Пречистая с тобой. Прости меня, что пишу тебе наскоро.
С любовию о Христе, брат монах Паисий".



Сказал старец: "Освящайте Вашу жизнь. Когда хозяйка творит молитву, занимаясь домашней работой, все освящается: не только сама пища, но и те, кто ее ест, тоже освящаются".



Один из посетителей сказал старцу, что современные люди боятся смерти и старец добавил: "Потому и посещает их смерть, что они ее боятся. Если бы не боялись смерти, их боялась бы смерть".



Сказал старец: "Посмотрите, как много теряют женщины. Бог одарил их большим сердцем, тогда как мужчинам он дал большую рассудительность. Женщины с их большим сердцем имеют большую ревность к духовному. Они много не раздумывают. Верят и идут дальше. Что же делает диавол? В то время, как они, имея такое сердце, могли бы много преуспеть, диавол в конце концов похищает его у них. Они идут, например, в лавку купить в дом поднос для того, чтобы на нем были цветы. Когда они находят поднос, радуются, а сами цветы им уже ни к чему. Таким образом сердце их обращено то к цветам, то к вышивке, и всякий раз диавол в выигрыше".


Сказал старец о мирских попечениях: "Что такое мир? - Побрякушки, суетность. Диавол правит суетностью, мирскими делами. Тот, кто отдал сердце свое суете, находится во власти диавола и даже не понимает этого. Диавол не имеет власти над миром: он управляет теми, кто занят мирскими заботами. Человек должен отвратить свое сердце от мирского и суетного, и тогда сердце его само без труда приходит ко Христу".


Старец сказал: "Как-то одна женщина прислала мне одеяло. Оно было все изукрашено. Она там сделала вышивочку, вышивочку, вышивочку, а потом еще нашила кружева, кружева, кружева. Бедненькая! Сколько радости она испытала, когда делала все эти вышивки и кружева, тогда как я радовался, когда обрезал ножницами все эти украшения и выбросил. Эта женщина не чувствовала радости о Христе, но находила ее в вышивке. Это одеяло пробыло у меня немного времени, и я отдал его тому, кто в нем больше нуждался".



Сказал старец: "Христос стучится в сердце, а диавол - в мозги".



Сказал старец: "Без терпения ничего не бывает. Некоторые так нетерпеливы, как человек, который хочет, едва посадив виноградник, на следующий день пить вино. Это, конечно, невозможно. Тот, кто не имеет терпения, много мучается. Мороз ему кажется вдвойне морозом, а жара вдвойне жарой. Как солдат, которому кажется, что последний месяц его службы длиннее всей его службы. Во всем необходимо большое терпение, а особенно - в вещах духовных".


Сказал старец: "Человек потихоньку меняется, он не следит за своей жизнью и начинает придумывать оправдания. Он и слышать не хочет о втором пришествии, ибо он развлекается и бежит от всяких огорчений. Он и слышать не хочет о кометах и прочих знамениях. А это ведь все полезно, ибо напоминает человеку, что он смертен и надо к смерти готовиться".



Сказал старец: "У нас есть много духовных книг, но, к сожалению, большинство читает их и восхищается ими, нисколько не преуспевая в подвиге. Эти люди похожи на того, кто смотрит хороший фильм, восхищается героями, аплодирует им, но продолжает сидеть в удобных креслах. А без труда и подвига не приходит освящение".


Сказал старец: "Часто мы молимся за какого-нибудь больного. Молятся за него и многие другие. Наконец он умирает, и некоторые спрашивают : почему Бог не услышал наших молитв? Они не знают, что Бог услышал молитвы. Но Он знал нечто больше, чем мы. Мы не знаем, что случилось бы, если Бог оставил того человека жить. Будем же славить Бога за все!"


Сказал старец: "Одно воздыхание стоит больше обильных слез. Не будем просить у Милостивого Бога ни слез, ни даров. Просите покаяния, покаяния, покаяния. Мы нуждаемся в покаянии".


Сказал старец: "Надо нам молиться за усопших. Несчастны те, кто ожидает суда, и никто не даст им прохлождающего напитка, не избавит от оков. "Во аде, - сказано, - нет покаяния". Эти несчастные не могут сами себе помочь, но мы можем. И Бог хочет, чтобы были люди, которые просили бы Его помочь несчастным".


Старец рассказал своему посетителю такой случай: "Я молился Господу, как обычно, и вдруг мысль моя изменила направление. Я сказал себе: "Ты знаешь, что у тебя проблема с легкими, и совершенно не принимаешь необходимых мер, что можешь иметь серьезные последствия для твоего здоровья. И только эта мысль созрела в моем сознании, как я тотчас упал на пол. Я осознал, что принял помысел, который прервал молитву, и потом достаточное время молился, чтобы Господь простил меня. И действительно получил прощение после искренних молитв".


Сказал старец: "Молитва - это доверие Богу. Когда ты абсолютно веришь Богу, то тебе уже нет нужды просить о чем-то или беспокоиться, потому что Бог уже все понял. Только ожидай с терпением, когда плод созреет и упадет".


Во время войны в Персидском заливе старец заперся в келье и не принимал посетителей. Он возносил молитвы о том, чтобы война не стала более страшной и чтобы ее подвергли осуждению. Позже он говорил посетителям: "Молитвой мы не можем отменить то, что определил Христос. Однако он говорил: молитесь, чтобы был день и не настала ночь, чтобы пришла весна, и не было зимы. От молитвы зло уменьшается".


Старец сказал: "Я знаю, что наш Ангел-Хранитель за нас ходатайствует и руководит нами. Когда мы молимся за кого-нибудь, наш Ангел может помочь с быстротой молнии Он может предупредить или сохранить того, о ком мы молимся".


Сказал старец: "Когда мы ищем решение наших земных проблем, Бог слышит, но делает вид, будто не слышит. Это потому, что не принесло бы нам пользы решение всех наших проблем, так как мы теряем сокровище на небесах, которое возрастает независимо от того, решатся ли наши житейские проблемы".


Многие верующие люди легко осуждают других, тогда как нужно их любить и ставить выше себя. Отец Паисий всегда говорил, что грешник в глазах людей может быть святым у Бога. Он говорил: "Какой-нибудь преступник, может быть, уже держал ответ пред Богом за свои грехи, тогда как, например, какой-нибудь монах - нет. И даже преступника надо считать лучшим, чем мы сами. Смирение и любовь - они вместе, они идут рядом. Надо страдать за другого и творить молитву от сердца. Духовный человек считает благодеянием для себя, когда он находится в худшем положении, чем другие. Он внутренне освобождается, чувствует благодеяние и благость Божию и молится, и призывает Бога с плачем, чтобы Он помог всем людям, которых духовный человек видит высшими себя самого. Его смирение становится подлинным, становится состоянием его души".


Сказал старец: "Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопремечательности и забыть боль".


Отец Паисий рассказал: "Один учитель имел семерых или восьмерых детей. И вот, когда ему было около пятидесяти, у одного ребенка что-то случилось с глазом. Его обследовали, нашли опухоль и глаз удалили. Над бедняжкой смеялись все дети в школе. Как было утешить несчастного? Я подумал, что могу ему помочь. Ребенку было двенадцать лет, и он уже кое-что понимал. Несчастный не знал, что такое утешение. Я сказал учителю, что души,которые борются с несчастьем с помощью славословия Бога, будут в будущем вместе с Пафнутием Исповедником, которому вырвали глаз за его веру во Христа. Бедный учитель это понял и прыгал от радости. Это было неложное учение. Это была действительность. Он увидел, что несправедливости не было, ибо Бог не совершает несправедливости. Я верю, что в День Суда Бог воздаст твоему ребенку".


Сказал старец: "Человек должен радоваться, когда его обижают. Однако, ему не следует искать этого намеренно, так как в этом действии нет любви".


Сказал старец: "Если исполнишь в этом мире то, что должен, то спасешься. Если немного прибавишь к этому, то получишь и монетку сверху. Если кто отведает палки несправедливо, тогда получит полную награду. Люди очень благочестивой жизни часто подвергаются испытаниям, и с ними случается наихудшее. Другие, когда это видят, спрашивают, почему Бог попустил это. Приведу пример. Очень хорошая семья. И муж очень хороший, и жена очень хорошая, и дети очень хорошие. Все церковные, все причащаются и т.п. Однажды приходит пьяница или сумасшедший, бьет главу семейства и убивает его без всякого повода. Потом люди, далекие от Бога, говорят: "Вот посмотри не него. Он нес свой Крест и за это пострадал". Это, однако, бесстыдство. Бог, надо нам знать, попускает умирать и совсем невинным людям, чтоб дать возможность окончательно бесстыдным сказать то, что сказал добрый разбойник наглому разбойнику: " Не боишься ли ты Бога? мы справедливо страдаем, а этот Человек не совершил ничего. Разве не боишься ты Бога?"


Сказал старец: "Бог попускает некоторым пострадать без вины, чтобы дать возможность и бессовестным очнуться. Те, кто терпит без вины, могут стать самыми любимыми чадами Божиими. Я верю, что в раю Бог скажет им: "Выбирайте лучшее место". Поэтому, когда мы ищем только своего, мы теряем все. Мы теряем и наш покой, теряем и нашу награду на небесах".


Сказал старец: "Некоторые люди имеют мало веры в Бога и мало сил, чтобы бороться с трудностями. Часто вмешивается и диавол и создает трудности, чтобы получить этих людей. Поэтому они нуждаются в помощи. Я вспоминаю, когда я был маленьким и изучал резьбу по дереву, инструменты упали мне на ноги и ударили меня. Я сказал тогда: "чтоб им пусто было", "пропади они пропадом", и другое в этом роде. В другой раз я ничего не говорил, но возмущался еще больше. А потом я принял решение и каждый раз, когда стукался, говорил: "Велико имя Пресвятыя Троицы" или "Слава Тебе, Боже". И таким образом диавол убрался, ибо я понял его цель. Будем знать, что бывают испытания от Бога, но приходит диавол и окрашивает их в черный цвет. В этом и заключается трудность".


Сказал старец: "Сейчас, когда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни".


Сказал старец: "Я вижу, что сегодняшняя молодежь творит столько бесчинств, чтобы получить удовольствия, тогда как в духовной жизни они получили гораздо более глубокие божественные радости. В удовольствиях человек может прожить минуту, десять дней и целый год. Но с тех пор, как он их испытывает, он часто спрашивает, неужели в раю есть нечто лучшее, чем то, что он переживает здесь. Ныне молодые полагают, что получают что-то. Они напоминают голодных детей, которые подбирают то, что выбросили солдаты-оккупанты. Они грызут это и воображают, что нечто получили, тогда как это НИЧТО".


Сказал старец: "Многие миряне не создают семьи, а если и создают, то не имеют детей. Таким образом они сами разоряют свой род".


Сказал старец: "Женщинам следует вести простую жизнь, чтобы они могли больше заниматься своими детьми, когда дети в этом нуждаются".


О молодых сказал старец: "Здоровые парни! Новые машины с замершим маслом".


Сказал старец: "Многие видели своего Ангела-Хранителя. Как только кто его увидит, он уже ничего другого не хочет. Маленькие дети, когда смеются, видят своего Ангела-Хранителя. Вам надо учить маленьких детей молиться, ибо Бог их слышит".


Как-то один преподаватель университета посетил старца и сказал ему:
- Старче, мне трудно поверить, что Бог есть. Знаешь, я человек образованный, живу на Западе, и все то, что ты говоришь и делаешь, я могу объяснить логически. Конечно, какая-то сила, может быть, и существует, но то, что ты говоришь о Христе, о Таинствах, я принять не могу.
Старец его выслушал и сказал коротко:
- Ты глупее ящерицы.
Тот обиделся на эти слова старца и возражал.
Но старец настаивал:
- Я тебе правду говорю. Ты глупее ящерицы, и я тебе это докажу.
Там, рядом со старцем жила ящерица, и он ее позвал. Зверюшка подбежала к нему, и он попросил ее сказать, есть ли Бог. Ящерица поднялась на двух лапках и кивнула головкой, как бы давая этим движением положительный ответ. Ученый растерялся и начал плакать. А старец сказал ему:
- Видишь теперь, что ты глупее ящерицы? Ящерица знает, что есть Бог, а ты, имея мозги, не понимаешь, что Бог существует.
Преподаватель ушел из кельи старца потрясенный.


Рассказал старец: "Как-то ко мне пришли два католика. Один пожилой и грамотный. Может быть секретарь из Ватикана или журналист. Я не знаю точно, - не хотелось проявлять особого интереса. Итак, один мне говорит: "Давайте прочитаем "Отче наш"". Я сказал: "Чтобы мы это прочитали вместе, надо нам согласиться в догматах. Ведь между вами и нами большая пропасть". Потом он говорит: "Разве только православные близки к Богу и только они спасаются? Бог - для всего мира". "Да, - говорю я, - но у нас есть различия. Мы по природе чада одного Отца, но некоторые находятся в доме, а другие обретаются снаружи" (архимандрит Иероним, настоятель Свято-Троицкого Алатырского монастыря, живший на Афоне, рассказывает, что когда к о. Паисию приходили с экуменическими идеями, он с гневом выгонял таких людей из калибки, и ни воды, ни кофе, ни лукума не давал. Вообще на Афоне и во всей Греции католиков считают еретиками).


Сказал старец: "У нас есть долг проявлять о неправославных доброе беспокойство. Католик ли он, протестант или кто другой, надо говорить ему, что он заблуждается, вот так мы и проявим добрую тревогу. Не надо их успокаивать, якобы по любви, и говорить им, что они правы, потому что тогда у них не будет повода для беспокойства. Надо быть внимательными, ибо Бог с нас спросит".


Старца посетил один юноша, который изучал право. Целью его поездки на Афон был "духовный туризм". Вот его собственные впечатления.
" Там у задней двери кельи, я встал на колени в первый раз после двенадцати лет упорного атеизма. Я помолился нашему Господу, Который только что начал открываться моей душе, и сказал: "Боже мой, если Ты действительно есть и хочешь, чтобы я поверил, пусть придет старец и поговорит со мной о Тебе".
Не прошло и пяти минут, как к нам подошел старец, со спокойным взглядом и очень приятной улыбкой. Он вернулся из леса, куда ходил молиться. Когда он приблизился ко мне, я сказал ему, что хочу сделать маленький подарок и взять благословение. "Наклонись, я тебя благословлю", - сказал старец. Первый раз после моего крещения я наклонил голову и взял благословение во имя Пресвятой Троицы. Потом он вывел нас во двор кельи и говорил с нами не только о Боге, но и о том, что происходит в мире, так, как будто он только что прослушал сводку последних известий".

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поучения старца Паисия,схимонаха афонского | Ketti_Ket - Фотограф Екатерина Захаркова | Лента друзей Ketti_Ket / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»