О ПОКАЯНИИ И ИСПОВЕДИ ГОВОРЯТ НАШИ СОВРЕМЕННЫЕ ДУХОВНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ
1. "Через покаяние дается вера: Господь открывается только тому, кто сознает свою греховность".
Схиархимандрит Кирик
2. "Награда покаянию - живая вера и упование. С 
упованием ощущает в себе душа силы, а там - любовь к Богу!"
Схиархимандрит Даниил.
3. "Грех парализует свободу воли, а покаяние прибавляет, освобождает волю на добро и сердце расширяет на любовь, на любовь к Богу и ближнему".
Схиархимандрит Даниил.
4. "За одно только всегдашнее чувство покаяния можно спастись, так как память о покаянии не дает воли грешить".
Схиархимандрит Кирик.
5. "Проси у Господа со всем усердием величайшего и нужнейшего из всех даров - видеть свои грехи и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все!"
Игумен Никон.
6. "...исповедь - не просто разговор с духовным отцом, не погоня за утешением, не рассказ о грехах, не оправдание себя, не соболезнование о себе, не жалобы на других, не спор с духовным отцом, но сознание своей вины. Если укорять других, а не себя - облегчения не будет".
Схиархимандрит Даниил.
7. "Не было случая, чтобы Господь отказал когда-либо кающемуся в прощении. Только Господь не прощает нам, когда мы сами не прощаем другим. Поэтому помиримся со всеми, чтобы Господь помирился с нами. Простим всем, чтобы Господь нам простил".
Игумен Никон.
8. "Верить себе нельзя (предчувствиям, уверенности, что не будет из меня проку), а трудиться в покаянии необходимо. Господь пришел грешников спасти, но кающихся. Только кающимся вменяется всемирная крестная жертва Спасителя".
Игумен Никон.
9. О. Алексей Мечев на исповеди требовал не перечня грехов, а сознательного отношения к своим поступкам, глубокого раскаяния в них и твердого намерения исправиться. Не надо, исповедуясь, касаться других и говорить ненужные подробности.
10. О. Алексей Мечев считал, что лучше исповедываться без бумажки (где записаны грехи), так как если человек не помнит своих грехов, значит душа у него о них не болит. То, о чем болеешь душой, не забудется.
11. "Весь наш внутренний подвиг должен сосредоточиться в покаянии и во всем, что содействует покаянию, а Божие придет само собой, когда место будет чисто и если изволит Господь".
Игумен Никон.
12. "В больницах не осуждают друг друга за ту или иную болезнь. А мы все больны душевными болезнями - грехами. Одно надо твердо знать: нельзя отчаиваться ни в каком состоянии. Отчаяние - смерть души. В самых тяжких грехах можно покаяться и получить прощение. Многие отчаяннейшие разбойники и душегубы не только получили прощение, но достигли и святости".
Игумен Никон.
13. "Не оправдывай себя ни в каком грехе, как бы мал он ни казался. Всякий грех - нарушение воли Божией, показатель нелюбви к Богу. Поэтому надо всякий сделанный грех очищать покаянием".
Игумен Никон.
14. "Из плача и сокрушения о грехах рождается страх Божий, то есть страх оскорбить Бога, затем рождается чувство близости Бога к нам, а затем рождается постепенно твердая решимость лучше умереть, чем оскорбить Господа, чем лишиться Его близости, появляется твердость в скорбях, не только безропотное несение их, но и благодарность за них, то есть сердце будет ощущать радость очищения скорбями и удовлетворения некоторого, что можно терпеть ради Бога и тем любить Его".
Игумен Никон.
15. "Укоряй себя в каждом грехе, в каждой дурной мысли, в маловерии, сомнении, в бестолковом страхе смерти, укоряй и кайся тут же и будешь так приобретать спокойствие и мир душевный, преданность в волю Божию".
Игумен Никон.
16. "В частной, личной исповеди, человек должен прийти и свою душу изливать. Не смотреть в книжку и не повторять слова других. Он должен поставить перед собой вопрос: если бы я стал перед лицом Христа Спасителя и перед лицом всех людей, которые меня знают, что бы явилось предметом стыда для меня, что я не смог бы открыть с готовностью перед всеми, потому что слишком бы было страшно от того, что меня увидят таким, каким я себя вижу? Вот в чем надо исповедоваться".
Митрополит Антоний Сурожский.
17. "В чем заключается покаяние? Человек, который отвернулся от Бога или жил собой, вдруг или постепенно понимает, что его жизнь не может быть полной в том виде, в каком он ее переживает. Покаяние заключается в том, чтобы обернуться лицом к Богу".
Митрополит Антоний Сурожский.
18. "Стоит только верующему во Христа осознать свои немощи и грехи и попросить прощения, как любовь Божия очищает и исцеляет все раны греховные. Грехи всего мира тонут в море любви Божией как брошенный в воду камень. Не должно быть места унынию, безнадежию, отчаянию! Здешние земные скорби, болезни, тяготы старости будут радовать нас в будущей жизни. Если Господь страдал за нас, то как нам хотя бы в малой мере не быть участниками страданий Христовых! Душа наша, образ Божий, живущий в нас, желает быть причастником страданий Христовых, только наше малодушие и немощь боятся их, хотя силы, может быть, и хватило бы на терпение".
Игумен Никон.
19. "Покаяние молодит сердце и продлевает жизнь".
Святитель Николай Сербский (Велимирович).
20. "У кающегося открываются глаза на два пути: на тот, которым идет он, и тот, которым он должен идти".
Святитель Николай Сербский (Велимирович).
21. "Господь мой, поспеши и укажи новый путь кающемуся, когда возненавидит он старый путь свой".
Святитель Николай Сербский (Велимирович).
22. "За все грехи людские каюсь Тебе, многомилостивый! Каюсь за всех обремененных, сгибающихся под тяжестью забот и не умеющих возложить все заботы на Тебя. Слабому человеку не по силам и наималейшее бремя, для Тебя же и гора бедствий - будто комок снега, брошенный в печь огненную".
Святитель Николай Сербский (Велимирович).
23. "Святой Предтеча Господень Иоанн - учитель покаяния. Есть много учителей покаяния, но святой Иоанн Предтеча отличается от них. Те только учат покаянию, а святой Иоанн Предтеча не только учит, но дает силу на покаяние обращающимся к нему".
Архимандрит Борис (Холчев).
24. "Помните: "покаяние" в переводе на русский язык означает "перемена".
Архимандрит Борис (Холчев).
25. "Сердцевина покаяния - это обращение к Богу с надеждой, с уверенностью, что у Бога хватит и любви, чтобы простить, и силы, чтобы нас изменить. Покаяние - это тот поворот жизни, оборот мыслей, перемена сердца, который нас обращает лицом к Богу в радостной и трепетной надежде, в уверенности, что хотя мы не заслуживаем милости Божией, но Господь пришел на землю не судить, а спасти, пришел на землю не к праведным, а к грешным".
Митрополит Антоний Сурожский.
26. "Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи, и будет тогда радость на душе и мир. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои".
Преподобный старец Силуан.