На утро выпал снег... Первый снег этой осени. Мой родной город был удивительно красив в лучах просыпающегося Солнца. Ясное небо, шелест ярких падающих листьев, тишина и безветрие... Хрупкие крупинки снега сияли на ковре из листьев, словно россыпи бриллиантов. Поезд из Москвы нечаянно привез меня на станцию Рай? Знакомая с детства дорога домой. Стук каблуков по старому капризному серому асфальту... Ох уж эти ростовские тротуары... "Я помню все твои трещинки". ))
И я не могу толком объяснить себе, почему так люблю этот небольшой древний город с чуть более чем тридцатью тысячами населения, почему так рвусь сюда и отказываюсь от возможности жить и работать хотя бы в соседнем большом Ярославле.
Ростов Великий, который часто путают с Ростовом-на-Дону - его младшим собратом, и часто указывают как Ростов Ярославский, встречал меня словно дочь и сестру, встречал, нарядившись в роскошные одежды. Древний благородный и свободный дух города словно стремился обнять меня, говоря: "Никуда я тебя не отпущу, только если в гости". А я словно бы соглашалась, отвечая вопросом: "Ну как же я без тебя"?
Притягательность Ростова – это неразгаданная загадка древнего русского города, - читаю я в одной из современных статей, - Человек, посетивший город один раз, старается приехать сюда снова и снова. А человек, родившийся здесь? ))
Несомненно, если существует этот некий Дух глубин, влекущий сюда людей, то он сокрыт в глубинах нашего загадочного озера Неро. Около 500 тыс. лет назад его сформировал ледник, растаявший здесь по одним сведениям 60, по другим 20 тыс. лет назад. Какое оно в те времена было огромное! Озеро заполняло всю сегодняшнюю приозерную котловину и занимало 750 кв. км. Современные его размеры и очертания сложились около 5 тыс. лет назад. И сегодня это самое большое озеро Ярославской области. Длина его береговой линии - около 48 км, наибольшая ширина - 8 км, наибольшая длина - 12 км, площадь - 54 кв.км. А вот наибольшая глубина - всего 4 м, при средней чуть больше 1 м. Дно Озера - многометровые (до 20 м) илистые отложения. Разумеется, существуют легенды о его местном чудовище и затонувших в его глубинах сокровищах.
Сам же Ростов упомянут за 862 годом, как уже существующий, крупный для своего времени город. Возник он на берегу речки Пижермы, впадающей в озеро Неро, на землях, заселённых угро-финским племенем Меря. Недалеко находилась столица этого племени – Сарское городище. Древние остатки этого города 7-13 веков можно исследовать в настоящее время в излучине реки Сара в десяти километрах от Ростова. Славяне приходят в эти земли в 9-11 веках. Первыми приходят новгородцы, затем кривичи и, вероятно, вятичи.
Недалеко от озера (к юго-востоку от того места, где сейчас располагается Ростовский кремль) они оборудуют свой стан, на месте которого в дальнейшем находилось представительство наместников киевского князя и двор ростовских князей. Расселение славян в этих землях протекает мирно. В течение нескольких веков происходит ассимиляция угро-финского племени. Сейчас об этом племени напоминают дошедшие до нашего времени географические названия: озеро Неро, реки Нерль, Которосль и другие.
В 907 и 911 годах ростовские воины участвуют в походах под руководством князя Олега на Царьград (Константинополь, нынешний Стамбул) и в результате побед берут единовременную дань на себя и ежегодную на свой город, добиваются льготных условий в торговле и удобного проживания в византийской столице. Это показательный факт, потому что такова суть города - это Меркурий как торговец, хитрец и плут, но плут знающий и умный, почитающий культуру и стремящийся к знаниям и просвещению.
Летом 991 года в Ростов прибывают Киевский Великий князь Владимир с митрополитом, четырьмя епископами и воеводою Добрыней и крестят местных жителей в водах озера Неро, то бишь насильно загоняют жителей в озеро, бьют их, навешивают на них кресты, толком ничего не объясняя. Но каноническое христианство как массовый продукт, упрощенное донельзя, всегда было и будет чуждо духу города. Крещение приняла меньшая часть жителей, большинство продолжало оставаться язычниками. Первые епископы, греки Феодор и Илларион, даже вынуждены были покинуть город из-за враждебного отношения приверженцев старой веры. Следующий епископ Леонтий из-за постоянных нападений язычников уходит из центра города, селится в пригороде (в районе нынешнего Спасо-Яковлекского монастыря) и несет Слово Божие детям, то есть воздействует на наиболее подверженную влиянию психику и разум, ведь дети, как известно, воспринимают информацию в основном некритично, не подвергая ее анализу. Сейчас такая практика внедрена в ростовских школах как обязательные уроки "духовно-нравственного воспитания".
Святитель Леонтий, первый Святой Северо-Востока Руси, принял мученическую смерть от язычников во время восстания волхвов в 1071 году. В настоящее время его мощи покоятся под спудом в Успенском кафедральном соборе.
В 988-1010 годах ростовским княжеством управлял Ярослав Мудрый, заложивший, для защиты Ростова и контроля торгового пути по Волге, город Ярославль. Следующим ростовским князем был князь-мученик Борис, который вместе с братом Глебом был причислен к лику Святых после смерти от рук наёмных убийц, подосланных их братом Святополком Окаянным. В 11 веке в Ростове была построена удивительно красивая дубовая церковь. Сейчас на этом месте стоит Успенский собор. В 12 веке ростовским столом владел князь Юрий Долгорукий, по повелению которого на землях ростовского боярина Кучки был заложен град Москва.
Первым удельным ростовским князем считается Константин Всеволодович, который вел борьбу за великокняжеский престол со своим младшим братом князем Юрием владимирским. В этой борьбе принимал активное участие знаменитый ростовский богатырь Алеша (Александр) Попович, деревянный замок которого находился недалеко от города на реке. Здесь же в 1218 году Алеша (Александр) Попович проводит съезд русских богатырей, которые осудили междоусобную борьбу русских князей. Богатырь погиб в битве на реке Калке в 1223 году, при вторжении монголо-татар в половецкие земли.
Зимой 1238 года полчища Батыя прошлись по Владимиро-Суздальскому и Ростовскому княжествам. Решающее сражение между объединённым войском этих княжеств и монголо - татарами произошло в марте на льду реки Сить. Русские войска были полностью разгромлены, а ростовский князь Василько был ранен и пленён. Монголы предлагают ростовскому князю командную должность в своём войске, но тот не желает служить захватчикам, и монголы его зверски убивают. Князь - герой похоронен в Успенском соборе города Ростова. А его жена, княгиня Мария, после гибели мужа успешно помогает своим детям, малолетним князьям Борису и Глебу управлять княжеством в этот нелёгкий период ордынского ига. Княгиня Мария - единственная женщина-летописец на Руси.
Несмотря на трудные времена татарского ига, Ростов остаётся одним из главных культурно-просветительских центров Руси. В ростовском монастыре, именуемом Григорьевским затвором, пишутся православные, исторические книги, переводится иностранная, в том числе и философская литература, ведётся большая просветительская работа среди местных жителей, несмотря на ассимиляцию исконной культуры и верований христианством, надо признать, что эта работа действительно была просветительской. Когда в других уголках страны книги жгли, в Ростове их писали и переводили, потому что Меркурий дарует ко всему прочему знание языков и он силен здесь и по сей день. )) Уже позже здесь жил и творил проповедник Дмитрий Ростовский - публицист, просветитель, драматург, автор духовных песнопений, единственный Святой 18-го века в России.
В конце 18 века по Указу Екатерины Второй город получил новую регулярную симметричную планировку и стал перестраиваться. В этот же период Ростов Великий становится одним из главных торговых центров России. Городские торговые площади занимают огромные пространства, строятся здания предназначенные для торговли, а ежегодная торговая ярмарка по объёму оборота становится третьей в стране после Макарьевской (Нижегородской) и Ирбитской.
В 1778 году митрополичью кафедру Архиерейского двора перенесли в Ярославль, и грандиозный архитектурный комплекс в Ростове оказался никому не нужен.
Его храмы и здания стали приходить в негодность, и в начале XIX века Синод даже предлагал разобрать на кирпичи Григорьевскую и Иоанновскую церкви. Здания храмов использовались Церковью как склады, в одной из них даже была скотобойня.
Ростовский кремль спасло и восстановило ростовское купечество, жители города, которые оказались неравнодушны к своим архитектурным памятникам и подали прошение о восстановлении всех пяти храмов Архиерейского двора.
С тех пор храмы поддерживались главным образом на пожертвования паломников, ростовских купцов и мещан. А Архиерейский двор стал называться кремлем.
С 1880 года на пожертвования горожан началось быстрое восстановление и возрождение Ростовского кремля. Большое участие в возрождении кремля принимал купец А.А.Титов, председатель Земской управы, историк и этнограф. В это же время здесь открывается музей. Его история начинается в 1883 году, когда в отреставрированной Белой палате открылся Музей церковных древностей. Создание музея поддержали даже члены императорской фамилии, принявшие его под свое покровительство: наследник цесаревич (будущий император) Николай Александрович и его братья.
В советское время музей был реорганизован и с 1918 года стал называться Государственным музеем древностей, а с 1934 года был преобразован в краеведческий музей. Сотрудникам во главе с директором Д.А.Ушаковым удалось спасти множество ценнейших экспонатов, которые и сейчас хранятся в корпусах кремля. В 1959 году после реставрации музей был включен в состав Ярославо-Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника, а с 1969 года становится снова самостоятельным музеем.
30 сентября2010 года официально объявлено о передаче Ростовского Кремля РПЦ.
Планируется создать здесь за счет инвестора несколько новых туристических продуктов, это и Всероссийский центр венчания и крещения (еще бы поминания), и паломнический центр, и просветительский центр Русской православной церкви.
"Процесс передачи в Ростовского Кремля будет очень длительным, и, повторюсь, спокойным", - говорит губернатор.
Также он говорит о том, что музей в рамках этого будущего всероссийского оплота мракобесия будет сохранен. Тяжело представить, что от него останется и какие в рамках культурной программы будут экскурсии.
Я собирала букет из красивейших осенних листьев, и надежда на победу Меркурианского духа не угасала во мне. Ростов Великий никогда не будет центром православия, по крайней мере в той форме, как это хотят с ним сделать. Дух этого города не позволит господину Якунину и благословившим его властям и патриарху воплотить этот проект. Пусть работы будут вестись, но никакой прибыли это не принесет, и план клерикализации Ростова развалится рано или поздно, но судя по всему поздно. Иначе не может быть.
Я думала так этим золото-оранжевым утром, когда услышала музыку. У меня в сумке лежал сенсорный телефон, и я, видимо, забыла заблокировать экран и включился плеер. Включилась песня ДДТ "Мертвый город. Рождество". (Я, кстати, всегда видела в ней телемитский подтекст - разрушение ветхого мира огнем, рождение Антихриста (греческая приставка анти=вместо) как пророка Нового эона, и намек в песне на божественный экстаз Св.Терезы тоже вроде бы уместен.)
Я полезла в сумку за телефоном, и вдруг замерла на месте.
Шевчук начинал уже второй куплет:
Источники:
http://rostovru.ru/Arhitect/kreml_3.htm
www.interfax.ru/txt.asp?sec=1483&id=193516
http://www.vidania.ru/cityrostovveliky.html