Сейчас, редактируя перевод главы о символизме Эроса в каббале, и вчитываясь в строчки Зоара в поиске нужных цитат, всерьез задумалась о том, почему все-таки Цадди не Звезда, если исключить известное объяснение, что такая перестановка приводит последовательность козырей таро в совершенную симметрию и идею двойной петли, и даже то, что значение буквы "рыболовный крючок" может быть связано с христианским символизмом Эона Осириса и следующими за этим доводами...
И вот что написано в Зоаре про Цадди:
Вошла цади и сказала: Господин миров, хорошо бы тебе сотворить мир мной, которой подписываются праведники, как написано «праведник Господь, любит праведников» (Пс. 10:7). (Второе название буквы цади: цадик (праведник)). Сказал ей: цади, цади, ты праведна, но должна быть скрыта, не следует тебе настолько открываться, чтобы не дать повода миру (грешить). Это значит, что с нун объединилась йод (из) Святого имени. Тайна в том, что Всевышний сотворил Адама двуликим, поэтому лики йод обращены назад и не повернуты друг к другу, один смотрит вверх, другой вниз. Сказал ей Всевышний: я уготовил рассечь тебя в другом месте и повернуть лицом к лицу.
Далее идет толкование:
Верхняя часть буквы цади, начинающей слово «праведник», состоит из двух букв юд – слева обычная, а правая вывернута в другую сторону. Если убрать йод справа, получится буква нун.Верхние части цади, подобно двуликому Адаму, обращены в разные стороны: устремленная вверх означает праведность, а опущенная вниз символизирует грех. В будущем произойдет новое соединение противоположностей и цади обретет иную форму, поскольку отрезанные половины сойдутся, повернувшись лицом к лицу.
Итак, буква Цадди символизирует союз противоположностей, неравный до срока (Женский принцип буквы Нун подавлен мужским принципом буквы йод), что может отражать патриархальность эона Осириса. Это вполне объясняет, почему грех, зло и порок связывались с подавленной женской, нижней частью буквы.
Согласно Зоару именно в разрыве божественного супружества, отчуждения мужского и женского кроется корень всех бед:
Вот так, например, пишет Дроб:
В результате Швират ха-келим, Небесная Мать и Отец (то есть парцуфим Абба и Имма), которые до настоящего времени находились "лицом к лицу" в сексуальном единении, поворачиваются спиной к друг другу и становятся полностью разобщенными. "Хаос", вызванный Ломкой сосудов, является сексуальным и творческим отчуждением, которое может только быть исправлено посредством объединения противоположностей через воссоединение coniunctio полов. Точно так же, как отхождение вод предшествует рождению новой человеческой жизни, Ломка сосудов объявляет второе рождение нового устроения личности и мира, которое будет завершено человеком в процессе Тиккун (восстановления).
Возможно, именно в рассечении буквы Цадди кроется принципиальное отличие Нового эона от старого.
Противоположности должны встретиться лицом к лицу, женская сексуальность реабилитирована, процесс восстановления мира запущен самим человеком, осознавшим себя как Бога.
Эон Осириса был тяжелым временем, когда, как писал Юнг:
В этом жестоком мире правит злой Тиферет, не объединенный с Малкут.
Точная харастеристика Императора в его отрицательном смысле. Ужасный Отец, раздутое эго. Совсем не похоже на Звезду.
И далее интересно:
Но грядущий Мессия объединит Царя и Царицу, и они вернут Богу его изначальное единство.
Не исключено, что мы живем именно в эту эпоху. ;)
В э
В эт