www.espresso-id.ru
Быть в тренде.
Оксана Чеботарева.
Слухи о скором банкротстве ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (ОАО ВМУ) – главного предприятия Воскресенска – несколько лет назад выглядели вполне убедительными. Что позволило предприятию в условиях кризиса не только оставаться на плаву, но и динамично развиваться и каковы перспективы? Вместе с экспертами «Эспрессо» разбиралась наш корреспондент.
В 2009 году руководство предприятия провозгласило приверженность главному принципу своей деятельности – корпоративной культуре постоянного совершенствования.
ИЗДЕРЖКИ. Задача любого производителя в условиях свободного рынка – добиться эффективности производства за счет уменьшения себестоимости продукции и повышения ее качества. Снижали затраты, в том числе с помощью оптимизации бизнес-процессов. Это позволило более чем на треть улучшить финансовые результаты завода по сравнению с запланированными.
Ирина Рабовил, директор по экономике и финансам ОАО ВМУ:– Выручка по итогам года составила порядка 12 млрд рублей. Чистая прибыль – около 2 млрд рублей. Цифра в 12 раз больше, чем годом ранее. Мы полностью покрыли убытки по предыдущим кризисным годам. Повышения бюджетных показателей прибыли добились благодаря снижению постоянных расходов на 30%. Как мы реструктуризировали бизнес-процессы, могу объяснить на простом примере. Небольшое подразделение – управление автотранспорта. Около 280 единиц техники. Был полностью пересмотрен подход к управлению этим подразделением. Изменился управленческий состав, появилась современная система диспетчеризации. Сразу стала понятна загрузка машин, многие из них большую часть времени простаивали. Мы избавились от лишнего автотранспорта, по-другому стали проводить ремонт, заменили старые машины на новые, более мощные. В итоге машин стало почти в два раза меньше, а суммарный эффект составил 1,5 млн долларов.
ТРЕНДЫ. Методика взаимоотношений с рынком проста и заключается в хорошем знании его потребностей. Сегодня ставка делается на интенсификацию процессов в сельском хозяйстве. Растениям необходимы минеральные вещества в легкоусвояемой форме. Поэтому растет спрос на сложные, полностью растворимые удобрения (NPK). Именно такие все больше требуются высокотехнологичному аграрному производству в закрытом грунте с применением капельной системы полива. Этот тренд почувствовали воскресенские химики.
Виктор Переходов, коммерческий директор ОАО ВМУ: – Все, что завод произвел, было отгружено на внешний и внутренний рынок. Только в России у нас есть покупатели в 55 регионах. В прошлом году внутренний рынок показывал рост. Некоторое снижение цен произошло только в конце ноября в связи с макроэкономической ситуацией. Нашей перспективной задачей было – освоить рынок NPK (азотно-фосфорно-калийные удобрения), и мы продали их в 2,4 раза больше, чем в 2010 году. В этом году планируем отгрузить в 1,5 раза больше NPK. Этот продукт получил хорошую оценку на внутреннем рынке, нам не поступило ни одной рекламации от покупателей – только положительные отзывы о качестве нашей продукции. В 2011 году стартовал проект по производству новой марки удобрений из премиального сегмента, который будет поставляться в Европу.
ПЕРСОНАЛ. Соответствовать высоким стандартам качества позволяют кадры, способные осваивать сложное производство, и инновации, основанные на последних научных разработках. Высококвалифицированные специалисты сегодня нарасхват, и, следовательно, они рассчитывают на хорошую зарплату.
Жанна Кирпичева, директор по персоналу ОАО ВМУ: – В прошлом году мы приняли на работу 42 молодых специалиста. Наши ряды пополнили выпускники Ивановского энергетического университета и других вузов. За каждым новым сотрудником прикреплен опытный наставник. Под каждого специалиста разработана адаптационная программа сроком на один год. Это оптимальный период, за который молодые специалисты могут проявить себя. Некоторые из них уже начали подниматься по карьерной лестнице. Работа с персоналом выстроена таким образом, что любой желающий имеет все возможности для роста и повышения квалификации. В 2011 году впервые запущена программа обучения работников иностранному языку. У нас на заводе есть лицензированное подразделение по подготовке кадров. Мы единственные в районе имеем лицензию на подготовку специалистов по 98 профессиям в своей сфере. Приток молодежи дает свой положительный результат. Средний возраст работников предприятия снизился до 45 лет. Текучесть кадров снизилась до 1,2% , что в несколько раз меньше прошлогодних показателей. Это говорит о том, что люди вовлечены в процесс и им нравится здесь работать. Способствует этому и разработанная в прошлом году гибкая система оплаты труда – KPI.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Социальной политике в ОАО ВМУ уделяется особое внимание. В 2011 году на лечение и отдых работников, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий завод направил более 6 млн рублей. Выплаты социального характера профсоюзом «ВМУ» составили около 5 млн рублей (единовременная помощь при рождении ребенка, льготные путевки, беспроцентные ссуды, материальная помощь). Завод продолжает активно поддерживать социальные объекты города – воскресенское отделение Красного Креста, ДК «Химик», Совет ветеранов, музей преприятия и другие. Так, например, в прошлом году финансирование ДК «Химик» составило более 18 млн рублей. Финансирование детской спортивной организации «Дрозд» было увеличено до 4,2 млн рублей (в 2010-м – 3,2 млн рублей). ВМУ оказали спонсорскую помощь хоккейному клубу «Воскресенский Химик» – 5 млн рублей.
ИННОВАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ. Прошлый год стал для завода временем стабильной работы и внедрения передовых технологий. Предприятие в два раза увеличило капитальные вложения в производственные мощности и на 60% их финансирование.
Мурад Чапаров, генеральный директор ОАО ВМУ: – Не только конъюнктура рынка способствовала успешной деятельности предприятия. Коллектив завода приложил все усилия, чтобы сделать работу более эффективной и снизить издержки. Мне, как руководителю, отрадно, анализируя итоги года, констатировать факт: главный принцип нашей деятельности, наша корпоративная культура постоянного совершенствования, которую мы провозгласили в 2009 году, действует. Исходя из этого мы выстраиваем всю систему управления. И это дает свои результаты. Принцип оптимизации бизнес-процессов позволил увеличить финансовые результаты завода на 35% от запланированных. А это повышение стабильности работы предприятия, бесперебойности и безопасности производства. Нам есть что рассказать и о политике развития завода в прошлом году. Это можно назвать революцией в производстве минеральных удобрений. Мы научились очень эффективно использовать в качестве сырья обедненные фосфориты Егорьевского месторождения. Благодаря этому нарастили выпуск кислоты. Кстати, этот проект был реализован в минимальные сроки. От идеи до ввода в эксплуатацию прошло несколько месяцев. В прошлом году мы работали над расширением своей продуктовой линейки, а именно – над новой маркой удобрений из премиального сегмента. В октябре этого года планируем ввод в эксплуатацию нового производства.
По ряду причин российские аграрии сейчас не всегда могут позволить себе приобрести сложные и дорогие удобрения: их негде хранить, нет специальной техники для внесения на поля, нет специалистов, которые знали бы тонкости технологического процесса. Это – следствие системного кризиса в отечественном сельском хозяйстве. Но сегодня сельхозпроизводитель, поддерживающий плодородие почв дедовскими методами, обречен на вымирание. А низкая урожайность – угроза продовольственной безопасности страны. Поэтому девиз прошлого года – «Химия – наша жизнь, наше будущее», – объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международным годом химии, будет актуален для России еще очень долго. В связи с чем опыт успешной деятельности предприятий по производству минеральных удобрений – таких, как ОАО ВМУ, приобретает особую значимость не только с точки зрения бизнеса, но и с точки зрения стратегии развития государства.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
813 тыс. тонн товарной продукции произведено ОАО МВУ в 2011 году.
17% составил рост экспорта продукции в 2011 году.
622 млн рублей – сумма капитальных вложений в производство в 2011 году.
[608x405]