www.espresso-id.ru
Скажи.
Елена Сергеева.
Ричард Брэнсон, Стив Джобс, Том Питерс. Великие предприниматели знают, как вставить красное словцо и замотивировать людей, чтобы они трудились по 100 часов в неделю и при этом были в восторге от своей работы.
Вдохновлять своих сотрудников на трудовые подвиги стараются все руководители. Причем большинство пребывает в полной уверенности, что делает это с успехом. И заблуждается. Потому что, как показывает практика, лишь единицы умеют эффективно использовать диалог между сотрудником и руководителем в качестве инструмента управления. Попробуем избавиться от некоторых заблуждений.
«Это прекрасная работа, но…» – самое бессмысленное выражение из всех, ныне звучащих. Руководители, использующие его, уверены, что совмещение негативной и позитивной оценки дает двойной эффект. На самом деле «+1 – 1 = 0». Поощряйте сотрудника за сделанную работу без всяких «но». Иначе создастся впечатление, что вы боитесь сказать правду и умасливаете подчиненного. Или манипулируете фактом хорошего выполнения работы в собственных целях. «Моне великолепен, но синий слегка ярковат» – согласитесь, звучит абсурдно.
Фигуристы не дадут соврать: они практически не получают одобрения от своих наставников во время «разбора полетов» и никогда – порицания непосредственно после выступления. Это очень правильно. Разбейте позитивную и негативную обратную связь во времени, и будет вам двойной эффект.
«Вы отлично справились со своей работой, возьмитесь еще вот за эту задачу» – пример объединения похвалы и просьбы сделать больше. Вы заблуждаетесь, если думаете, что сотрудники так и ждут новых задач. Люди обычно ставят знак равенства между понятиями «дополнительная задача» и «дополнительная проблема», причем даже в том случае, если поощряются материально. Отсюда аксиома «инициатива наказуема» и, соответственно, стремление не выходить за пределы своих функциональных обязанностей. Я знаю одного торгового представителя, который выполняет месячный план за две недели (а иногда и быстрее), а оставшееся время развлекается. На мой резонный вопрос: «Почему бы не работать еще две недели и не получить большее вознаграждение?» он ответил: «Тогда план увеличат, и я время потеряю».
Хотите вдохновить сотрудника на новые свершения? Тогда просто скажите ему: «Вы отлично справились со своей работой».
«Нет! Нет. Нет…» – реакции руководителей на просьбы, предложения, мнения подчиненных. Они сформированы опытом жестких переговоров, в которых многим из них приходится проводить большую часть времени, и/или жизненной стратегией. Но когда сотрудники все время слышат «нет», они перестают предлагать, делать, воодушевляться. Они чувствуют себя запертыми в стеклянном зале, когда единственное, что им остается, – со скукой наблюдать, как руководитель бегает по офису с кнутом в руке и пряником в зубах.
Хотите мотивировать? Тогда научитесь говорить: «Да! Прекрасная идея! Что-то новенькое! Никогда не думал об этом в таком ключе! Как здорово, что вы это предложили! Давайте обсудим в пятницу на итоговом совещании!».
В институте был у меня научный руководитель – Елена Владимировна Звонова. Частенько она разносила дипломную работу, которую я писала, в пух и прах. И каждый раз после этого я уходила от нее с крыльями за спиной, с желанием перевернуть мир. Для меня она стала и Стивом Джобсом, и Ричардом Бренсоном. Именно тогда я поняла, как важно верить и любить то, что делаешь. Это и есть вдохновение.
Удачи в делах.