[600x337]
Седмица 3-я Великого Поста. Глас 2.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251).
Сщмч. Макария пресвитера (1931). Сщмч. Василия, Стефана пресвитеров, прмч. Илии, прмц. Анастасии, Варвары, мч. Алексия (1938). Прп. Сергия исповедника (1948).
Мчч. Филита, Лидии, супруги его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия, чад их (117-138). Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мч. Василия Мангазейского (1600).
Тропарь праведного Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейского чудотворца
глас 8
Богатство видев чистыя души твоей, Василие,/ украсти тщашеся праведных враг,/ подусти господина твоего,/ иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/ и от того неповинне многия претерпел еси муки,/ непобедим пребыв до смерти./ Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/ моли всем от напастей свободным быти,/ чтущим любовию святую память твою.
Ин тропарь праведного Василия Мангазейского
глас 8
Яко пресветлое солнце,/ возсиял еси чудесы своими в Сибирстей стране,/ в Мангазейских пределех,/ новый мучениче, неповинный страдальче, святе Василие!/ За чистоту душевную и телесную пострадал еси от лютаго врага/ распадением и немилосердием господина своего/ и от начальствующаго бо ту градскаго неправеднаго судии,/ и муки неповинно претерпел еси,/ и кровь свою святую пролиял еси,/ желая вечнаго Царствия Небеснаго./ Сего ради Христос Бог венча тя мученическими венцы на Небеси/, и на земли прослави,/ и Своим Божиим промыслом повеле земли самой от недр своих/ гроб, и тело твое, и срачицу, обагренную кровию твоею, израсти нетленно./ И ныне притекающим к тебе с верою и везде призывающим святое имя твое/ полезная вся, и грехов оставление, и телесем здравие подавай,/ чтущим верою святую память твою,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь праведного Василия Мангазейского
глас 8
От града Ярославля Божиим смотрением/ в страну Сибирскую пришедшаго/ и за целомудрие от господина своего/ в Мангазеи пострадавшаго,/ блаженнаго Василия почтим,/ егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси,/ нетлением и чудесы прослави на земли./ Ты же, честный страдальче,/ предстательством своим страну нашу в мире сохрани/ и молися о спасении душ наших.
Кондак праведного Василия Мангазейского
глас 4
Страдание совершив, святе,/ погребения же честнаго не сподобився,/ в тинное место ввержен/ и попираемь был еси от мимоходящих,/ но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/ прославляяйся во святых Своих,/ даяй страдальцем венец нетленный.
Тропарь преподобного Никона, игумена Киево-Печерского
глас 5
Христова винограда лоза явился еси, Богоблаженне Никоне,/ гроздие принося Ему - добродетели твоя,/ и прочиих, к темже наставляя,/ приводил еси Христу Богу,/ Емуже, молим тя, молися за души наша.
Ин тропарь преподобного Никона, игумена Киево-Печерского
глас 1
Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ церковь бо пречудну Пресвятыя Богородицы/ прекрасно украсил еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Никона, игумена Киево-Печерского
глас 8
Третье светило пещерное,/ прогоняющее тьму бесовскую,/ восхваляем тя, мудре,/ и по долгу чтим труды и подвиги твоя,/ яже подъят о стаде своем/ и о украшении церковнем,/ воззывающе ти усердие сице:/ радуйся, отче Никоне, красото церковная.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОН И 199 ЕГО УЧЕНИКОВ
Святой Никон родился в III веке в окрестностях города Неаполя. Его отец был язычником, а мать – христианкой. Он был взят на службу в армию и однажды в бою оказался в ситуации, когда его жизни угрожала опасность. Тогда он вспомнил наставления благочестивой матери об обетованиях жизни вечной и воскликнул: «Господи Иисусе Христе, приди ко мне на помощь!» Затем, вооружившись знамением креста, будто непобедимым оружием, бросился в битву, откуда вышел славным победителем. Вернувшись на родину, Никон навестил мать, рассказал ей об этих событиях и поделился своими планами отправиться на Восток, к источникам веры, дабы там креститься.
Приплыв на остров Хиос, он уединился на горе, где целую неделю провел в посте, бдении и молитве, дабы приготовиться ко крещению. И вот ему явился Ангел Божий и, вручив посох, приказал отправиться на побережье. Там Никон нашел судно, которое доставило его к горе Ганос во Фракии.
В этом святом месте он встретил Феодора, епископа Кизического, удалившегося в пещеру на склонах горы, дабы проводить там отшельническую жизнь. Феодор, который был заранее извещен Богом о приходе Никона, принял его в своем жилище, наставил в основах веры и крестил во имя Святой Троицы. Никон решил остаться в том месте, куда его привело Провидение, чтобы подражать во всем ангельскому образу жизни духовного отца. Через три года Феодор рукоположил его в пресвитера. Когда наставнику пришло время быть призванным к Богу, он вручил Никону 190 своих учеников.
Гонение, вспыхнувшее на Востоке при императоре Деции (251), заставило Никона с учениками покинуть Фракию. Проведя некоторое время на Митилене, они приплыли в Италию, где Никон смог проститься с матерью и похоронить ее. За то короткое время, что Никон провел на родине, он крестил девятерых соотечественников. Они, оставив семьи, решили присоединиться к его общине. Две сотни монахов отправились затем на Сицилию и поселились на Тавроменийской горе, в развалинах старинной бани.
Но недолго смогли они наслаждаться покоем. Префект Сицилии язычник Квинтиан узнал, что на острове подвизаются христиане, повелел их арестовать и привести к себе на суд. Ученики Никона, которым придали смелости пламенные речи духовного отца, единодушно отказались отречься от Христа и святых обетов. Тогда префект повелел хлестать их бычьими жилами. Затем по его приказу мучеников обезглавили и бросили тела в банную печь, которую разожгли специально для этого.
Пришел черед святого Никона. Воины растянули его, привязав за руки и за ноги, и палили его тело факелами. Затем мученика привязали к упряжке быков, которые повлекли его и сбросили в глубокое ущелье. Оттуда его извлекли еще живым, разбили ему челюсть камнями, отрезали язык и обезглавили.
Драгоценные мощи святого Никона и его учеников были обретены впоследствии Феодосием, епископом Мессинским, который велел построить храм в их честь.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
4 апреля 2012 года
http://www.pravoslavie.ru/