Налюбовавшись на ретротранспорт, в тот же день я решил заглянуть и в Русский музей, на выставку к 175-летию русского живописца Василия Ивановича Сурикова (1848-1916).
1. Ранний автопортрет художника, здесь ему 31 год.

2. Путь от Манежной площади к корпусу Бенуа Русского музея идёт мимо классических дворцов.
Этнографический музей плавно перетекает в...
3. ...Русский музей.
4.
5.
6.
7.
8. Вдалеке уже виден корпус Бенуа с экспозицией выставки.
9.
10. Из автобуса вывалилась толпа экскурсантов и перекрыла дорогу )
11.
12.
13.
14. И вот я на выставке. Главный экспонат зала - грандиозное полотно "Степан Разин", 1906 г.

15.

16.

17. Казачий атаман Степан Разин, плывущий по Волге после удачного набега. Атаман явно грустит о выброшенной за борт княжне.

18. Пока его соратники пьют и предаются разгулу, он один задумчив и невесел.
На первом эскизе Суриков также изобразил персидскую княжну, с которой Разин возвращался из похода. Есть версия, что в ее образе художник запечатлел свою покойную жену. Однако в итоге он решил отказаться от изображения княжны. И если его спрашивали, где же она на полотне, отмахивался и, показывая круги на воде, говорил, что Разин уже утопил ее.

19. Смотреть картины Сурикова надо вдумчиво и не спеша. Просто постойте ещё рядом и, кроме общей композиции, вам начинают открываться детали. Много деталей... Это захватывающе. И ещё: даже на самых многолюдных картинах у всех персонажей разное выражение лиц, у каждого своя, личная эмоция, обратите на это внимание.

20.

21.

22. Суриков и сам происходил из казачьего рода, для него эта тема была очень важна. Считается, что в лице Разина угадывается автопортрет самого художника.
Ещё меня поразило, как на картине выписаны самоцветы: на шапке атамана (синий) и под его локтём (красный). Они настолько выпуклы и сияют (увы, фото никакое, поверьте на слово), что я был уверен - камни настоящие, наклеены на полотно! Подошёл ближе рассмотреть - ничего нет, всё расплывается в широком, небрежном мазке, даже не угадать, что это. Отойдёшь - опять сияют, чудеса! )

23. "Посещение царевной женского монастыря", 1912.
Женщины царской семьи на Руси были настоящими затворницами, которые проводили всю жизнь за стенами теремов. А если им не находилось достойной партии для замужества, то путь для них был только один – в монастырь. Позировала для картины внучка автора – Наталья Кончаловская (дочь художника Петра Кончаловского и мать режиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова).

24. "Милосердный самарянин", 1874 г. По сюжету из притчи от Иисуса: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же, проезжая, увидел его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливал масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем…».
На картине, если внимательно смотреть, видны эфемерные струи раскалённого воздуха (у морды осла и справа от фигуры самарянина - удаляющая двойная фигура левита).

25. "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге", 1870 г.
Первая самостоятельная работа художника на 1 курсе Академии художеств.
26. Автограф художника.

27. "Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде", 1873.
У Сурикова Иродиада - хищница, которая в восторге от свершившегося насилия.

28. "Боярыня Морозова", 1887. Ещё одно громадное полотно, 3х5,8 м.

29. За эту картину Сурикова даже подозревали в пропаганде церковного раскола, так призывно изображена боярыня. Кстати, её прототипом для портрета послужила тётка художника.

30. У толпы самые разные эмоции.

31. Рассматривал на компе снимок с увеличением, показались удивительно схожи лица Морозовой и нищенки.

32.

33.

34.

35. "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем", 1895. Николай II опередил Третьякова и выкупил картину у художника за рекордные 40 тысяч рублей специально для Русского музея, ибо «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее».

36.

37.

38.

39.

40. "Меншиков в Берёзове", 1883. В описании сказано, что материальных благ в ссылке был лишён только лично Александр Данилович, на нём потёртая старая шуба с чужого плеча и такая же обувь, в то время как дочери в роскошных нарядах. Честно говоря, нам уже и не понять, хороша или плоха эта шуба, вроде добротная дублёнка, длинная... ))

41. Моделью для дочери Меншикова, сидящей у его ног, послужила жена художника, Елизавета.

42. Ермак Тимофеевич.

43.

44. "Переход Суворова через Альпы", 1899. Картину тоже купил Николай II.
Суриков серьезно подготовился к написанию полотна: ездил в Швейцарию на этюды, изучал военную форму и натуру — в том числе катался по снегу в Альпах, чтобы прочувствовать, как растёт скорость «полёта», а снег собирается в кучку под ногами. Натурщиком для образа Суворова стал отставной казачий офицер из Красноярска.
И все-таки в картине есть некоторые расхождения с исторической правдой: в частности, батальный живописец Василий Верещагин отмечал, что конь не подошел бы так близко к обрыву, а солдаты при спуске отомкнули бы штыки.

45.

46.

47. Когда стоишь у картины и впитываешь детали, вдруг замечаешь в глазах солдата и ужас и одновременно предельное внимание перед прыжком в бездну.

48. "Взятие снежного городка", 1891.
У Елизаветы, подарившей мужу двух дочерей, было очень слабое здоровье – ревматизм и больное сердце. Через 10 лет брака она скончалась, а Суриков впал в отчаяние. По воспоминаниям дочери, он то и дело плакал и читал Библию, постоянно ездил на кладбище.
«Взятие снежного городка» было первым полотном, написанным Суриковым после выхода из депрессии. Яркое, жизнерадостное, оно отличается от его мрачных исторических полотен.
Традицию взятия снежного городка он наблюдал в Сибири каждый год на Масленицу.
49.

50.

51. Фрагмент резного оконного наличника деревенской избы.

52. Портрет старшей дочери, Ольги. 1888.

53. Автопортрет 1915 г.

54. Высказывание живописца.

55. Выпускная дипломная работа "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста", 1875.

56.

57. "Исцеление слепорожденного", 1888.
После смерти любимой жены в 1888 году художник написал картину "Исцеление слепорожденного", которая во многом стала автобиографической. Она отражает его личную трагедию и олицетворяет борьбу с горем через живопись. На картине особенно выделяются лица героев, особенно Христа, схожим с ликом Христа на картине Александра Иванова "Явление Христа народу"; в лице слепорожденного угадываются черты самого Сурикова. Хотя событие на картины является чудом, видимой радости нет. Слепорожденный поражен и не осознает полностью открывшийся перед ним мир. Черты Христа выражают суровость и неизбежность, он не исцеляет, а призывает узреть истину.

58. "Благовещение", 1914.
Картина не имела успеха и долгое время хранилась в семье художника. Суриков максимально укрупняет фигуры архангела Гавриила и Марии, приблизив их к зрителю. Лицо Богоматери, такое доверчивое и живое, обращено к архангелу, который буквально врывается в пространство произведения, неся ей благую весть о рождении сына – Спасителя мира. Вся фигура архангела Гавриила изучает мощный поток божественного света.

59. С выставки я вышел совершенно с другим мировосприятием, необыкновенно мажорным и позитивным. А казалось бы, всего лишь посмотрел несколько картин... )

60. Тот же неутомимый уличный художник (в одном из постов я уже отмечал его) снова работал на канале Грибоедова.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67. Так жить можно! :)

68. Дом Зингера.

69. В зеркальных окнах отражается дом на другой стороне канала.

70.

71.

72.

73.

74.

75. Завершился насыщенный день посещением "Пирогового дворика", ибо организм желал уже подкрепиться. На столике табличка с номером моего заказа. Ждём-с ))

78.

79. Вот и заказ, один пирог съел на месте, один взял домой.

+ + +