Саратовский поэт и бард Дмитрий Ляляев занял третье место в осеннем туре II Александро-Невского фестиваля православной патриотической песни в Санкт-Петербурге в номинации 'Автор-исполнитель'. Там на суд жюри он представил песню 'Игорю Талькову'. Корреспондент 'Известий-Саратов' Татьяна Лисина встретилась с Дмитрием Ляляевым сразу по его возвращении с фестиваля. Он энергичен, уверен в себе. Максималист. Не преклоняется перед признанными авторитетами.
- Твои впечатления от фестиваля в Санкт-Петербурге?
- Понравилось, что на нём приветствовалась серьёзная тематика: гражданская, патриотическая. Тем более что проводился он в Александро-Невской лавре, а это святое место для всякого православного христианина. Там сама обстановка не располагает петь какие-то фривольные песенки. Бывал я и на Грушинском фестивале, но это не моё: там песни носят более развлекательный характер. Я же песен типа 'Милая моя, солнышко лесное' или 'Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались' не пишу. Собрались, ну и что дальше?
- Значит, тебе не близко творчество Юрия Визбора, Олега Митяева?
- Нет. Я не люблю песен 'ни о чём'. Считаю, что если бард выходит на сцену и хочет что-то сказать людям, надо, чтобы ему было, что сказать. Для меня авторская песня - это Владимир Высоцкий, Игорь Тальков, Александр Башлачёв. Эти люди резали со сцены правду-матку и шли до конца.
- А Александр Городницкий, Новелла Матвеева?
- К сожалению, с их творчеством я мало знаком.
- Кто, по-твоему, является основоположником авторской песни в России?
- Думаю, что Владимир Высоцкий. Хотя, конечно, и Денис Давыдов писал песни для гитары, и Булат Окуджава. Но той аудитории, что была у Высоцкого, ни до, ни после него не имел в России ни один артист.
- А кто из современников является для тебя авторитетом?
- Прежде всего, иеромонах Роман, чьи песни православной тематики исполняет Жанна Бичевская, и Виктор Третьяков (его я видел на Грушинском фестивале). Третьяков пишет как лирические, так и гражданские песни, его позиция мне очень близка.
- Твоё определение авторской песни?
- Для меня это поэзия под гитару. Именно поэзия, а не музыка. Я считаю, что бард - это поющий поэт. Если перед нами поющий композитор, это не бард. Если говорить об основоположниках авторской песни, ими были именно поющие поэты, которых не назовёшь виртуозами гитарного мастерства. Но их песни несли такую мощную текстовую нагрузку, что в первую очередь воспринимался именно текст. Они и взяли-то инструмент в свои руки, может быть, потому, что их не печатали.
- В чём отличие нашей отечественной авторской песни от шансона, родиной которого является Франция?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать французский язык. Но думаю, что французская и западноевропейская литература и, в частности, поэзия отличается большей светскостью, салонностью, а русская - более духовна. Шансонье поют о любви во всех её проявлениях, а вот аналогов 'Охоты на волков' во Франции нет. Даже за рубежом признано, что русская авторская песня с её эмоциональной насыщенностью - феномен.
- Не вытесняет ли в настоящее время шансон в России авторскую песню?
- А что в России считать шансоном? Радио 'Шансон', по которому гоняют 'блатняк'?
- Почему он всё заполонил?
- Музыку слушает тот, кто за неё платит. Наш блатняк, в отличие от французского шансона, - это вообще не поэзия, а гадость и грязь. Он вытесняет авторскую песню, поскольку находится с ней в неравных условиях - ему предоставлены и студии звукозаписи, и радиоволны, и телевизионные каналы. А почему это происходит? Ты помнишь, какую песню заказал Промокашка Шарапову в фильме 'Место встречи изменить нельзя'?
- 'Мурку'.
- Мы сейчас находимся именно в этой ситуации. Промокашки, захватившие власть в нашей стране, заказывают 'Мурку'. Ни классика, ни джаз, ни смысловой рок, ни авторская песня им не нужны.
- А как ты оцениваешь авторскую песню в Саратове? Ведь одно время ты даже руководил бард-клубом 'Баллада' при Центральной городской библиотеке на улице Зарубина?
- Моё мнение очень субъективно. Могу назвать тех, кто, на мой взгляд, представляют очень крепкий костяк авторской песни в моём городе: Александр Илюнчев, Сергей Фёдоров (его я называю саратовским Башлачёвым), Сергей Отшельник, Роман Корнев и Юлия Балалайкина. 'Балладу' вёл около года, мы собирались каждую неделю. Перестал вести клуб, когда понял, что не могу предоставить ребятам ни концертные площадки, ни полные залы (правда, помог им сделать компакт-диски). А я считаю, что бард не должен писать в стол или работать на узкий круг почитателей, - он должен выступать перед обществом. Через год передал руководство 'Балладой' Александру Илюнчеву, они сейчас перебазировались в клуб 'Поиск'. Но, поскольку нет общественного резонанса, считаю, что эта деятельность бесперспективна. Бардов и поэтов должны слышать люди. Если общество не высказывает свою заинтересованность, искусство умирает.