• Авторизация


Нужно ли верить в Троицу? 25-08-2010 09:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


                                                                                               Слушай, Израиль: ЯХВЕ, Бог наш, ЯХВЕ един есть» (Втор. 6:4).

Есть один Бог. Есть только один Бог. Это учение является центральным в Библейской проповеди, так как и Ветхий и Новый Завет учат этому четко и определенно. Но несмотря на простоту этой идеи и ясность, с которой Библия представляет её, многие из тех, кто верит в существование Бога, её не понимают. Даже в самом христианском мире многие, включая и богословов, не поняли этой прекрасной и существенной мысли. Наша цель — обратиться к этой проблеме, подтвердить и объяснить Библейское учение о единстве Бога.

 

 

Определение монотеизма

 

[показать]Вера в единого Бога называется монотеизмом (единобожием). Данное слово произошло от двух греческих слов: «monos» – одинокий, единственный, один, и «theos» – Бог. Тот, кто не принимает монотеизма, может быть определен как: атеист, т. е. отрицающий существование Бога; агностик, т. е. утверждающий, что существование Бога неизвестно и, вероятно, непознаваемо; политеист, т. е. верующий в существование более чем одного Бога. Дитеизм, т. е. вера в существование двух богов, является одной из форм политеизма (многобожия), так же, как и тритеизм, т. е. вера в трех богов. Иудаизм, ислам и христианство – три основные монотеистические религии из всех существующих в мире.

Однако среди тех, кто называет себя христианами, существует несколько различных мнений о природе Божества. Так, тринитаристы, верующие в догмат троицы, доказывают существование тех различных личностей (ипостасей) в Божестве – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, но все же одного Бога.

Среди тринитаристов можно выделить два различных течения. С одной стороны, некоторые подчеркивают единство Бога, не имея тщательно разработанного понимания того, что обозначают три различных личности (ипостаси) в Божестве. Сторонники же второго течения подчеркивают тройственность единства, т. е. они верят в существование трех индивидуумов с самосознанием, и их точка зрения, в основном, тритеистическая.

В дополнение к учению о троице существует учение о бинитаризме (то же, что дитеизм), которое не выделяет Святой Дух как отдельную личность, а отстаивает веру в две личности (ипостаси) в Божестве.

Многие монотеисты указывали на то, что тринитаризм и бинитаризм ослабляют строгий монотеизм, которому учит Библия. Они утверждают, что Божество не может быть разделено на три ипостаси и что Бог абсолютно один.

Верующие в строгий монотеизм делятся, в свою очередь, на две группы. Одни утверждают, что есть только один Бог. Но, утверждая это, они отрицают, тем или иным образом, полноту Божества Иисуса Христа. Эта точка зрения была представлена в истории ранней церкви динамистическими монархианами, такими как Павел из Самосаты и арианами во главе с Арием. Они считали Иисуса сотворенным богом, подчиненным богом, меньшим богом или полубогом. [показать]

Другие, истинные монотеисты, верят в одного Бога и в то, что Божество во всей Своей полноте пребывало в Иисусе Христе. Они верят, что Отец, Сын и Святой Дух – это проявления, образы, формы и взаимоотношения, которые единый Бог явил человеку. Историки церкви использовали термины «модализм» и «монархианский модализм» для обозначения этой точки зрения. Её поддерживали Ноэт, Праксей, Савеллий – представители ранней Церкви. В XX веке те, кто верит и в неделимое единство Бога, и в полноту Божества Иисуса Христа, часто используют термин «единство», чтобы описать свою веру. Они также используют термины «единственники», «верующие в Единого Бога», «верующие во имя Иисуса», "монотеисты" как определения, помогающие им назвать себя и отделить себя от своих оппонентов.

Итак, в христианском мире существует четыре основных точки зрения на Божество: 1) тринитаризм; 2) бинитаризм; 3) монотеизм, отрицающий полноту Божества Иисуса Христа; 4) монотеизм, утверждающий полноту Божества Иисуса Христа или Единство.

Рассмотрев различные точки зрения на Божество среди христианских исповеданий, рассмотрим теперь, что Божье Слово – Библия – говорит по этому поводу.

 

 

Ветхий Завет учит: существует только один Бог

 

Классическое выражение учения о Едином Боге мы находим в книге Второзаконие 6:4: «Слушай, Израиль: ЯХВЕ, Бог наш, ЯХВЕ един есть». Этот стих Писания стал самым отличительным и важным утверждением веры для израильтян. Они называли его Шема, по первому слову фразы на древнееврейском языке. Традиционно благочестивый израильтянин всегда старался сделать это признание веры перед смертью.

В следующем стихе книги Второзакония заповедь Бога говорит о необходимости полной веры в Него и любви к Нему, как к одному и только одному Богу: «И люби ЯХВЕ, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). Нам следует отметить важность, которую Бог придает стихам 4 и 5 шестой главы книги Второзакония. Они заповедуют, чтобы эти слова были в сердце (ст. 6), чтобы их внушали детям постоянно (ст. 7), чтобы они были привязаны, как знак, на руке и на челе (ст. 8), чтобы они были написаны на косяках и воротах домов (ст. 9).

Израильтяне выполняли эти заповеди буквально, повязывая филактерии (евр. tefillin) на левую руку и на чело при молитве, и помещая свиток (евр. mezuzzah) на двери и ворота. Филактерии – это маленькие коробочки, которые привязываются к телу кожаными ремешками; mezuzzah – это коробочки в виде цилиндра. Оба типа коробочек использовались как места хранения, внутрь которых помещали стихи Писания, написанные от руки черными чернилами праведным человеком, который соблюдал определенные требования ритуала очищения. Это чаще всего стихи из книги Второзаконие 6:4-9; 11:18-21; Исход 13:8-10, 13:14-16.

Во время поездки в Иерусалим, где мы собирали упомянутую выше информацию[1], мы попытались купить такие филактерии. Продавец, ортодоксальный иудей, отказался продать их христианам, которые, как он считал, не верят в эти стихи Писания и не имеют соответствующего уважения к ним. Когда мы процитировали Второзаконие 6:4 и объяснили ему, что мы полностью верим в него, глаза продавца оживились, и он пообещал продать нам филактерии с условием, что мы будем обращаться с ними осторожно и с уважением. Поведение продавца показывает чрезвычайное почтение и глубину, с которой современные иудеи хранят понятие о едином Боге. Из этого становится ясно, что одной из главных причин отказа иудеев от христианства в течение всей истории является искаженное понимание монотеистической проповеди.

Много других стихов книг Ветхого Завета особенно подтверждают строгий монотеизм. Десять заповедей начинаются со слов: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20:3; Втор. 5:7). Господь подчеркивает эту заповедь, заявляя, что Он — ревнитель (Исх. 20:5). В книге Второзаконие 32:39 Бог говорит: «Я – и нет Бога, кроме Меня». Нет никого, подобного ЯХВЕ, и нет никакого другого Бога, кроме Него (2 Цар. 7:22; 1 Пар. 17:20). Он – один Бог (Пс. 85:10). В книге Исайи мы находим много подтверждений этому.

 

«Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет. Я, Я – ЯХВЕ, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ис. 43:10-11).

«Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6).

«Есть ли Бог, кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю» (Ис. 44:8).

«Я – ЯХВЕ, Который сотворил всё, один распростер небеса и Своей силой разостлал землю» (Ис. 44:24).

«Нет кроме Меня; Я – ЯХВЕ, и нет иного» (Ис. 45:6).

«И нет иного Бога, кроме Меня, — Бога праведного и спасающего нет, кроме Меня. Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я – Бог, и нет иного» (Ис. 45:21-22).

«Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я – Бог, и нет подобного Мне» (Ис. 46:9).

«Славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11; см. также Ис. 42:8).

«ЯХВЕ Цебаот, Бог Израиля, сидящий на Керубах! Ты один – Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю» (Ис. 37:16).

 

Есть только один Бог, Который является Создателем и Отцом человечества (Мал. 2:10). В период установления Царства на земле будет только один ЯХВЕ с одним именем (Зах. 14:9).

Итак, мы видим, что Ветхий Завет говорит о едином Боге. Много раз Библия называет Господа Святым (Пс. 70:22, 77:41; Ис. 1:4, 5:19, 5:24), но никогда «святой два, святой три» или во множественном числе.

Общим замечанием некоторых тринитаристов по поводу учения Ветхого Завета о едином Боге является утверждение, что Бог хотел подчеркнуть Своё единство только в противовес языческим божествам, но что Он всё же существовал как множество. Однако, если бы это предположение было справедливым, почему Бог не выразил его ясно? Почему иудеи поняли не теологию «личностей», а настаивали на абсолютном монотеизме? Давайте посмотрим на это с точки зрения Господа. Предположим, что Он хотел исключить любую веру во множественность божества. Как бы Он мог сделать это, используя существующую тогда терминологию? Какие убедительные слова мог бы Он использовать, чтобы донести Своё послание людям? Когда мы подумаем об этом, то поймем, что Он использовал самые убедительные слова, чтобы описать Своё абсолютное единство. В выше упомянутых стихах Писания из книги Исайи, мы отмечаем использование таких слов и фраз, как «никто», «никто больше», «никто подобно Мне», «никто, кроме Меня», «единый», «Сам» и «один». Невозможно было объяснить проще, чем это было сделано Богом, что не существует никакого множества в Божестве. На основании всего вышеизложенного мы можем с уверенностью сделать вывод: Ветхий Завет утверждает, что Бог абсолютно один.

 

 

«Бог один» (Гал. 3:20).

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нужно ли верить в Троицу? | Alexsey777 - обо всём на свете...... | Лента друзей Alexsey777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»