Слово «икона» с греч. значит образ, изображение, портрет. И это относится прежде всего к образу Иисуса Христа: это первая икона, единственный образ Бога. Апостол Павел, Христа, Слово Божие, называет иконой Бога Отца: «Он есть образ Бога невидимого» (Кол.1, 15). Всемогущий Творец Неба и земли, Бог Авраама, Исаака и Иакова, говоривший с Моисеем на Синае, призывавший пророков, Божественный Логос явился на землю, как Богочеловек Иисус Христос. «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», - свидетельствует Иоанн Богослов (Ин.1, 14).
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Икона изначально стала писаться с точки зрения вечности, изображая мир иной, новое небо и новую землю, где уже совершена победа Христа победа добра над злом, жизни над смертью. Поэтому для иконы не подходит реалистический, вернее натуралистический способ передачи, язык иконы символы и знаки, в которых прозревается образ грядущего Царства.
Условные символические образы, начиная с древнейших, помещались в неглубокое (лишенное второго и дальнего плана) условное пространство. Церковь учит Небо недалеко от нас. Мало того, что мир Горний недалек, он открыт нам: обычно лики на иконе пишутся фронтально, и даже при изображении обращенных друг к другу святых мы видим их не в профиль, а обращенными и к нам в трехчетвертном повороте. В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи (например, Иуда в сцене «Взятие Христа под стражу»), либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).
Икона образ вечности, поэтому в ней все иное, иное пространство и время. Логика мира земного не распространяется на икону, пространственные алогизмы и обратная перспектива подчеркивают это. Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Единственной точкой пересечения линии иконы геометрических и смысловых может быть та, в которой находится молящийся: пространство иконы как бы раскрывается вокруг него, вовлекая его внутрь иконного мира.
Ирина Языкова, игумен Лука (Головков).Статья печатается в сокращении. Из книги «История иконописи VI-XX века». М, 2002
Газета «Живоносный источник» № 1 (63), март 2007 г.