-Нет такого человека, которого за время его жизни Господь не посетил бы болезнью. Но, к сожалению, не каждый христианин знает, как должным образом относиться к болезни, как вести себя с врачами и среди других больных, что надо сделать накануне операции, а самое главное - каким образом обратить случившуюся болезнь в средство для спасения души и благоугождения Богу.
---Для помощи в этих вопросах и разрешения возникающих духовных недоумений, предназначены "Советы болящему".
КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧЕЙ ПОЛИКЛИНИКИ
---Во время обращения к врачам поликлиники за разъяснением по поводу возникшего недуга от вас требуется молитва к Богу, с просьбой, чтобы Господь умудрил их правильно поставить диагноз. Кто хорошо диагностирует, хорошо (то есть, правильно) лечит - так гласит старинное правило древне-римских врачей. Действительно, от правильно поставленного диагноза полностью зависит успех лечения. Любой врач - человек более или менее опытный в медицинском искусстве. Но факторов, которые могут привести к затруднению диагностики, немало: разрешающая способность аппаратуры, достоверность и точность методики, квалификация врача, его опытность и уровень владения методами диагностики и лечения, его внимательность и даже настроение, состояние. И, безусловно, степень доверия врачу со стороны самого больного.
---Понятно и естественно, что от ошибок никто не застрахован. Поэтому, предавая себя в руки врача, надо прежде предаться в руки Божий. "В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой", - так говорил святой Нил Синайский.
---После вашей молитвы, когда вы сказали Господу: "Да будет воля Твоя", решение врача надо принимать как Божий Промысел о вас и вашем здоровье, и, в первую очередь, о спасении вашей души. Если после этого вам предложена госпитализация, лечение или операция, ваш следующий шаг - в храм Божий.
НАКАНУНЕ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
---В церкви православный христианин готовит себя к последующему лечению в больнице: он исповедуется (таинство покаяния), причащается Святых Христовых Тайн, берет у священника благословение на предстоящее лечение, просит его молитв о себе.
---Весьма богоугодно, если (при имеющейся возможности) заказывается сорокоуст о здравии и поминание на псалтирь на 1 - 2 месяца (последнее возможно в монастырях и на монастырских подворьях), если родственники по соглашению молятся о болящем и страждущем (молитва по соглашению).
---Однако родственникам следует помнить, что церковная молитва о болящих имеет силу, если сопровождается молитвою заказавших службу. Святитель Феофан об этом свидетельствует так: "Бог внимает молитве, когда молятся болящей о чем- либо душою. ---Если никто не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящем не будет. То же проскомидия, то же и обедня.... Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна... Но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы... Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне... Да и где им на всех наболеться? Другое дело, когда вы сами на молебне, или в церкви на литургии молитесь во время службы. Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию... И самую молитву Церкви делает болезнующей, хотя служащие и не болеют... Видите, в чем сила?! Бывайте на молебнах сами, и болите душою о болящем". Поминовение на литургии (проскомидийные и заказные записки) выражает сильнейшую веру нашу и надежду, что Господь наставит больного своею помощью.
ПРЕБЫВАНИЕ В БОЛЬНИЦЕ
---Подготавливая себя к пребыванию в лечебном учреждении, кроме предметов личной гигиены целесообразно взять с собой молитвослов, складень или икону с изображением Спасителя или Божией Матери и своего тезоименитого святого (своего небесного покровителя). По ошибочному мнению, многие, ложась в больницу, снимают с себя нательный крест. Этого делать не следует, так как Крест Христов нас охраняет и защищает от всяких бед, напастей и бесовских искушений. Краткая молитва "Спаси и сохрани", начертанная на оборотной стороне креста, напоминает каждому человеку, как и к Кому он должен обращаться на больничной койке.
---Иконы (независимо от размера), принесенные в больницу, нехорошо прятать в тумбочках, под подушками, как делают некоторые. Святым образам подобает стоять открыто, у изголовья постели, или на подоконнике. Это ваше право.
МОЛИТВА В БОЛЬНИЦЕ
---Поступив в больницу, следует узнать, есть ли в ней православная домовая церковь, совершаются ли в ней молебны и требы. В больничных церквах, как правило, проводятся специальные молебные пения о болящих и, участвуя в них и подавая поминальную записку о здравии, вы способствуете своему выздоровлению.
---Некоторые встречают затруднения для совершения утреннего и вечернего молитвенных правил. Чтобы избежать затруднений, нужно узнать, где в больнице размещены иконы, и молиться там. Можно молиться и в палате. И не следует смущаться соседством неверующих больных или больных из числа принадлежащих другим религиозным конфессиям (неправославным). Встав у своей кровати перед Святым Образом, правило можно прочитать про себя, а если ваше чтение не обеспокоит соседей по палате, то лучше вслух, чтобы и они, слыша слова, обращенные к Господу и к Заступнице нашей Милосердной, мысленно помолились с вами.
---К сожалению, многие поступающие в больницу, являясь людьми формально крещеными и находясь уже в зрелом возрасте, не знают ни одной молитвы. Поэтому нужно иметь молитвослов, где приводятся наиболее важные молитвы, а также молитвенное обращение к святому великомученику и Целителю Пантелеймону, который вот уже свыше полутора тысяч лет является покровителем врачей всех специальностей и покровителем и исцелителем всех больных.
---Господь не требует от человека больного того молитвенного правила, как если бы он был здоров. Жалобу верующих больных, что плохо молятся и не держат подвига разрешил Святитель Тихон, сказав: "болящему какая молитва? Благодарение и воздыхание". Тем замещается и всякий подвиг.
---Святитель Феофан Затворник учит: "Молиться о выздоровлении нет греха... Но надо прибавлять "аще волиши Господи!" (т.е. если хочешь, Господи). Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа благого, и мир душе дает... и Господа умилостивляет... И Он или оздоровит, или утешение исполнит, несмотря на прискорбность положения".
НАКАНУНЕ ОПЕРАЦИИ
---Наибольшее страдание душе приносит известие о неизбежности хирургического вмешательства. Но все из руки Божией нужно принимать с покорностью и благодарением. Ведь без воли Божией даже волос с головы человеческой не может упасть, так говорит Сам Господь. А тут целая операция. Как же быть?
---Сперва надо помолиться Господу, чтобы Он благословил операцию, если Ему это угодно.
Если не угодно, чтобы отвел или перенес на благовременье, то есть на то время, когда операция послужит во благо, в исцеление, а не во зло, не в осложнение или погубление. ---Помолившись так, далее все надлежит принимать безропотно, ибо нет молитвы, Господом не услышанной. А если исход операции не так хорош, или не таков, какого ожидали вы и врачи, значит Богу угодно дать и далее понести вам крест болезни для дальнейшего очищения вашей души.
---Вечером накануне операции (если она плановая) следует помолиться за всех медиков, которые примут участие в операции (хирурги, анестезиологи, сестры, и другие), чтобы Господь соделал их своими руками, врачующими ваше тело, прочитать вечернее молитвенное правило и лечь спать.
---Утром прочитать утреннее правило. С того момента, когда за вами привезут каталку, чтобы доставить вас в операционную, требуется непрестанная молитва. Молиться следует короткими молитвами: "Господи, помилуй! Господи, благослови!". Когда вас привезут в операционную, не надо стесняться наложить на себя крестное знамение и перекрестить операционный стол.
---Как быть с нательным крестом? Многие анестезиологи (врачи, обеспечивающие наркоз), заставляют снимать крестик. Объясняется это несколькими причинами. Первая - если анестезиолог неверующий человек, вторая - по чисто медицинским соображениям, в случае непредвиденной ситуации и необходимости реанимации, крестик на цепочке не оборвешь и ножницами не перережешь, что создает практические неудобства для осуществления медмероприятий; третья - дорогостоящий крестик на золотой цепочке - соблазн для непорядочных людей, а за его пропажу отвечать придется лечащему врачу. Поэтому на операцию рекомендуется идти с простым крестиком на обыкновенной простой нитке. Если не разрешат иметь крестик на шее, то он легко вплетается в волосы или привязывается к кисти или одному из пальцев правой руки.
---Известны случаи, когда больные за неимением другой возможности начертали крест у себя на груди шариковой ручкой или просили анестезиологов оставить крестик до конца операции на наркозном аппарате.
---Самое же главное "уйти в наркоз" (заснуть) с молитвой "Господи, помилуй!" или с Иисусовой молитвой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", и с молитвенным ходатайством к своему ангелу-хранителю. Известны случаи, когда лица, "уснувшие" без молитв, даже священнического сана, в наркозном "сне" подвергались нападению нечистой силы. Защищают от таких и иных того же рода неприятностей только предварительная молитва и крестное знамение.
---Какие же первые слова или мысли должны быть у пришедшего в себя от наркоза? Хвала Богу и благодарение Его за сохранение жизни и за операцию. "Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!"
---Очень хорошо, если вы попросите служителей домовой больничной церкви возжечь свечу в примерное время вашей операции. А оправившись от операции и укрепившись телесно, сами возблагодарите Бога и Матерь Божию, поставив свечи.
ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В СТАЦИОНАРЕ
---Все болеете и болеете, а исхода не видно, одна телесная скорбь потянула за собой другую. Неужели это случайно?.! Близ вас Господь, Матерь Божия, святые, неужели Они не видят ваших страданий, а видя - зачем заставляют томиться? Если они - любовь и правда, зачем допускают это? Святитель Феофан отвечает так: "Возьмите себе, что бывает между пирогом, жареным в печи, и между хозяйкой. Дайте пирогу чувство, мысль, язык... Что бы он заговорил хозяйке?!: "Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь... Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит, до нетерпимости... И то беда, что исхода не вижу, и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед или назад или кверху, отовсюду заперт, а жаром несет до нетерпимости. Что я тебе сделал?" Дайте хозяйке понимать речь пирога. Что бы ответила она ему?! "Что ты, я только о тебе и радею. Потерпи немного... и увидишь какой ты у меня выйдешь красавец.... А какой аромат от тебя пойдет по всему дому?!... Потерпи еще чуточку и увидишь отраду".
---Теперь примените эту беседу к себе и к Господу. Господь только и печется, чтобы через тесноты и жар болезни приуготовить вашу душу к пониманию Его воли, исполнению евангельских заповедей, то есть качественно изменить ее состояние, чтобы из теста вышел пирог, а не до кончины своей Вы оставались ни к какому употреблению не годной мякиной, тестом. Положите себя в руки Божий и ждите. Все в руках Божиих, а Вы все суетитесь, маетесь, стараетесь перехитрить самого себя. Перестаньте это делать и лежите спокойно, благодушно претерпевая случившееся".
---Так и вы: уж наездились по докторам и наконсультировались сполна, натратились денег и времени. Теперь самое разумное, -и впрямь, лежать и терпеть, благодаря за все Бога. Другое дело - спокойно подумать при этом об укреплении своего терпения. Как это сделать?
---В вашем случае уместно пригласить священника (из больничной церкви, а если ее нет, то из близлежащей) для того, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн.
СВЯТЫНИ И КАК ИМИ ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
---Святая вода. Существует святая вода с великого водоосвящения и с малого. Великое водоосвящение бывает один раз в году на праздник Крещения Господня. Вода, освященная в этот день, называется крещенской или богоявленской. Третье название такой святой воды - великая агиасма. Она потребляется внутрь в небольшом количестве (достаточно одной чайной ложки) строго натощак утром с молитвой "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".
---Воду, которая освящена на малом водосвятии можно потреблять внутрь, если человек болен, в любое время суток, в небольшом количестве. Желательно перед едой; добавлять в питое.
---Святой водой можно мазаться (мазать больные места), кропиться самому и окроплять свои вещи, палату и больничную койку, приносимую пищу.
Святой елей (освященное масло). Елей освящается во время разных треб, но для больного важен тот, который освящен во время соборования, литии. Им можно помазываться и добавлять в пищу. Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон или миро от последних. Ими желательно только помазываться (чело, лоб и больные места крестообразно).
---Причем, чем острее и выраженное симптомы заболевания, тем обильнее и чаще нужно мазаться и кропиться святынями с верою и упованием на Бога.
Святыня в виде ваточки или кусочка ткани, пропитанного елеем может прикладываться к больному месту. Когда ткань испачкается и станет негодной к употреблению ее положено сжечь. В мусор выбрасывать нельзя.
---Артос - хлеб, освященный в субботу первой недели после Пасхи. Специально освящается для больных (1 раз в году). Придя в этот день в храм, попросив у священнослужителей, можно получить артос домой. Потребляется натощак после святой воды во время болезни.
Святая просфора - маленький хлеб, из которого вынута частица о здравии или упокоении во время проскомидии на литургии в церкви. Просфоры имеют изображение Креста, Божией Матери, или святого. Дома просфору можно дробить и засушивать для последующего потребления во время болезни или поста. Употребляется внутрь после святой воды.
В домовых больничных церквах всегда есть те или иные святыни, которые можно испросить и с благословения пользоваться.
---Если предстоит повторная тяжелая операция (особенно полостная или нейрохирургическая), следует перед операцией собороваться и причаститься.
Между тем, отношение к этой, безусловно, великой и благодатной поддержке больного почему- то связано совсем с иными представлениями о ней. Чаще всего происходит это просто по неведению, что убедительно показано в брошюре "О суевериях", изданной Сретенским монастырем.
---" ...К совершению Соборования таинства, по простонародному - "соборование маслом" больных, многие вовсе считают ненужным прибегать. И прибегают только тогда, когда уже не остается никакой надежды на выздоровление больного, и даже тогда, когда он находится без сознания.
---Причина этого заключается в суеверном мнении, что соборованный маслом непременно должен вскоре умереть.
---...С недоверием слушают многие внушения священника о том, что таинство елеосвящения есть одно из благодетельнейших таинств Святой Церкви, которые она, как чадолюбивая мать, установила совершать над больными для их выздоровления от болезней не только телесных, но и душевных (т.е. от грехов), и что все молитвы этого таинства содержат моления за здравие больного и о прощении грехов его".
---После операции ежедневное потребление артоса, святой просфоры, святой воды, помазание себя святым елеем от мощей угодников Божиих или от Чудотворных икон, способствуют скорейшему выздоровлению.
НЕОЖИДАННО ПОСТАВЛЕН ДИАГНОЗ: РАК
---По существующим современным медицинским положениям от больных стараются не скрывать истинного диагноза, если они могут трезво и мужественно подойти к его восприятию. В ряде случаев диагноз сообщается только родственникам. Но в любом случае, если вдруг вы оказываетесь после выписки у онколога, не надо падать духом и роптать. Независимо от того, подтвердится предполагаемый диагноз или нет - постарайтесь и эту ситуацию воспринять правильно, по-христиански: как своего рода Божию милость, когда Господь дает вам время и повод подумать о Вечности, в которую рано или поздно из земной, "временной" жизни, уходит бессмертная душа каждого из нас. В какую вечность она уйдет - в вечное блаженство, или в вечное страдание - зависит о нас самих. От того, как веровали, от того, как наполняли свою веру праведными делами и покаяниями. Милость же Господа столь беспредельна, что Он и на исходе нашего грешного земного бытия готов даровать нам Спасение: были бы молитвы теплы и сильны, было бы покаяние глубоким и искренним, прозрела бы на деле любовь к ближнему... И главное - осталось бы только время на все это! Чем больше - тем лучше.
---Вот почему даже подобную ситуацию надо воспринимать с благодарением Богу, как его спасительный, заблаговременный ответ на ваши молитвенные прошения о "непостыдной христианской кончине". Чтобы внезапная немощь, могущая привести к смерти тела, не застала врасплох и душу.
---В любом случае - сколько бы ни отпустил вам теперь Господь лет, месяцев и дней - это, безусловно, Божий призыв распознать время усиленных и более частых молитв, добрых дел и углубленного покаяния, соединенного с более частым Причащением Святых Христовых Тайн (в согласовании с духовником).
О ПОСТЕ В БОЛЬНИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
---Часто этот вопрос служит камнем преткновения для христиан, источником соблазна для медперсонала и предметом непослушания духовникам. Происходит это чаще всего от непонимания смысла поста и смысла христианской жизни, который заключается, прежде всего, как учил преподобный Серафим Саровский, в стяжании Духа Святаго. То есть, крест болезни предназначен, в первую очередь, для очищения души, чтобы обогатилась она духом кротости, духом незлобия, милосердия, любви и духом иных христианских добродетелей. Тело истаивает, а душа утучняется и укрепляется.
---Смысл же любого поста - есть алкание и сострадание со Христом и за Христа, а не слепое утеснение себя только в пище. Болезнь же заменяет пост и если она переносится с благодарением Богу, то принимается им равнозначно посту, а часто и выше.
"Болезнь есть вразумление нам Божие и служит к преспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога?
---- И терпение привело его, наконец, к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни), и узришь славу Божию (Ин., 11,40). - А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: егда немоществую, тогда силен есмь ( 2 Кор. 12,10). А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста, - и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослаблять силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.
---Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе".
---Таким образом, самым разумным для болящего будет не свою волю творить, а исполнять заветы Святых отцов, и есть все, что дают в больничной столовой и что приносят, согласуясь с лечащим врачом, родственники.
ОСТОРОЖНО! В ПАЛАТЕ - СЕКТАНТЫ
---Одним из искушений для человека, находящегося в лечебном учреждении, является его столкновение с сектантами. Имея, подчас, богатое финансирование (как правило с Запада) из тех стран, которые огнем и мечом боролись и борются с православием, денежной отмычкой они беспрепятственно открывают двери многих больниц. Администрация, поставленная перед проблемой сокращения рабочих мест, невозможностью оплаты расчетов с обеспечивающими организациями за тепло, свет, медикаменты, питание больных - в безвыходных условиях идет на предоставление "богатым миссионерам" арендных помещений под их собрания. Проникнув в больницу таким или другим образом, они стараются в среде пациентов найти людей, которых заинтересует их "проповедь" и которые смогут в дальнейшем пополнить ряды их сект.
---Как ни странно, но сектанты нередко стараются скрыть к какой вере они принадлежат, уходя от вопроса общими фразами или даже называются православными, хотя к последним никакого отношения не имеют.
Как же раскрыть истинное лицо того, кто с "благой вестью" вдруг неожиданно оказался рядом с вашей койкой?
---Для начала надо спросить: кто вы и откуда? Если любезный посетитель не говорит, уходит от ответа, говорит что это неважно какую религию он исповедует, что Бог для всех религий один, а разнообразие религий - это всего лишь временное недоразумение до того времени, когда все вероисповедания сольются в одно, начнет толковать вам про вселенский или космический разум... или открыто указывает на неправославный характер своей организации, то с этим человеком продолжать беседу не следует. Самое разумное в такой ситуации сказать, что вы православный христианин и в ином духовном просвещении не нуждаетесь. Важно четко предупредить развитие дискуссии, так как в ряде сект "миссионеры" в совершенстве владеют методами гипноза, психотерапевтического воздействия, психологическими приемами. И потому, втянувшись в разговор, незаметно для себя вы рискуете оказаться в ловушке. Вы можете попросить "гостя" наложить на себя крестное знамение и прочитать православный Символ веры. Если он не сможет этого сделать или откажется, то это еретик или сектант.
---Некоторые "посланцы неба", например, такие как Свидетели Иеговы (в простонародье - "иеговисты") при сопротивлении "просвещаемого" ими дальнейшему контакту, что называется идут буквально на абордаж души, самоотверженно штурмуя психику больного угрозой небесной кары или геены огненной за отказ выслушать поучение и отказ от веры в Иегову.
---В таких случаях лучше отвернуться к стене, сомкнуть уста и потихоньку читать про себя православный Символ веры, Иисусову Молитву, или молитву "Да воскреснет Бог".
---Православный же всегда назовет себя, скажет к какому приходу он относится. Если это сестра милосердия, то, как правило, она имеет соответствующую форму и нагрудную табличку с указанием своего имени и изображением православного креста или святого.
Конечно, не следует к каждому входящему относиться с негативным предубеждением, но благоразумие и осторожность никогда никому не повредили.
---В последнее время сектанты возлюбили представляться православными. "Вы православный?"- спрашивает больной. "Да, да, конечно", - отвечает входящий.
Испытывать каждого приходящего к нам нет греха, напротив, святой апостол Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа, поощрял это и повелевал: "не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавай- те так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире"(1 Ин, 4,1-3). Уклонившийся же в сектанство - смертный грех пред Богом совершает и сам себя отлучает от Церкви.
---Человека, который знает православный Символ веры и понимает, о чем в нем говорится, не собьешь с толку ни на улице, ни в больнице.
---Бывает, что представитель иной веры или сектант оказывается с вами на соседней койке. В этом случае необходимо проявить христианскую веротерпимость к больному человеку и все попытки религиозного собеседования мягко отклонить.
У КОГО ЦЕРКОВЬ ЛЕЧИТЬСЯ НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ
---Изможденный до крайности больной человек, испытывая постоянные телесные страдания, начинает искать любой выход из них. Если он не укреплен верой и мало знаком с церковными установлениями, то часто такой поиск заканчивается тем, что страдалец попадает в диавольские сети. В наше время, они обширно раскинуты в виде всякого рода салонов магии, гипноза, волшебства, целительства, экстрасенсорики, кодирования, биоэнергетики - примеров тому не перечесть. Если человек идет к служителям этих оккультных наук или к "бабкам", то совершается страшный грех против первой заповеди Божией и при этом заключается страшная сделка: путем приобретения здоровья душа такого неосторожного человека продается диаволу, а в вечной жизни (загробной) несчастного ждут страшные муки, если он не исповедует этот грех.
Да и для самого больного это бывает далеко не безобидно.
---Когда в свое время мне приходилось на машине неотложной помощи ездить по вызовам, нередко приходилось констатировать резкое ухудшение общего состояния и протекания соматических заболеваний у пациентов после просмотра сеансов телецелителей (Чумака, Кашпировского и т.д.).
---Приведу выписку некоторых клинических данных из журнала наблюдений сестер милосердия нашей больницы.
---Больная Е., 35 лет, из любопытства около года назад посетила колдуна Юрия Ленго. После 3-х посещений в семье разыгралась трагедия: погиб муж, мама заболела раком, тяжело заболел ребенок (хроническое заболевание), погиб близкий родственник. Сама больная в течение года становится инвалидом 1 группы с диагнозом рассеянный склероз. Таких примеров можно привести очень много.
---Можно задать вопрос: где же подмена, в чем лживость помощи этих "целителей"? В том, что человек, согласно учению Церкви, пытается "лечиться" духовными средствами у недуховных людей, не соблюдая главного духовного правила: прежде исцеления тела - очисти и исцели свою душу от греха в Таинстве Покаяния. Вне Православной Церкви, вне священников этого таинства нет. Церковь есть Дом Божий. "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11, 28) - так сказал Господь. "Ко мне" - в церковь, в Дом Божий, где обитает Дух Святый, а не на стадионы, в кинотеатры, или салоны, которые считаются жилищем всякого рода нечистой силы. Церковь и больница - вот два места, куда благословляется обращаться больным.