Смелый педагогический эксперимент
17-04-2011 15:10
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
(08 декабря 2008, Понедельник, 21:23) "Особенные" дети получили шанс на образование и полноценное общение со сверстниками
В одной из московских школ проходит смелый педагогический эксперимент. Там - вместе со всеми - учатся и так называемые "особенные дети", которых раньше принимали только в закрытые специализированные учебные заведения. Общаться со сверстниками им мешала не столько болезнь, сколько предвзятость и предрассудки окружающих.
Репортаж Екатерины Качур.
Глаша любит Данилу, Данила любит Алину, Алина дружит с Глашей и к Даниле тоже неравнодушна. Третьеклашки еще не изучали геометрию, но абсолютно уверены, что в этом любовном треугольнике все стороны равны. И Глаша, у которой насморк, и Даня, у которого частичная глухота, птоз - закрытие верхнего века, и гиперактивность - неумение управлять своим поведением. Еще пять лет назад Данила учился бы в коррекционной школе, и девочки на улице смотрели бы на него не с явным обожанием, как сейчас, а с глубоким сожалением.
Алина Точилина, одноклассница Данилы: "Ну он хороший мальчик, джентльмен, он не дерется, он девчонок, наоборот, защищает. И он хороший друг".
Данила Становой, ученик 3 класса: "Не вру никогда, добрый, на меня можно положиться".
Таких учеников, как Данила в этой общеобразовательной московской школе 27 человек. Четыре года назад здесь решились на эксперимент по инклюзивному образованию, когда в коллектив обычных детей включают так называемых "особенных". У Вани самый сложный для коррекции диагноз - аутизм. Он живет в своем мире, и лишь изредка прорывается в мир других людей - обычно вот таким бурным ликованием. Талантлив в математике и равнодушен к гуманитарным предметам.
Ваня Сашин, ученик 3 класса: "Но я все-таки очень мудрый, я хорошо про животных знаю, люблю всякие там танцы подучивать, всякие упражнения твердые, крепкие".
За три года обучения в обычной школе Ваня стал намного более управляем, и это при том, что медики утверждали: ребенок никогда не сможет нормально общаться с другими детьми.
Тоже самое врачи говорили и Мише Вавилову из Иваново - у него синдром Дауна. Это сейчас он ходит в обычный детский сад, и малыши без проблем берут играть его в паровозик или конструктор. Но чтобы этого добиться, Мишиной маме Людмиле пришлось пройти через судебные разбирательства.
Людмила Вавилова, мать Миши (г. Иваново): "Оказывается, для наших детей ни садов, ни школ не существует, а в обычные садики и школы их не принимают. Противопоказано. Только кем и почему не понятно".
Преодолев судебный барьер, Людмила наткнулась на барьер иного рода. Родители других детей не хотели, чтобы в группе оказался больной ребенок.
В московской школе об этом вспоминают, как о кошмаре: в начале эксперимента мамы и папы возмущались, многие учителя - уволились. Уверяли: обычные дети заклюют необычных. И - ошиблись. Пятиклассника Мишу Петрова тоже с синдромом Дауна ребята очень любят. Считают его добрым, и лишь немножко чудаковатым.
Елена Гераскина, учитель истории: "Иногда он еще ломится страшно в дверь, он так показывает свое расположение, и дети знают, что да, вот он опять выламывал дверь, опять стучал, опять кричал. Все улыбаются и говорят: Миша шалит. Вы знаете, от этого как-то очень тепло. Ведь это обычные дети, которые в других ситуациях, в других школах показывают пальцем и говорят: идет дурак".
Сегодня в нашей стране полтора миллиона детей с отклонениями в развитии. Из них 200 тысяч не получают никакого образования вообще.
Елена Волкова, директор центра образования 1447 г. Москвы: "Из наших детей получатся прекрасные парикмахеры, косметологи, цветоводы, то есть, мы должны продумать эту систему и цепочку, чтобы дети продолжали развиваться, получать профессию в целом".
Для России это первые шаги в инклюзивном образовании. Само слово "инклюзивный" Наташе Тарасовой кажется очень смешным и непонятным. Зато она хорошо понимает разницу между специнтернатом для больных ДЦП и коллективом здоровых и веселых детей, в котором находится она.
Наташа Тарасова, ученица 3 класса: "Я мечтаю стать актрисой. Я люблю спектакли. Кино".
Мы не видим диагноза на их лицах, говорят учителя, мы видим желание. Огромное желание особенных детей быть понятыми и принятыми среди обычных сверстников.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote