Вероятно многие читали "Так говорил Заратустра" Ф.Ницше. Произведение, составившее базис всей его философии, до сих пор не получило однозначного толкования. Сколько людей, столько и мнений. Виной тому, является по всей видимости то, что Ницше полностью отрёкся от сухого академического способа изложения и преподал свои идеи символами и образами. Книга о Заратустре символична. Недаром русские символисты считали себя учениками Ницше. Эзопов язык – его конёк, и когда он пишет: «Повсюду вижу я низкие ворота: кто подобен мне, может ещё пройти в них, но – он должен нагнуться!». Это произведение – это своеобразный гимн Жизни как явлению.
Симфоническая поэма “Так говорил Заратустра” написана Р. Штраусом в 1896 г. Она имеет подзаголовок: “свободное сочинение по Ницше”. Слово “свободное” здесь самое важное. Штраусу надо было обязательно дать понять слушателю, что к его произведению не надо подходить как к некоему музыкальному соответствию поэмы Ницше.
В книге Ницше Штраус выделил несколько глав, названия которых, вместе с предисловием, повторяющим 1-й раздел “Предисловия Заратустры”, составили литературную программу симфонической поэмы. Она состоит из вступления и восьми эпизодов: “О потусторонниках”, “О великом томлении”, “О радостях и страстях”, “Надгробная песнь”, “О науке”, “Выздоравливающий”, “Танцевальная песнь”, “Песня ночного странника”. Штраус пользуется случаем продемонстрировать свое удивительное искусство музыкальной иллюстрации. Вступление воссоздает картину восхода солнца, о котором говорится в предисловии; раздел “О науке” звучит как пародия: сухость и “правильность” фуги на угловатую тему оборачивается какофонией; перед “Танцевальной песней” звучит “смех” Заратустры. По всей видимости, названия глав использовались Штраусом не столько в связи с конкретным содержанием текста Ницше, сколько в качестве обозначений эмоциональных состояний, господствующих в том или ином эпизоде.
Музыка из поэмы (вступление - Восход) использовалась в саундтреке к гениальному фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года»
«Так гласит моя великая любовь к самым дальним: не щади своего ближнего. Человек есть нечто, что дóлжно преодолеть»