Мало кто использует медиум в декупаже.
Я думаю потому, что мало кто знает что это такое и какие эффекты с помощью него можно получить.
Медиумы бывают разные: для придания прозрачности краскам, для замедления высыхания, для улучшения текучести, для густоты и фактуры...
Также бывают текстильные медиумы, для стекла, в общем, наверное этим словом называют все, что не имеет другого названия.
А иногда, наоборот, уже вроде привыкаешь к слову «медиум», а смотришь, на банке просто написано «средство для замедления высыхания». И долго думаешь, одно это и то же или нет.
В общем, запутали всех и вся. Предлагаю начать «распутываться».
Во-первых хочу сообщить о том — о чем я догадалась только к концу написания этой статьи. А догадалась перевести слово «medium» с английского на русский язык. Оказалось, что в переводе оно означает«средство». Эврика! теперь всё понятно!
Итак, сегодня речь пойдет о медиуме (средстве) для придания прозрачности акриловым краскам.
Когда я попыталась найти в интернете информацию об нем, то поняла, что кроме сухого перевода описания на банке производителя практически ничего нет.
Этот медиум я открыла для себя еще пару лет назад. И первое, что сделала с помощью него — получила эффект красного дерева. (Подробное видео о том, как это сделать уже есть в Энциклопедии Декупажа.)
Потом последовала имитация малахита (видео по созданию малахита уже отснято, поэтому скоро ждите в Энциклопедии)
И, наконец, чеканка (В Энциклопедии есть пока только имитация чеканкис помощью восковых патин. Позже мы подготовим мастер класс, имитирующий чеканку с помощью акриловых красок.)
Конечно это далеко не все возможности акрилового медиума.
Итак, что же это за зверь?
Для начала хочу отметить, что разные производители называют его по-разному, если еще учесть, что и переводят тоже по-разному.
Вот те названия этого средства, которые я обнаружила на просторах интернета ( фотографии медиумов разных производителей с примерными ценами, вы найдете в конце статьи):
Возможно есть еще какие-то названия, но, суть у всех одна.
В общем, это специальный декоративный состав, который предназначен для разбавления акриловой краски.
Для чего?
Казалось бы: разбавил водой и всё.
Но, все-таки есть отличие. И вы сейчас в этом убедитесь.
На фотографиях видно, что медиум имеет более густую консистенцию, отличную от воды.
Для того, чтобы показать вам на примере какой эффект дает разбавление краски медиумом, а какой водой — я подготовила небольшой мастер класс по созданию текстурной поверхности с помощью акрилового медиума.
МАТЕРИАЛЫ и ИНСТРУМЕНТЫ:
ТЕХНОЛОГИЯ:
1. Создаем фон с помощью терракотовой акриловой краски.
2. Разбавляем охру акриловым медиумом:
3. Фактурной губкой наносим разведенную охру на высохший фон:
4. Смешиваем третий цвет с медиумом. Здесь я специально взяла контрастный цвет, по отношению к фону, чтобы было хорошо видно фактуру.
И также наносим его губкой.
Важно знать:
Для того, чтобы понять отличие фактуры, полученной при разбавлениимедиумом, я провела тот же самый эксперимент, только разбавляя водой.
На фотографии ниже видны отличия (для увеличения фото — кликните по ней мышкой):
При разбавлении медиумом поверхность стала более богатая по цвету. Появились сложные фиолетовые оттенки, зеленоватые, полученные наложением одного полупрозрачного цвета на другой (лессировка) . Видно, что медиум позволяет делать мягкие переходы между цветом и тоном.
При разбавлении водой пятна более локальные, имеют четче форму, а переходы от одного цвета к другому более резкое.
Итак, Медиум придает краскам:
Как видно, благодаря замечательным свойствам акрилового медиума — можно создать довольно сложный декоративный фон под декупаж.
Различные текстурные эффекты можно создавать при помощи ветоши, марли, губки, пленки, а также резинового или металлического шпателя. Причем, наносить смесь можно как на гладкую закрашенную поверхность, так и на декоративную фактуру (рельеф).
Акриловый медиум запросто может заменить специальные морилки для дерева, т.к. если смешать его с краской — то потом этой смесью можно морить дерево.
С помощью медиума можно лессировать. Если в смесь добавить воды (например, 1 часть медиума, 1 часть краски, ¼ часть воды), то можно добиться античного эффекта на дереве. Т.е. можно варьировать пропорции медиума и краски, тем самым добиваясь нужного эффекта: нужно, чтобы больше блестело и «играло», значит больше краски меньше медиума, а, если нужно «выгоревшее со временем», то меньше краски и больше медиума.
Если развести в той же пропорции 1:1 с краской любого цвета и используя технику «сухой кисти», т.е. «помахала» по поверхности, получить «легкую старину»
Он может служить и как патина (только не восковая). Например, нанести смесь кистью на нужные места и, не дожидаясь высыхания, протереть мягкой ветошью.
Если смешать черную краску с медиумом, то получится что-то типо битума, только снимается легче и не так пачкает поверхность и руки. На фотографии чеканки это видно.
Так же им запросто можно создать морозный эффект (узор).
Если медиумов в ваших краях нет, может подойти замедлитель высыхания краски. Но, он служит только для того, чтобы краска быстро не высыхала. А прозрачности и как бы эластичности краске он не даёт.
Если заказывать медиум в интернет магазинах, то лучше это делать пока тепло, т.к. зимой многие магазины подобные товары не высылают из-за не стойкости к низкой температуре.
Кстати, как правило, медиум делает краску более глянцевой. Но, некоторые производители выпускают специально глянцевые и матовые медиумы. Поэтому, если для вас это принципиально — перед покупкой надо изучить этикетку. Для меня это не так важно, т.к. все-равно придаю окончательный вид работе с помощью защитного лака.
Кисти после использования нужно мыть водой с мылом или порошком.
Здесь я буду выкладывать фотографии и примерные цены медиумов у разных производителей, но с примерно одинаковыми свойствами. Это позволит вам легко заменить одно средство на другое, при отсутствии в магазине первого.

Если Вы знаете акриловые медиумы других производителей с подобными свойствами — пишите в комментариях.
Если у Вас есть дополнение или вопросы на эту тему, основанные на личном опыте — тоже обязательно пишите в комментариях.
С уважением,
Ксения Свешникова
и команда студии декора CHARISMA.