Впервые о плиштим упоминает Тора в 10 главе книги Берешит, где рассказано о происхождении и расселении народов после потопа. У Ноаха было три сына - Шем, Хам и Йефет. Сын Хама Мицраим обосновался в Египте, от него пошли многие народы, в том числе - каслухи. От них пошли плиштим и кафторим. Кафторим - жители острова Кафтор или Крит - переселились на Крит из Африки и создали так называемую крито-микенскую культуру (между 3 и 2 тысячелетием до н.э.)
Древние греки - йонийцы (на иврите - яваним ) - уничтожили этот народ и его культуру. Как сказано в последней книге Торы - Дварим - остатки кафторим вторглись на побережье Эрец-Исраэль, истребили местный народ авви и поселились на его земле. Пришельцы получили название плиштим ( от глагола леhафлиш) что значит "вторгаться, врываться насильно). Страну этого народа назвали Пелешет.
Наш праотец Авраам столкнулся с плиштим, когда пришел в их город Грар, находившийся в Негеве. Царь Грара Авимелех обратился к Аврааму с предложением заключить с ним клятвенный союз, завет, и Авраам согласился. Это произошло в 1710 году до нового летоисчисления. Хотя плиштим пытались всячески навредить Аврааму-иври и его еврейской общине (вспомните хотя бы историю с колодцами), Авраам устроил для Авимелеха пир, подарил ему стада скота и семь лучших овец в знак того, что последний вырытый евреями колодец принадлежит все-таки Аврааму, с чем Авимелех согласился, приняв дар. Книга Зоhар - основополагающий труд по Каббале (глубинной сути Торы) - осуждает Авраама за этот союз:
"Сказал Аврааму Всевышний: ты отдал Авимелеху семь овец? За это Я отложу радость сынов твоих на семь поколений (то есть, от Авраама до выхода из Египта). Ты отдал Авимелеху семь овец, за это они убьют семь праведников из твоих потомков: Хафни, Пинхаса, Шимшона, Шауля и трех его сынов. Ты дал ему семь овец - за это Мой ковчег будет пребывать на земле плиштим семь месяцев".
В эпоху Иеhошуа бин Нуна и в эпоху Судей главными центрами плиштим были пять прибрежных городов - Аза, Ашкелон, Ашдод, Гат и Экрон. Плиштим заключили союзные договоры с лежащими далее на севере городами-государствами Цуром и Цидоном.
Замечание: Добавим, что по ряду современных мнений, плиштим, с которыми столкнулся Авраам, это каслухим, происходят из района Каспийского моря, тогда как плиштим времен Иеhошуа – это пришельцы с Крита, народ известный из греческой литературы под именем пеласги. Кроме того, возможно, что плиштим времен Авраама проживали в более внутренних районах Ханаана – ближе к пустыне Негев, а плиштим времен Иеhошуа ближе к побережью.
Уровень материальной культуры плиштим был высоким - они изготовляли железные орудия труда и оружие. Как и другие языческие народы плиштим обожествляли силы природы, их культы были примитивны, жестоки и аморальны. Божествами плиштим была Ашторет - богиня и идол плодородия и богатства, Дагон - получеловек-полурыба - идол прибрежных жителей, рыболовов и мореплавателей, Бааль-Зевув (отсюда русское наименование Дьявола – Вельзевул) - божество и покровитель города Экрона - повелитель особый мух, согласно представлениям плиштим - мух смерти. Плиштим восприняли семитское наречие, но израильтяне всегда считали их язык чуждым и называли его ашдодит.
На основе лекций д-ра Зеева Дашевского
url]http://www.machanaim.org/kurs/shoftim/11-shim.htm[/url]
![]()
Палестина: как возникло это название