• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-КОНЦЕПТУАЛИСТ ЭРИК ВЛАДИМИРОВИЧ БУЛАТОВ (1933-2025), ЧАСТЬ II 19-11-2025 15:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-КОНЦЕПТУАЛИСТ ЭРИК ВЛАДИМИРОВИЧ БУЛАТОВ (1933-2025), ЧАСТЬ II

1977 Эрик Булатов с работой «Брежнев. Советский космос» (700x564, 132Kb)
Эрик Булатов с работой «Брежнев. Советский космос». 1977 г.

В воскресенье 9 ноября, в возрасте 92 лет в Париже умер советский и российский концептуалист Эрик Булатов. Булатов вошел в историю как один из самых влиятельных и дорогих современных российских художников. В 1988 году после серии крупных персональных выставок (в цюрихском Кунстхалле, Центре Жоржа Помпиду и других, а также после участия в Венецианской биеннале) стремительно получил международное признание - был назван «художником перестройки» и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Многие произведения Эрика Булатова попали в западные коллекции и музеи. С 1989 года жил в Нью-Йорке, в 1992 году переехал в Париж. Его узнаваемый стиль, сочетающий фигуративную живопись с плакатными текстами, стал классикой отечественного современного искусства. Картина «Слава КПСС» (1975), ушедшая с молотка за 2,1 миллиона долларов, много лет удерживала его на первом месте в рейтинге самых дорогих российских авторов.

1976 Фото Музей Гараж (466x700, 111Kb)
Эрик Булатов. Фото 1976 г. Музей «Гараж», Москва.

1977 Улица Красикова. Х, м. 150х200. Худ. музей Джейн Воорхеес Зиммерли, ун-т Ратгерс, США (700x526, 147Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Улица Красикова. 1977 г. Холст, масло. 157,5 х 206,1 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.

В этой картине главное - противодействие, столкновения разнонаправленных движений: люди, идущие по тротуару вперёд, в перспективу сужающейся аллеи, машины, мчащиеся по дороге, противостоят шагающему навстречу всем им монументальному Владимиру Ильичу Ленину на большом плакате, перед которым выстелена дорожка неухоженного газона. Динамичная фигура Ильича на «сакральном» белом поле кажется более реальной, чем городской пейзаж, символизирующий мир социума, существующий как будто в параллельной плоскости. В этом произведении художник противодействует советской идеологии, стремящейся заполонить собой всё искусство, используя его в качестве механизма для пропаганды.

1981-1985 Поэт Всеволод Некрасов. Музей Зиммерли. ОРИГИНАЛ (700x679, 85Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Поэт Всеволод Некрасов. 1981-1985 гг. Холст, масло. 201 х 201 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.
Всеволод Николаевич Некрасов (1934, Москва - 2009, там же) - русский поэт и эссеист, один из лидеров «Второго русского авангарда» и основателей «московского концептуализма», друг Эрика Булатова. Самое цитируемое его стихотворение:

Свобода есть,
Свобода есть,
Свобода есть,
Свобода есть,
Свобода есть,
Свобода есть свобода.
1964 г.

1979 Голубой горизонт поэта  Севы Некрасова. ГМИИ им.Пушктна (700x664, 88Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Голубой горизонт поэта Севы Некрасова. 1979 г.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1980 Портрет Всеволода Некрасова. Бум, кар. 43 х 30,5 см. ГМИИ им.Пушкина (548x700, 172Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Портрет Всеволода Некрасова. 1980 г.
Бумага, карандаш. 43 х 30,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.

1979 Севина синева. Х, м. 200 x 200 cm. Музей Зиммерли   (700x697, 59Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Севина синева. 1979 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.

1979 Севина синева (Посвящается поэту Всеволоду Некрасову) Бум, цв кар. 26х24,5. ГМИИ Кол. Некрасова (696x700, 156Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Севина синева (Посвящается поэту Всеволоду Некрасову).
1979 г. Бумага, цветные карандаши. 26 х 24,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.

1978 Живу и вижу Стихи Всеволода Некрасова. Б, цв кар. 19,7х15,2. ЗМИИ+Некрасов (490x700, 107Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Обложка сборника стихов Всеволода Некрасова
«Живу и вижу». 1979 г. Сборник под таким названием был издан был в 2002 году.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1981 Брежнев в Крыму. Х, м. 75 x 102 дюйма,ЧС (700x518, 75Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Брежнев в Крыму. 1981-1985 гг. Холст, масло. 190,5 х 259 см. Частное собрание.
Генеральный секретарь ЦК КПСС появился еще раз в работе Булатова «Брежнев в Крыму» (1981–1985, частное собрание), которая явно перекликается с изображением И.В. Сталина на картине Ф.С. Шурпина «Утро нашей Родины» (1946–1948, ГТГ).

ФОТО Утро нашей Родины» Ф. С. Шурпина (1904-1972), (700x512, 93Kb)
Ф.С. Шурпин (1904-1972). Утро нашей Родины. 1948-1949 гг. Холст, масло. 167 x 232 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1980 Дружба СССР и ГДР навеки, Бум, граф. и цвет. кар-ши. 23,4 x 18,1 см. ЧС (503x700, 97Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Дружба СССР и ГДР навеки (Брежнев и Эрих Хонеккер).
1980 г. Бумага, графитный и цветные карандаши. 23,4 x 18,1 см. Частное собрание.

1978 Небо. Бум, цв кар-ши. 44х32. ГМИИ им.Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова, Сайт Севы (523x700, 90Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Небо. 1978 г. Бумага, цветные карандаши. 44 х 32 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1980 Зима. Рис. Бум, цв. кар-ши.  30х30 см. ГМИИ им.Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова. Рисунок (700x696, 98Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Зима. 1980 г. Бумага, цветные карандаши. 30 х 30 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1982 Крымский пейзаж. Рисунок (700x523, 87Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Крымский пейзаж. 1982 г. Бумага, чернила, цветные карандаши. 35 х 47 см.
Частное собрание.

1981 Крымский пейзаж. Рисунок (700x544, 181Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Крымский пейзаж. 1981 г. Бумага, цветные карандаши. 32,6 х 42,7 см.
Частное собрание.

1980 Композиция с цветком. Бум., цв. кар. 29х40,5. Галерея Владей, Мск2 (700x492, 160Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Композиция с цветком. 1980 г. Бумага, цветные карандаши. 29 х 40,5 см.
Галерея «VLADEY», Москва.

Эрик ++Владимирович продолжает писать картины и находить новые образы для воплощения на бумаге (700x466, 99Kb)
Наталия Сергеевна Годзина и Эрик Булатов. В 2023 году супруги отпраздновали 45-летний юбилей
совместной жизни.

Семья и личная жизнь
Эрик Булатов был трижды женат. После безвременной смерти поэта Михаила Соковнина Булатов в 1978 году женился на его вдове Наталье, с которой находился в браке и по состоянию на 2023 год своего 90-летия, вместе с ней снимался в документальном фильме к юбилею. Впервые эта абсолютная теплота и пронзительное чувство проявляются в композиции 1978 года «Наташа»: в обезличенном, дистилированном мире, где жизнь кажется невозможной, «цветная» Наташа побеждает мёртвую белизну снега. И для Эрика Булатова этот мир всегда открывается образом Наташи, её лицом, её просветлённым ликом, её внутренним светом.

1978 Наташа (этюд),Х, м.50 × 40 см. Собр. Н.Годзиной (533x700, 68Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Наташа. Этюд. 1978 г. Холст, масло. 50 х 40 см.
Собрание Натальи Годзиной.

Наташа была вдовоц друга Булатова, поэта Мих. Соковнина (700x700, 187Kb)
Наташа. Фотография Э. Булатова.

1978-1979 Наташа. Х, м. (Частное собр, Берн) (537x700, 99Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Наташа. 1978-1979 гг. Холст, масло.
Частное собрание, Берн, Швейцария.

1983 Наташа (фрагмент) Х, м. 63,5 х 37. Собр. Годзининой. (406x700, 48Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Наташа. Фрагмент. 1983 г.
Холст, масло. 63,5 х 37 см. Собрание Натальи Годзиной.

1982-1987 Не прислоняться. Холст, масло 240×170. Музей Искусства Авангарда. (503x700, 121Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Не прислоняться. 1982-1987 гг. Холст, масло. 240 х 170 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.

1982-1987 Тающие облака. Х, м. 259 х 190 см. ГРМ .jpg (512x700, 156Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Тающие облака. 1982-1987 гг. Холст, масло. 259 х 190 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1983 Обложка сборника стихотворений Всеволода Некрасова (511x700, 65Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Обложка сборника «Стихи. 1956-1983»
Всеволода Некрасова. 1983 г.
1983 Разрешается-запрещается, Запрет запрещен, Запрещается-разрешается - эскизы к неосуществленным картинам (700x220, 29Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Запрещается. Запрет запрещен. Запрещается-разрешается.
Эскизы к неосуществленным картинам. 1983 г.

1984 Крымский пейзаж. Рисунок (700x510, 117Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Крымский пейзаж. 1984 г. Бумага, чернила, цветные карандаши. 23 х 31,5 см.
Частное собрание.

1985 Фигура в голубом ящике. Рисунок. (Аукцион) (613x700, 46Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Фигура в голубом ящике. Рисунок. 1985 г. Частное собрание.

1985 Небо и море. (700x700, 119Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Небо и море. 1985 г. Холст, масло. 200 х 200,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 600.000 – 800.000 фунтов.

1975 В мастерской на Чистопрудном бул. Фо то Пальмина (466x700, 112Kb)
Эрик Булатов в мастерской на Чистопрудном бульваре в Москве. 1975 г.
Фото Игоря Пальмина.

Предел отчаяния и безысходности Булатов выразил в картине «Программа “Время”», как бы воспроизводящей фотографию из журнала «Огонек». Пожилая женщина смотрит телевизор, слушает диктора Игоря Кириллова. Булатов изобразил бытовую каждодневную и общераспространенную ситуацию идеологической интоксикации, возможно осознаваемую, но не отменяемую из-за естественного стремления одинокого старого человека к общению, пусть даже и фиктивному.

1982-1985 У телевизора. 1982–1985 (700x504, 134Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). У телевизора. Программа «Время». 1982-1985 гг. Холст, масло. 116 х 160 см.
Художественный музей Джейн Ворхиз Зиммерли, университет Ратгерс, США.

1981 Программа Время. Эскиз (700x538, 216Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). У телевизора. Программа «Время». Эскиз. 1981 г. Бумага, цветные карандаши.
The Kolodzei Art Foundation, Нью-Йорк.

1984-1985 Фотография на память. Х, м. 120х180. Собр. Е.А. Бондаренко, Мск (700x461, 77Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Фотография на память. 1984-1985 гг. Холст, масло. 120 х 180 см.
Собрание В.А. Бондаренко, Москва.

1984 Знак качества. Эсеиз к картине. Х, м. 33х46 см. ГМИИ им. Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова (700x508, 134Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Знак качества. Эскиз к картине. 1984 г. Холст, масло. 33 х 46 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1986 Знак качества. Х, м, бронзовый порошок. 203 х 203 см. Музей Людвига, Кёльн (700x694, 132Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Знак качества. 1986 г. Холст, масло, бронзовый порошок. 200 х 200 см.
Музей Людвига, Кёльн.

«Пространство есть свобода», - утверждает Эрик Булатов, располагающий советский знак качества на фоне неба. Движение облаков отрывает буквы от небесного фона, намекая на возможность просочиться сквозь идеологическую преграду. Художественный язык Булатова узнаваем и известен: тексты в формате плакатных лозунгов накладываются на реалистичное изображение (с использованием традиционных для графики и живописи материалов). В нем безошибочно угадывается стилистика советских и постсоветских пропагандистских плакатов. Именно эта разработка пространства картины как философской концепции стала магистральной в его творчестве. В Советском Союзе многое было построено на передёргивании литургической символики. У Булатова ещё есть золотой «Знак качества», где золото тоже фальшивое, как пародия на божественный свет.

1986 Эскиз к картине «Знак качества», Бум, масляный каран. 24,5 х 24,5 см. Гал Владей (700x694, 260Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Эскиз к картине «Знак качества». 1986 г.
Бумага, масляные цветные карандаши. 24,5 х 24,5 см. Галерея «VLADEY», Москва.

1987 Живу вижу. Эскиз карт. ГМИИ им.Пушкина.  Коллекция В.Н.Некрасова. Бум, цв кар-ши. 42,5х39,2 см. (597x700, 113Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Живу - Вижу. Эскиз. 1987 г. Бумага, цветные карандаши.
42,5 х 39,2 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1988 Живу-вижу. Литография,29.5 х 29.5 см. Тираж 50 экз. Гал Владей (700x694, 182Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Живу - Вижу. 1988 г. Бумага, литография. Размер изображения 30 x 30 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

1987 Единогласно. Х, м. 31,5 x 94,5 дюйма, ЧС (700x231, 70Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Единогласно. 1987 г. Холст, масло. 80 х 249 см.
Собрание Фонда имени Эммануэля Хофмана, Художественный музей, Базель.
Фонда имени Эммануэля Хофмана, Художественный музей, Базель.

В картине «Единогласно» (1987, собрание Фонда имени Эммануэля Хофмана, Художественный музей, Базель) художник позаимствовал из газеты изображение голосующих на собрании и перекрыл его словом «единогласно», повторяющимся трижды: так Булатов, «поставил под сомнение язык коллективного одобрения на примере советской системы открытого голосования как одного из механизмов политической манипуляции» (Большая российская энциклопедия. 2022 г.)

1987 Народ и партия едины Бум, цв кар-ши. 11,5 на 26 см, Аук Сотбис Л-н 2021. 10.000 - 15.000 фунтов (2) (700x238, 56Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Народ и партия едины. Эскиз к картине «Единогласно». 1987 г.
Бумага, цветные карандаши. 11,5 х 26 см, Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Эстимейт GBP 10.000-15.000 фунтов.

1987 Единогласно. Бум, кар. 11.4 х 25.4 см. ЧС Артнет.сом (700x295, 83Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Единогласно. Эскиз. 1987 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши.
11,4 х 25,4 см. Частное собрание.

На ++ фотографии легендарные художники-концептуалисты — Эрик Булатов (слева) и Олег Васильев (700x483, 112Kb)
На фотографии легендарные художники-концептуалисты, эмигранты - Эрик Булатов (слева) и Олег Васильев
(эмигрировал в США в 1990 г.)

Эрик Булатов эмигрировал в 1989 году и с того времени жил между Москвой, Нью-Йорком и Парижем, пока окончательно в 1992 году не осел в Париже. Он был «медленным» художником и создал всего около 250 картин. На каждую из них уходило от одного года до двух с половиной лет. В Париже у Булатова была мастерская - «светлая, с высокими потолками, окнами выходит на узенькую улочку». Автор интервью с ним писала, что «мастер работает за любимым стеклянным столом, в окружении набросков и карандашей».

1988 Горбачев. Рисунок. (Аукцион) 2 (669x700, 128Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Горбачев. Эскиз. 1988 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши. 25 х 23,5 см.
Частное собрание.

1988 Революция – Перестройка. Рис. цв. кар. 29,5 х 24,5 см. (623x700, 121Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Революция – Перестройка. Эскиз. 1988 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши.
29,5 х 24,5 см. Частное собрание.

1988 Революция-Перестройка. Х, м. 200×200. Sepherot Foundation, Лихтенштейн. (700x691, 149Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Революция-Перестройа. 1988 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Фонд Sepherot Foundation, Лихтенштейн.
Это творение Булатова «Революция – Перестройка» также ушло на аукционе за миллион долларов.

1988 Весна в доме отдыха для рабочих. Х, м. 169,2 x 239 x 4 см. Приобретен Центром Помпиду или Ахат в 1989 г (700x494, 127Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Весна в доме отдыха для рабочих. 1988 г. Холст, масло. 169,2 x 239 x 4 см.
Приобретена Центром Жоржа Помпиду, Париж в 1989 году.

Эпоха Брежнева, с середины 1960-х до начала 1980-х годов, ознаменовалась постепенным упадком социалистического реализма в СССР. Булатов был противником советской социальной и культурной ортодоксии, и эта неоднозначная картина, написанная в 1988 году, после начала перестройки, использует коды официальной советской живописи, одновременно подрывая их. Здесь, в угасающем свете сада дома отдыха, нет пролетарских героев. Напротив, картина, кажется, навевает меланхоличные мысли о том, что они устали или ушли.

1988 Небо. 1988 (685x700, 120Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Небо/Sky. 1987-1988 гг. Акрил на японской бумаге, наклеенной на шёлк.
198 х 198 см. Частное собрание.

1988 Я живу, я вижу. (489x700, 166Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Я живу, я вижу (нем. Ich Lebe, Ich Sehe). 1988 г.
Бумага, цветные карандаши. 42 х 29,5 см.

1988 Флэш Арт (558x700, 164Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Советский Флэш Арт. 1988 г. Бумага, цветные карандаши.
30,5 х 23,7 см. Частное собрание.

1989 Мир. Бум, цв. кар-ши 39,8x52,7. ГМИИ им.Пушкина.  Коллекция В.Н.Некрасова, рисунок (700x536, 187Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Мир. 1989 г. Бумага, хромолитография. 15,8 x 21 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина,
Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1988-1989 Зима. Х, м. 230,5 х 230 см. (690x700, 77Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Зима. 1988-1989 гг. Холст, масло. 230,5 х 229,9 см. Частное собрание.

1987 Эрик Булатов. Художник. Москва. Эрик Булатов. (700x475, 101Kb)
Эрик Булатов в мастерской с картиной «Брежнев. Советский космос». Москва, 1987 г.
Фото: Лев Мелихов.

Первым коллекционером Эрика Булатова оказалась не кто-нибудь, а сама Дина Верни — муза Аристида Майоля и впоследствии известная галеристка. В 1969 году она приехала в Москву и прицельно купила булатовский «Автопортрет», репродукцию которого видела во французском журнале L’Art vivant. Первая продажа - и сразу за границу: подобным стартом мог похвастаться далеко не каждый художник. В 1977 году работа Булатова «Горизонт» была напечатана на афише 38-й Венецианской биеннале, что, правда, принесло немало неприятностей на родине.

1989 Заход или восход солнца. Х, м. 200 х 200 см. Музей Людвига, Кёльн (700x700, 590Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Закат (Заход или восход солнца). 1989 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Музей Сюрмонда – Людвига, Ахен.

Интересно, понимал ли Булатов и другие «мастера» соц-арта, что закат СССР является и их собственным закатом, поскольку всё их «творчество» было востребовано ровно лишь до тех пор, пока идёт «деконструкция» марксизма и социализма? И не надо обвинять ни Горбачева, ни Ельцина в распаде Советского Союза. Это исторический ход событий. Картина написана в 1989 году, за два года до Беловежских соглашений.

1989 Нью-Йорк (700x412, 72Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Нью-Йорк. 1989 г. Холст, масло. 106 х 177,8 см. Частное собрание.

1989 New York II (510x700, 77Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). New York II. 1989 г. Холст, масло. 269,2 х 196,2 см.
Частное собрание.

1989 Нью-Йорк. Х, м. 275 х 201 см. Музей Людвига, Кёльн   (499x700, 107Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Нью-Йорк III. 1989 г. Холст, масло. 275 х 201 см.
Музей Людвига, Кёльн.
1989 Нью-Йорк. Сolored pencil and gouache on paper, 27x19 cm, (508x700, 127Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Нью-Йорк. 1989 г. Цветная литография. 76,2 x 57,2 см.
Частное собрание.

1989 Перестройка. Х, м. 270х270 см. (700x685, 120Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Перестройка. Сюита из 15 частей. 1989 г. Холст, масло. 269,2 × 273,7 см.
Лот продан в 2007 году на аукционе в Лондоне за GBP 500.058 фунтов.

В работе «Перестройка» (1989, частное собрание) Булатов интерпретирует соединённые в скульптуре «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной молот и серп. На полотне слово «перестройка» согнулось пополам и небесным ледоколом надвигается на зрителя. На носу литеры «Т» и «Р» встретились и слились в ростральный серп-и-молот. За кораблем, в открывшихся багровых советских небесах, воссияли лучи надежды. Надежды на Свободу.

1989 Перестройка. Этюд. (700x593, 204Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Перестройка. Эскиз. 1989 г. Бумага, цветные карандаши. 62,2 x 44,5 см.
Частное собрание.

1989 Перестройка. Холст, масло х 2 (700x161, 36Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Перестройка. 1989 г. Холст, масло.

1989 Перестройка. Холст, масло (700x294, 60Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Перестройка. 1989 г. Холст, масло.

1989 Перестройка (белая надпись на красном). Б, цв. кар-ши. 17х34,5. СОВКОМ 2011. Эст 900.000-1.200.000 руб. (700x304, 62Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Перестройка. (белая надпись на красном). 1989 г. Бумага, цветные карандаши.
17 х 34,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 см. Эстимейт 900.000-1.200.000 руб.

1989 Эскиз к картине «Перестройка» Бум, цв. кар-ши. 14 х 32 см. Гал Владей (700x297, 333Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Эскиз к картине «Перестройка» (PeresTroika). 1989 г. Бумага, цветные карандаши.
14 х 32 см. Галерея «VLADEY», Москва.

1990-е Булатов. Фото Алексей Куденко, КоммерсантЪ (700x456, 78Kb)
Эрик Булатов на фоне картины «Вход - Входа нет». 1990-е гг.

В своем концептуалистском творчестве Булатов сначала писал фигуры, но потом главным объектом его картин стали слова. Булатов помещал плакатные лозунги (поначалу из советской идеологии) на бросовые, узнаваемые пейзажи. Позже именно эти работы принесли ему мировую славу. Со временем советские лозунги уступили место игре слов. Булатов стал автором таких картин, как «Живу - Вижу», «Иду», «Тучи растут», «Всё не так страшно», «Враг вдруг друг», «Входа нет», «Вперед» и так далее. «Мое дело как раз совершенно другое, чем дело поп-арта и дело соц-арта. Они старались доказать, что социальная реальность - это единственное, что у нас есть, единственная реальность. Все остальное просто не имеет значения, - объяснял художник. - А я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода - всегда за этой границей».

1989 Сердечный привет из Баварии,Картон,  Цвет. шелкограф. 68,5 x 49 см. ЧС (496x700, 93Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Сердечный привет из Баварии (нем. Herzliche Grüße aus BAYERN).
1989 г. Картон, цветная шелкография. 68,5 x 49 см. Частное собрание.

1990 Памятники. Конфронтация. Ожидание войны. Битва+фрагмент. Единоборство. Из серии Война и мир (Битва монументов) (523x700, 186Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Памятники. Конфронтация. Ожидание войны. Битва+фрагмент.
Единоборство. Из серии «Война и мир (Битва монументов)». 1990 г. Бумага, шелкография.
Портфолио - коллекция шелкографических принтов 20-ти московских художников-авангардистов
времен перестройки из книги «Покидая Москву», 1990 г. Тиражная графика.

1990 Конфликт. Из серии «Война и мир (Битва монументов)» (700x458, 191Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Конфликт. Из серии «Война и мир (Битва монументов)». 1990 г.
Бумага, шелкография.

1990 Конфронтация. Из серии «Война и мир (Битва монументов)» (700x459, 159Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Конфронтация. Из серии «Война и мир (Битва монументов)». 1990 г.
Бумага, шелкография. 65 х 75 см. Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.

1990 Война и мир - War & Peace. Из серии «Война и мир (Битва монументов) (440x700, 163Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Война и мир (War & Peace). Из серии «Война и мир
(Битва монументов)». 1990 г. Бумага, шелкография.

1990 Хэппи-энд. Бум, цв. кар-ш.32,5 х 26. Н-Новгород ХМ (576x700, 151Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Хэппи-энд (Happy End). 1990 г. Бумага, цветные карандаши.
32,5 х 26 см. Нижегородский художественный музей.
1991 Happy End. Из серии «Война и мир (Битва монументов)» (700x425, 132Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Хэппи-энд (Happy End). Из серии «Война и мир (Битва монументов)». 1991 г.

1990 Американская мечта2 (531x700, 136Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Американская мечта (American Dream). 1990 г.
https://ru.pinterest.com.

1992 Американ. мечта. Х, м. 180 х 180. Кол. Яниса Зузанса, Рига (697x700, 167Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Американская мечта. 1992 г. Холст, масло. 180 х 180 см.
Коллекция Яниса Зузанса, Рига.

1990 С новым годом. Х, м. 259,1х190,5ЧС (515x700, 137Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). С новым годом. 1990 г. Холст, масло. 259,1 х 190,5 см.
Частное собрание.

1990-е Эрик Булатов © Александр Саверкин ТАСС  (700x444, 71Kb)
Эрик Булатов на фоне картины «Странник». 1990-е гг. Фото: Александр Саверкин, ТАСС.

Свою творческую цель Булатов описывал так: «Быть свободным». «Свободным, например, от того искусства, которому меня учили. От государственных заказов, от всего этого принудительного, - пояснял он. - Но поскольку, кроме государственных заказов, никаких других быть не могло, ни выставлять, ни продавать свои картины я не мог. Значит, я ставил себя в совершенно независимое положение. Оставалось понять, как жить, на что жить».

1990-2003 Странник. Х, м. 259,5х190 (511x700, 133Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Странник. 1990-2003 гг. Холст, масло. 259,5 х 190 см.
Коллекция Е. и В. Семенихиных.
«Странник» Эрика Булатова с болтающейся над головой символикой СССР - инсталляция-ребус,
в которой приметы советской повседневности сгущались до какого-то сюрреалистического кошмара.

1990-2003 Странник. Фрагм. Кол. Семенихиных (525x700, 109Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Странник. Фрагмент. 1990-2003 гг. Холст, масло.
Коллекция Е. и В. Семенихиных.

1990-е Без названия. 1990-е (462x700, 94Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Без названия (Красный пейзаж). 1990-е гг.
Skopia Art Contemporain, Женева.

1991 Liberté I. Х, м. 140 х 280 см. Kunstmuseum, Bern (700x349, 85Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Liberté I (Свобода I). Холст, масло. 140 х 280 см. Художественный музей, Берн.

Через год после плаката «Перестройка» Булатов создал полотно «Liberté I» (Свобода I), где точно повторил идею и композицию «Перестройки». Но на сей раз корабельный клин формирует, как бегущая строка, дважды повторенное слово «Liberté». Картина цитирует работу Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады» (1830, Лувр), которую Булатов считает во французском искусстве одной из самых важных картин. Делакруа выделяет главную фигуру и цветом, и всей пространственной конструкцией картины. Его Свобода является центром и смыслом всего происходящего, задний и передний план утоплены, и всё вращается вокруг неё одной. Очень важно, что весь интерес художника лежит в пределах предметного мира: значение пространства тут подсобное, оно нужно только для того, чтобы сделать главную фигуру более выразительной, дать ориентиры нашему глазу.

ФОТО Свобода, ведущая народ». Эжен Делакруа, 1830 (700x560, 171Kb)
Эжен Делакруа (1798-1863). Свобода, ведущая народ на ьаррикады». Холст, масло. 260 х 325 см.
Лувр, Париж.

1991 Liberté I. Свобода. Эскиз. Бум, цвет. кар-ши.16,5×31,5 Аук Кристис 2011 (700x351, 119Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Liberté I (Свобода I). Эскиз. 1990 г. Бумага, цветные карандаши.16,5 х 31,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г.
В 1991 г. по заказу галереи Дины Верни Булатов создал вторую версию «Liberté II» (1991, частное собрание).

1991 Liberté II. Х, м. 155 х 295 см. Собр. Шалвы Бреуса, Москва (700x405, 86Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Liberté II (Свобода II). 1991 г. Холст, масло. Собрание Шалвы Бреуса, Москва.

1991 Моцарт. Х, м. 180х180 см (694x700, 136Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Моцарт. 1991 г. Холст, масло. 180 х 180 см.
Музей современного искусства АРТ4, Москва.

1991 Моцарт. Бум, цв. кар-ши. 25 х 25 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.  (700x695, 197Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Моцарт. 1991 г. Бумага, цветные карандаши. 25 х 25 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

Фото ++ Максим Блинов  РИА Новости (700x466, 64Kb)
Эрик Булатов. Фото Максима Блинова / РИА Новости.

1990 Русский XX век I. Х, м. 180х180 (Музей искусства авангарда).jpeg (700x699, 138Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Русский XX век I. 1990 г. Холст, масло. 180 х 180 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва. (Небо безоблачное)

В этой работе Эрик Булатов сталкивает в пространстве одной картины крайние
противоположности: безмятежность и тревогу, полную свободу и тюремную решетку, реалистическую живопись и советский плакат. Картины из цикла «Русский ХХ век» изображают идиллический русский пейзаж, над которым угрожающе нависает графичная римская цифра ХХ. Пейзаж - воплощенное спокойствие русской жизни, перечеркнутой ХХ столетием: возвышается старинная церковь, вокруг - невысокие дома и избенки, на заднем плане извивается река. ХХ век вторгается бесцеремонно и символично. На картине под номером I цифры напоминают лучи прожектора голливудской компании «ХХ век FOX» на фоне страшного красного неба. Вода в реке тоже кровавого цвета - идиома, которой соответствует образ, не требует разъяснений. На работе №II Булатов поступает более лаконично и схематично: огромные красные цифры перечеркивают патриархальный пейзаж.

1990 Русский XX век II. Х, м. (700x688, 136Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Русский XX век I. Вариант. 1990 г. Холст, масло. (На небе темные облака)

1998-1999 Русский XX век III. Х, м. 200х200. Кол. Шалвы Бреуса, Москва (700x699, 126Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Русский XX век II. 1998-1999 гг. Холст, масло. 200 х 200 см.
Коллекция Шалвы Бреуса, Москва.

1991 Я живу, я вижу. Рис. цв. кар. (2) (700x697, 134Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Живу – Вижу II. 1999 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.

В 1969 г. Всеволод Некрасов посвятил Булатову стихотворение:
я уж чувствую
тучищу
я хотя
не хочу
и не ищу
живу и вижу

В 1999 году, через 30 лет Булатов создал картину «Живу – Вижу II», посвящённую поэту Некрасову. Художник совмещает пейзаж (вид из окна мастерской на Чистопрудном бульваре) с текстом – последней строкой стихотворения. Слова «живу» и «вижу» выстраиваются согласно законам линейной перспективы и задают направление взгляда – в сторону Кремля. Булатов называет это произведение «формулой определённой художественной позиции – когда художник не старается специально что-то найти в окружающей жизни, чтобы осудить или воспеть, а просто живёт в этом месте в это время, и окружающая жизнь сама себя ему показывает».

1992 Дом. Х, м. 180х180 см. (Галерея Юрия Трайсмана) (699x700, 112Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Дом. 1992 г. Холст, масло. 180 х 180 см.
Галерея Юрия Трайсмана.

1992 Il temp di Roma. Х, м. 175x203 см. (700x428, 93Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Il temp di Roma (Время Рима). 1992 г. Холст, масло. 175 x 203 см.
Частное собрание.

1982 На презентации «Золотого диска» гр «Мухомор». L-R -Д. Пригов, И. Кабаков, Э. Булатов, С. Щербаков, О. Васильев (700x634, 110Kb)
На презентации «Золотого диска» группы «Мухомор». Слева направо: Дмитрий Пригов, Илья Кабаков,
Эрик Булатов, С. Щербаков, Олег Васильев. Фото Г.Д. Кизевальтера, 1982 г.

Булатов говорил, что у него так и не появились ученики. «Не могу, я как-то пытался, - рассказывал он. - В Швейцарии мне предлагали преподавать, но я быстро понял, что нужно вкладывать душу в каждого, потому что каждому мальчишке, девочке, которые пришли учиться, нужны разные вещи. Нельзя их учить одному и тому же. Но чтобы вкладывать душу в каждого, нужно самому перестать работать. Иначе не хватит сил». На вопрос газеты «Культуры»: У вас есть ученики, последователи или эпигоны? Булатов ответил: Учеников нет. Последователей тоже не вижу. Но иногда замечаю собственное влияние на молодых художников, особенно русских, французских и английских. У них очень большой интерес к тому, что я делаю» («Культура», 27.08.2018)

1991 Картина «Вид Москвы из Мадрида». Мадрид, 1991. (700x467, 93Kb)
Эрик Булатов с картиной «Вид Москвы из Мадрида». Мадрид, 1991 г.

1991 Вид Москвы из Мадрида. Х, м. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных (561x700, 133Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Вид Москвы из Мадрида. 1991 г. Холст, масло.
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.
За несколько месяцев до августовского путча 1991 г. (ГКЧП) во время сотрудничества с галереей аукционного дома Fernando Durán S.A в Мадриде, Булатов создал картину «Вид Москвы из Мадрида» (1991, частное собрание), с нависшим над Москвой тревожным красным небом.

1991 Москва 1991 (563x700, 158Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Москва. Этюд. 1991 г. Бумага, цветные карандаши. 34,3 х 25,4 см.
Частное собрание.

1991 Натюрморт с Эль Греко. Х, м. 49 х 39 см. Аук МакДуглас, Л-н, 2007. Эстим 12.000-18.000 фунт (541x700, 137Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Натюрморт с Эль Греко. 1991 г. Холст, масло. 49 х 39 см.
Аукционный дом MacDougall’s Fine Art, Лондон, 2007 г. Эстимейт 12.000-18.000 фунтов.

1991 Воспоминание об Испани. Бум, паст. 160 х 180 см. ЛВХМ, Хабаровск (700x598, 184Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Воспоминание об Испании. 1991 г. Бумага, пастель. 16 х 18 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

1991 Прощай, Ленин. Х, м.  120 х 120 см. ЧС (700x700, 178Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Прощай, Ленин. 1991 г. Холст, масло. 120 х 120 см. Частное собрание.

1992 Обед (Lunch). Бум, смеш. техн. 21,6 x 15,9 см. ЧС (490x700, 133Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Обед (Lunch). 1992 г. Бумага, смешанная техника.
21,6 x 15,9 см. Частное собрание.

1992 Маргарет Рисмондо (Бульвар Распай) (700x693, 58Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Маргарет Рисмондо (Бульвар Распай). 1992 г.
Холст, масло. 160 х 160 см. Коллекция И. и Т. Манашеровых.

1992 Россия в Париже. холст, масло 220 х 154 см. ЧС (487x700, 67Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Россия в Париже. 1992 г. Холст, масло 220 х 154 см.
Частное собрание.

1992 Русское 1992 (700x697, 184Kb)
Э.В. Булатов (1933-2025). Русское. 1992 г. Бумага, цветные карандаши. 7,8 х 7,8 см. Частное собрание.

2007 Булатов на выставке Мыслящий реализм в ГТГ 1 (700x525, 81Kb)
Эрик Булатов на выставке «Мыслящий реализм» в ГТГ. 2007 г.

В СССР Эрик Булатов до отъезда за границу практически не выставлялся. Выставка в Курчатовском институте в 1964 году была сразу закрыта властями, 1968 – состоялась однодневная выставка в кафе «Синяя птица». Первая персональная выставка – в 1988 году в Музее изобразительных искусств Цюриха, сразу после – в Центре Жоржа Помпиду (первым среди русских современников). Булатов – участник Венецианской биеннале, Биеннале в Кванчжу (1997, премия). В России в 2003 году в Третьяковской галерее впервые после его отъезда показали графику, а три года спустя провели масштабную ретроспективу.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Е.Андреева - Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград 1946-1991 (2012) =1700 руб. (482x680, 91Kb)
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград
1946-1991. Москва, Издательство «Искусство ХХ1 век», 2012 г. Стр. 53, 139, 210-214, 420 и др.

1.Булатов Эрик Владимирович - Википедия

2.Кто такой Эрик Булатов: разбираем смысл картин одного из самых дорогих художников России

(Продолжение следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-КОНЦЕПТУАЛИСТ ЭРИК ВЛАДИМИРОВИЧ БУЛАТОВ (1933-2025), ЧАСТЬ II | MsTataka - Дневник MsTataka | Лента друзей MsTataka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»