• Авторизация


Рылов Аркадий Александрович(1870-1939). 17-11-2025 12:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Жизнь Аркадия Александровича Рылова совпала с самой сложной эпохой русской истории и культуры — 1870-1930 годами. И. несмотря на негромкую его славу, творчество этого художника представляет важную часть отечественной культуры первой трети XX века, одну из самых вдохновенных, поэтичных ее страниц. В картинах Рылова нетрудно увидеть черты сложного и противоречивого мира той художественной эпохи, в которой причудливо переплелись тенденции и влияния самого разного толка. Художник целиком принадлежал общему потоку русского искусства, он прочно вписан в него, поскольку был восприимчив ко всему новому, к самым широким поискам художественной правды.

183058-37e3c-28406275-m750x740 (433x600, 46Kb)
Аркадий Александрович Рылов

Аркадий Александрович Рылов родился 17(29) января 1870 года в селе Истобенское Вятского уезда Вятской губернии (ныне Истобенск Кировской области)в семье чиновника. Рождение мальчика произошло в пути, по дороге родителей Аркадия в Вятку. В связи с тяжёлым заболеванием отца, который страдал сильным нервным расстройством, воспитание мальчика проходило в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке.
1506838394_chayki (700x560, 80Kb)

Детство и юность будущего художника прошли в окружении суровой, но в то же самое время колоритной северной природы, яркие впечатления о которой Рылов сохранил впоследствии на всю жизнь.

1506838363_chayki_-zakat (700x429, 41Kb)

Семья мальчика в Вятке жила на берегу широкой и полноводной одноимённой реки .Край лесов, озер и рек с раннего детства покорил художника своей красотой, заставив его полюбить природу страстно и на всю жизнь. Будучи ещё подростком, Рылов любил целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками или подолгу следить за непоседливыми пушистыми белками.

1506838405_cvetistyy-lug (700x369, 56Kb)

В 1888 году, после окончания школы в Вятке он приехал в Петербург, где по совету родственников поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, обучаясь в нём вплоть до 1891 года, занимался у известного художника и педагога К.Я. Крыжицкого (1858-1911). Параллельно Аркадий Рылов занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. «Устье реки Орлинки»

1506838414_uste-reki-orlinki (700x496, 55Kb)

В 1893 году Аркадий Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, а спустя еще год его пригласил к себе в мастерскую Архип Иванович Куинджи(1841-1910), выдающийся российский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Рылов в буквальном смысле боготворил своего учителя, обучение у которого было давней и заветной мечтой молодого художника.

1506838352_tihoe-ozero (499x700, 72Kb)

Аркадия Рылова в полном мере можно считать учеником и последователем Куинджи, навсегда сохранившим в своём творчестве привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом всегда следовавшим завету учителя как можно больше работать на натуре.

1506838358_predvechernyaya-tishina (700x560, 77Kb)

Уже первая работа, созданная Рыловым после окончания Академии художеств – “Догорающий костёр” (1898 год ) – обратила на себя внимание критиков , и была приобретена П.М. Третьяковым.

1671627316_iu (700x393, 126Kb)

К началу 1900-х годов мастерство Аркадия Александровича Рылова достигло зрелости. За картину “С берегов Вятки” художник получил золотую медаль в Мюнхене.

473554-720x1024 (492x700, 136Kb)

Участвовал А.А. Рылов и в знаменитой выставке 1901 года в Москве, где были представлены самые крупные объединения художников того времени. В 1902 году он был приглашён на престижный венский Сецессион, а с 1908 года — стал постоянным участником выставок Союза русских художников под руководством А. Васнецова. «Осень на реке Тосно»

1506838407_osen-na-reke-tosne (700x535, 77Kb)

В 1904 г. появилась его знаменитая работа «Зеленый шум»(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников художника поразило молодое, радостное чувство, которым оказался пронизан пейзаж. Это образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни, когда один момент быстро сменяет другой и все они равно прекрасны. Динамично пространственное решение сюжета- это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали.

25bdfb5fde729d (700x490, 57Kb)

Талантливого русского пейзажиста признал и Париж, считавшийся законодателем в искусстве. За пейзаж “Зелёный шум” Аркадий Александрович Рылов был избран действительным членом почетного жюри парижского Салона (выставки). И не просто, а с правом выставлять там свои картины без предварительного обсуждения жюри, что явилось высочайшей оценкой его мастерства.

1506838392_osenniy-peyzazh (700x505, 74Kb)

Тем же радостным чувством и аналогичным пространственным построением характеризуется и другая известная работа художника «В голубом просторе» (1918), на которой изображено весеннее ветреное утро над волнующимся морем, потоки золотистых лучей восходящего солнца, летящие на родину белые лебеди, земля с остатками сходящего снега и легкое парусное судно, устремленное навстречу солнечным лучам. Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова — основоположником советской пейзажной живописи.Картина “В голубом просторе”относится к числу тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи.

35bdfb6a449ba4 (700x486, 31Kb)

Но творчество художника отмечено пейзажами и с иным душевным настроением. В этой связи в первую очередь стоит отметить работу «Глушь» (1920), в которой болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним — мрачный, тревожный лес…..

rylov06 (700x548, 123Kb)

Хотя, справедливости ради, стоит всё же отметить, что жизнеутверждающих произведений у художника намного больше:»Пейзаж с рекой» (1913, Частное собрание)

105bdfb9235025c (700x513, 64Kb)
«Буйный ветер»(1913, Ярославский художественный музей, Ярославль)

115bdfc0d3e36ba (700x557, 78Kb)
«Жаркий день», «Полевая рябинка»(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

55bdfb8201b4a3 (700x558, 61Kb)
«Островок» (все 1922), «Березовая роща» (1923), «Старые ели у реки» (1925), «Гремучая река»

1506838345_gremuchaya-reka (700x459, 72Kb)
«Лесная река» (1928),

1506838334_lesnaya-reka (700x504, 66Kb)
«Домик с красной крышей» (1933),

1506838327_domik-s-krasnoy-kryshey (700x494, 65Kb)
«В зеленых берегах» (1938), «Зеленое кружево» (1938, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и многие другие….

155bdfc1748b25b (700x552, 71Kb)
В 1915 году Аркадий Александрович Рылов стал академиком живописи.

1506838344_lesnye-obitateli (700x547, 96Kb)

Стремление быть как можно ближе к природе, заставляло Аркадия Рылов каждое лето,начиная с 1902 и по 1914 год, приезжать в Воронежскую губернию, на живописные берега реки Оскол, в усадьбу своего товарища по училищу Штиглица А.П. Рогова, впоследствии художника по мозаике и преподавателя Петербургской Академии художеств. Для работы Аркадий Александрович даже построил летнюю мастерскую на опушке леса, из которой открывался живописный вид на Оскол. Эта мастерская, по своему облику и резным украшениям напоминавшая сказочную избушку, запечатлена художником в этюде «Красный домик» (1910).

__1910-vi (700x569, 97Kb)

Аркадий Александрович мог часами наблюдать за животными, птицами, насекомыми в лесу или на реке ранним утром, днём, вечером и глубокой ночью. Природа с берегов Оскола внесла новые краски в палитру переживаний и сюжетную тематику художника. На картинах 1910-1920 годов появляется лесостепной пейзаж и река среди леса. Этому краю А.А. Рылов посвятил картины «Весна на Осколе», «Весеннее утро. Река Оскол», «Лесная речка» (1925 Астраханская государственная картинная галерея),

rylov-81 (700x538, 268Kb)
«Весна. Река Оскол», «Река Оскол, Весенний мотив»,

270217 (700x655, 70Kb)

«Осока. (Река Оскол)». «В зелёных берегах» (1938). Все они хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги, Костромы, Казани.

1506838340_krasnoe-otrazhenie (700x456, 74Kb)

Аркадий Александрович Рылов обладал еще одним даром — педагогическим. До революции он вел «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (в 1902-1918 годах), а затем преподавал в Академии Художеств (в 1918-1929) и в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-1926).

1506838394_zakat (700x541, 65Kb)

Аркадий Рылов на всю жизнь сохранил в памяти светлый образ своего учителя А.И. Куинджи и в собственной педагогической работе использовал его приемы. Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники. Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям. «В лесу» (Частное собрание)

1506838321_v-lesu5bdfcc7f76cba (700x588, 104Kb)

Успешно работал Рылов и как художник-иллюстратор (журнал «Чиж», 1936; книги В.В.Бианки «Теремок», 1936, и «Сказки зверолова», 1937). Написал книжку очерков о природе, оформив их собственными акварелями («Когда это бывает», 1936; издана в 1946году).»Бурный день»(частное собрание)

1506838374_burnyy-den (700x519, 55Kb)

Аркадий Рылов был членом художественных объединений (“Мир искусства”, “Союз русских художников”, “Община художников”, АХРР), принимал участие во всероссийских и зарубежных выставках. При жизни художника состоялись его персональные выставки в Ленинграде и Москве.

1506838330_belaya-noch_-nochnaya-zarya (700x538, 59Kb)

Аркадий Рылов постоянно поддерживал связи с Вяткой, приезжал на этюды, был почетным членом Вятского художественного кружка, участвовал в выставках и в создании местного музея. В Вятском художественном музее хранятся 104 работы Аркадия Рылова, большая их часть – дары самого автора и его вдовы С.Л. Рыловой. «На Каме» (1919)

rylov24 (700x518, 83Kb)

22 июня 1939 года Аркадий Александрович Рылов скончался в возрасте 69 лет в Ленинграде , где и был похоронен. Посмертно вышли его ценные «Воспоминания».

rylov29 (700x499, 124Kb)

«Рыловых природой отпускается очень, очень скупо», — писал друг художника М. В. Нестеров после печального известия о его смерти В историю русской живописи Аркадий Александрович Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей — «Зеленый шум» и «В голубом просторе», хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.Его творчество является важной частью русской реалистической живописи первой трети ХХ века.Произведения художника хранятся во многих музейных и частных собраниях.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

0f7e4afc-2391-45d7-aad6-0c386284d5e95bdfad1141cd4-168x126 (168x126, 6Kb)

https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-27/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Рылов Аркадий Александрович(1870-1939). | MsTataka - Дневник MsTataka | Лента друзей MsTataka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»