• Авторизация


Рапорт о бое... 19-07-2014 16:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ретрофан Оригинальное сообщение

«Русские умеют умирать...»

(Рапорт капитана Руднева о бое крейсера Варяг)
[699x382]
Я не собирался писать об этом бое, так как считаю, что сегодня в России вряд ли найдешь грамотного человека, который не знал бы о героическом подвиге экипажей крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в первый день русско-японской войны. Об этом написаны сотни книг и статей, снят кинофильм. До мельчайших подробностей описаны сам бой, судьба крейсера и его команды. Поэтому я не видел особого смысла в написании поста на данную тему, пока в Интернете не начал наталкиваться на критические высказывания, ставящие под сомнение героизм и профессионализм командира «Варяга» - капитана Руднева. Тем не менее, даже решившись на эту работу, я не хочу повторяться, и пересказывать и так хорошо известные всем увлекающимся военно-морской историей людям подробности подвига русских кораблей. Для тех же, кто по недоразумению, молодости лет или принадлежности к женскому полу не ведает об этом событии, скажу главное. Русский бронепалубный крейсер «Варяг и канонерская лодка «Кореец» вступили 26.01. (8.02. по новому стилю) 1904 г в неравный бой с японской эскадрой, состоявшей из 6 крейсеров (1 броненосного и 5 бронепалубных), поддерживаемых 8-ю миноносцами. Итого: двое против четырнадцати! Сражение продолжалось около 1 часа, после чего избитые русские корабли предпочли гибель позорной сдаче в плен; «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен в надежде, что после окончания войны его можно будет поднять и вернуть в строй.
[450x500]
Схема боя крейсера "Варяг" и канонерки "Кореец" против японской эскадры

Как я уже говорил, подвиг русских моряков неоднократно и очень подробно описан в многочисленных публикациях. Правда, в последнее время появился ряд критических статей на эту тему (огульная критика всего и вся сегодня очень типична для нас, отказывающихся не только от своей истории, но и от своей страны); но даже эти критические статьи не оспаривают величие подвига русских моряков, а лишь расставляют новые акценты в поиске «виновников» подвига (исходя из мнения, что любой подвиг – следствие неправильных действий бездарностей). В этой области можно бесконечно «ломать копья», потому что при демократии «сколько людей, столько мнений». Однако я сейчас не об этом. Я – о русских людях, по вине ли бездарностей, или по независящим от них обстоятельствам шедших на смерть, чтобы защитить свою Родину и отстоять ее принципы и ценности. Я лично думаю, что сегодня не столь важно, кто загнал русские корабли в ловушку: отдававшие неправильные распоряжения наместник императора на Дальнем Востоке адмирал Алексеев, посланник в Сеуле дипломат Павлов или слишком прямолинейно понимавший порядок службы, и не желавший нарушать идиотские предписания сверху командир «Варяга» капитан 1-го ранга Руднев. Важно другое: русские люди показали всему миру, что они не трусы, что они умеют стоять насмерть перед численно превосходящим врагом. И тот же Руднев, которого сегодня любители «жареного» вдруг решили оплевать за то, что он не осмелился вовремя увести корабли в Порт-Артур (а как он, военный человек, мог это сделать без прямого приказа «сверху»?), в бою себя показал настоящим храбрецом. Раненый, остался на мостике, и до самого конца руководил боем. Плохо руководил, как говорят сегодняшние «исследователи»? Мне интересно, а как бы они руководили на его месте? Нам сегодня очень легко рассуждать, сидя в теплой комнате за компьютером, со стаканом горячего чая и «с ногами в тазике с горчицей». А если ты на качающемся мостике обстреливаемого со всех сторон крейсера, скорость у твоего корабля из-за надорванных испытателями экспериментальных котлов – в половину от заявленной в формуляре, в черепе горит огнем осколок вражеского снаряда, перед тобой 14 японских кораблей, а впереди - неизвестность?.. Честно скажу: не хотел бы я быть на месте Руднева!
[641x538]
Крейсер "Варяг" в походе

Именно поэтому, потому что я на секунду представил себя на месте Руднева, потому что меня возмутили злобные выпады сегодняшних критиканов в его сторону, я и решил выставить пост о корабле, о которым вообще не собирался писать из-за его повсеместной и всенародной известности. Но чтобы не быть попугаем, повторяющим всем известное, я решил вместо подробного описания знаменитого боя опубликовать здесь случайно мною обнаруженный на сайте http://cruiserx.narod.ru/ исторический документ: рапорт капитана 1-го ранга Руднева от 6.02.1904 г (по старому стилю) о недавно проведенном бое, документ, написанный еще в запале только что пережитых событий, «по горячим следам» неравной схватки. Эти слова Руднева можно критиковать, высчитывая события «по секундам», искать в них противоречия. Но у них не отнимешь одного: запаха горящего пороха и вкуса зазубренного металла, врезающегося в живое тело…
[700x479]
"Варяг" и "Кореец" выходят из Чемульпо, чтобы сразиться с японцами (фото 1904 г)

"26 января 1904 года мореходная канонерская лодка "Кореец" отправилась с бумагами от нашего посланника в Порт-Артур, но встреченная японская эскадра тремя выпущенными минами с миноносцев заставила лодку вернуться обратно. Лодка стала на якорь около крейсера, а часть японской эскадры с транспортами вошли на рейд для своза войск на берег. Не зная, начались ли военные действия, я отправился на английский крейсер "Тэлбот" условиться с командиром относительно дальнейших распоряжений. Командир крейсера как старший из командиров, съездив на японское судно (японский адмирал вернулся за остров Иодолми, не приходя на рейд), заставил японского командира поручиться за свои суда в том, что они не сделают нападения на рейде, от себя дав такое же уверение за суда всех наций, и объявил, что сам будет стрелять в того, кто первый сделает нападение. Ночь прошла спокойно, хотя на всех судах ожидали ночной атаки, не доверяя словам японцев.
27 января утром в 7 часов 30 минут командиры иностранных судов: английского крейсера "Тэлбот", французского "Паскаль", итальянского "Эльба" и американского "Виксбург" получили извещение (с указанием времени сдачи уведомления) от японского адмирала, что война объявлена и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 часов дня, в противном случае они будут атакованы всей эскадрой на рейде после 4 часов дня, причем предложено иностранным судам уйти с рейда на это время для их безопасности. Это сведение было доставлено мне командиром французского крейсера "Паскаль", с которым я отправился на заседание командиров. Во время заседания командиров на крейсере "Тэлбот" мною было получено письмо (в 9 часов 30 минут утра) через русского консула от японского адмирала, извещающее о начале военных действий, с предложением уйти с рейда до 12 часов дня. Командиры решили, что, если я останусь на рейде, они уйдут, оставив меня с "Корейцем" и пароходом "Сунгари". Вместе с сим решили послать адмиралу протест против производства нападения на нейтральном рейде.
[699x454]
"Варяг" и "Кореец" вступают в бой

Вернувшись на крейсер, я собрал офицеров и объявил о начале военных действий, причем было решено прорываться, а в случае неудачи взорвать крейсер; для чего впоследствии приготовили в минном погребе запальный патрон со шнуром Бикфорда. Производство взрыва поручил ревизору мичману Черниловскому-Сокол. Мотивы были следующие: 1) Бой на рейде не представлял удобства ввиду невозможности свободного маневрирования за неимением места. 2) Исполняя требование адмирала, имелась слабая надежда на то, что японцы выпустят из шхер и дадут сражение в море; последнее было предпочтительнее, так как в шхерах приходится идти известным курсом и, следовательно, подставляя борт в невыгодное положение, нельзя использовать все средства защиты.
Затем была собрана команда, объявлено ей о войне и даны всем соответствующие инструкции. В 11 часов 20 минут крейсер снялся с якоря с лодкой "Кореец", вступившей в кильватер на расстоянии полутора кабельтова. На иностранных судах были выстроены во фронт команды и офицеры, на итальянском крейсере музыка играла русский гимн, при нашем проходе кричали "ура". Японская эскадра в числе шести судов (сведения о численности и названии судов были получены после боя с английского крейсера) - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Чиода", "Акаси", "Нийтака" и 8 миноносцев - под общей командой контр-адмирала Уриу расположилась в строе пеленга от острова Риху. Миноносцы держались за своими судами.
[699x479]
В 11 часов 45 минут с крейсера "Асама" был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся эскадра открыла огонь. Впоследствии японцы уверяли, что адмирал сделал сигналом предложение о сдаче, на которое командир русского судна ответил пренебрежением, не подняв никакого сигнала. Действительно, мною был виден сигнал, но я не нашел нужным отвечать на него, раз уже решил идти в бой. После чего, произведя пристрелку, открыли огонь по "Асама" с расстояния 45 кабельтов. Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты далъномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (no окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер). После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причем недолетавшие снаряды осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки. Последующими выстрелами было подбито 6-дюймовое орудие №3; вся прислуга орудия и подачи убита или ранена и тяжело ранен плутонговый командир мичман Губонин, продолжавший командование плутонгом и отказавшийся идти на перевязку до тех пор, пока, обессилев, не упал. Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шканцах, который был потушен старанием ревизора мичмана Черниловского-Сокол, у которого осколками было изорвано бывшее на нем платье. Подбиты 6-дюймовые орудия - XII и IX; 75-мм - №21; 47-мм - №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался. В 12 часов 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодолми, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руле). В это время огонь японцев усилился, и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости. Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал но, тем не менее, крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6-дюймового орудия №XII был разрушен кормовой мостик крейсера "Асама" и произведен пожар, причем "Асама" прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова. Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили, и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Иодолми. Расстояние настолько увеличилось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.
[699x424]
В 1 час дня, став на якорь близ крейсера "Тэлбот", приступили к осмотру и исправлению повреждений, а также подвели второй пластырь; одновременно с этим оставшаяся команда была разведена по орудиям в ожидании нападения неприятельской эскадры в 4 часа на рейде. По осмотре крейсера, кроме перечисленных повреждений, оказались еще следующие: все 47-мм орудия не годны к стрельбе, еще пять 6-дюймовых орудий получили различные повреждения и семь 75-мм орудий повреждены в накатниках и компрессорах. Разрушено верхнее колено третьей дымовой трубы, обращены в сито все вентиляторы и шлюпки; пробита верхняя палуба в нескольких местах; разрушено командирское помещение, поврежден фор-марс и еще найдены четыре подводные пробоины различной величины, а также много еще других повреждений. Несмотря на то, что все иностранные суда были готовы к уходу, они все немедленно прислали шлюпки с врачами и санитарами, которые приступили к перевязке раненых. Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы. Перевозка раненых и команды с крейсера производилась на гребных судах иностранных крейсеров. Командир французского крейсера "Паскаль" капитан 2 ранга В. Сенес, прибыв на крейсер, лично много содействовал при перевозке раненых и команды.
[600x400]
поврежденный "Варяг" вновь на рейде Чемульпо (фото 1904 г)

В продолжение часового боя были: контужен в голову командир крейсера; ранены 3 офицера (тяжело мичман Губонин, легко мичманы Лабода и Балк) и нижних чинов серьезно - 70 и многие получили мелкие раны от осколков рвавшихся литидных снарядов; убиты мичман граф Нирод и нижних чинов - 38.
Когда команда покинула крейсер, старший и трюмный механики совместно с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и отвалили от крейсера. Пришлось остановиться на потоплении крейсера вследствие заявлений иностранных командиров не взрывать крейсер в виду крайней опасности для них, тем более что крейсер уже начал погружаться в воду. Командир со старшим боцманом, удостоверившись еще раз, что никого на судне не осталось, последним покинул крейсер в 3 часа 40 минут, сев на французский катер, который ожидал его у трапа вместе с командиром крейсера "Паскаль". Крейсер, постепенно наполняясь водой и продолжая крениться на левый борт, в 6 часов 10 минут дня погрузился в воду. Распределение числа раненых и команды было сделано по взаимному согласию командиров трех судов: французского крейсера "Паскаль", английского крейсера "Тэлбот" и итальянского крейсера "Эльба". Американский авизо "Виксбург", хотя и прислал своего доктора для перевязки, но принять людей с тонущего крейсера отказался за неимением разрешения от своего министра. Ввиду того что перевозка раненых заняла очень много времени, с перевозкой остальной команды пришлось слишком спешить вследствие заявления командиров окончить погрузку около 4 часов. Были взяты судовые документы, и команда отправлена с малыми чемоданами; офицеры же, занятые отправкой раненых и исполнением своих обязанностей, не успели захватить ничего из своих вещей.
[700x350]
"Варяг" с открытыми кингстонами кренится, прежде чем затонуть (фото 1904 г)

Итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения, и английский паровой катер, возвращавшийся от японской эскадры, утверждают, что на крейсере "Асама" был виден большой пожар и сбит кормовой мостик; на двухтрубном крейсере между труб был виден взрыв, а также потоплен один миноносец, что впоследствии подтвердилось. По слухам, японцы свезли в бухту А-сан 30 убитых и много раненых.
Японский посланник на основании инструкции, полученной от своего правительства, уведомил французского посланника, что японское правительство удовлетворяется тем, чтобы офицеры и команда судов были отправлены в Шанхай с обязательством не выезжать севернее Шанхая и не принимать участие в военных действиях. Между тем, день спустя французское правительство уведомило своего представителя непосредственно, что команда, находящаяся на "Паскале", должна быть немедленно отправлена в Сайгон. Английское же правительство решило отправить в Сингапур или Коломбо. Что же касается людей, находящихся на крейсере "Эльба", то ко времени ухода "Паскаля" из Чемульпо никакого решения еще получено не было.
[654x500]
Взрыв канонерской лодки "Кореец" (фото 1904 г)

Крейсер "Паскаль" 3 февраля ушел со мною, тремя офицерами и тремя чиновниками крейсера "Варяг", с частью команды крейсера, всею командою лодки "Кореец", охранною командою (броненосца "Севастополь") и казаками охраны миссии.
Ходатайство о награждении офицеров и команды за их беззаветную храбрость и доблестное исполнение долга представляю особо. По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер "Асама", который ушел в док. Также пострадал крейсер "Такачихо", получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь, и не выдержали переборки, так что крейсер "Такачихо" затонул в море. Миноносец затонул во время боя.
Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.
Подписал: командир крейсера 1 ранга "Варяг" капитан 1 ранга Руднев".


[699x430]
Затопление поврежденного "Варяга" (открытка 1904 г)

Таким образом, начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут. С "Варяга" за это время было выпущено 425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров, а всего израсходовано 1105 снарядов.
На канонерской лодке "Кореец" повреждений не было, как не было убитых и раненых. Учитывая сложившееся положение, на совете офицеров "Варяга" и "Корейца" решили крейсер и канонерскую лодку уничтожить, а команды свезти на иностранные корабли. Канонерскую лодку "Кореец" взорвали, а крейсер "Варяг" потопили, открыв все клапаны и кингстоны. В 18 часов 20 минут он лег на борт. В период отлива крейсер обнажился более чем на 4 метра. Таким образом, Руднев сделал все, чтобы после окончания войны (в победном результате которой он, как и все русские люди, не сомневался), крейсер можно было быстро поднять и вернуть в строй. Однако в русско-японской войне победили японцы; они подняли крейсер и отбуксировали его из Чемульпо в Сасебо, где отремонтировали, и ввели в строй. Интересный нюанс: японцы сделали «Варяг», получивший в японском флоте название «Сойя», учебным кораблем. Всем курсантам, готовившимся стать офицерами японского флота, рассказывали о героической судьбе их учебного корабля, приводя в пример подвиг русских моряков, достойный самурайских традиций. Японцы на примере русских моряков учили свою молодежь самурайскому самопожертвованию! Об этом сегодняшние «исследователи», критикующие подвиг Руднева и крейсера «Варяг», стараются не говорить (или просто не знают?).
[367x240]
Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904»

Во время первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией, и 5 апреля 1916 года переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана. «Варяг» совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина. В феврале 1917 года он ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт (по другим данным крейсер после Октябрьской революции продан официальным представителям России). В 1920 году крейсер был перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.
В 2003 г. состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.

Кроме вышеизложенного, хотелось бы уточнить еще такую деталь. На многочисленных картинах, изображающих бой, «Варяг» и «Кореец» встречаются в разных раскрасках. Эта путаница связана с тем, что буквально накануне русско-японской войны корабли, до того выкрашенные в щеголеватый белый цвет с торжественными желтыми трубами, были перекрашены для скрытности в оливково-зеленый камуфляж. В этом виде героические корабли и приняли бой. Однако некоторые художники этого не знали, и в своих работах опирались на довоенные снимки кораблей.

[699x525]
Крейсер "Варяг" в довоенной окраске (фото 1901 г)

[699x461]
Канонерка "Кореец" в довоенной окраске (фото 1900 г)

[698x271]
Крейсер "Варяг" в новой окраске (1904 г)

[700x291]
Канонерка "Кореец" в новой окраске (1904 г)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Рапорт о бое... | Sem_9011 - Ленивец Sem_9011 | Лента друзей Sem_9011 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»