Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.
В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия). Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе. Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.
В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.
«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).
В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.
Мир обманывает,
Годы летят
Радости не приходят,
Время мчится,
Жизнь кончается,
Смерть хватает,
Могила пожирает,
Земля накрывает,
Тлен разрушает,
Забвенье уничтожает;
Вчера человек,
Сегодня прах.
«Критикон». — Сарагоса 1651
Злоба и Снисходительность
… два чудища, столь же сходные, сколь различные, — дабы крайности были виднее. У первого был глаз дурной, как у косоглазого, на всех смотрел искоса: если
кто молчит, обзывал дураком;
кто говорит — болтуном;
кто смиренен — малодушным;
кто знает себе цену — спесивцем;
кто терпелив — трусом,
кто суров — извергом;
кто серьезен — гордецом;
кто любезен — льстецом;
кто щедр — мотом;
кто бережлив — жмотом;
кто воздержан — ханжой;
кто остроумен — наглецом;
кто скромен — болваном;
кто вежлив — шаркуном.
— О, этот дурной, злобный взгляд. Другой, напротив, хвалился, что у него хороший глаз, на все он смотрел снисходительно:
бесстыдство называл галантностью;
беспутство — вкусом к жизни;
лживость — изобретательностью;
дерзость — отвагой;
мстительность — щепетильностью;
лесть — любезностью;
злоязычие — остроумием;
коварство — проницательностью;
притворство — благоразумием.
— Сколько глупости в двух этих извращениях: люди обычно впадают в крайности, никак не найдут разумную середину, а еще зовутся существами «разумными».
«Критикон». — Сарагоса 1651
«Разнообразны и разительны нелепости, что повседневно открываются нам в опасном странствии по жизни человеческой. И самая разительная нелепость та, что
Обольщение стоит при входе в мир, а
Прозрение — при выходе.
Роковая сия несообразность способна загубить всю жизнь человеческую».
«Критикон». — Сарагоса 1651
«…пусть извергает знания из закоулков памяти и передает их разуму;
пусть усердно пережёвывает то, что глотал без разбора, без размышления;
пусть повторяет не торопясь то, что усвоил быстро.
Да, пусть
думает,
размышляет,
вникает,
углубляет да взвешивает,
прикидывает да умом раскидывает и раз и два,
соображает, что говорить, и того прилежней — как поступить.
Так что его, человека жвачка — это многократное размышление,
жить он должен разумом и рассуждением».
«Критикон». — Сарагоса 1651