Деградация ОБСЕ – плата за обслуживание интересов Запада...
Буквально на днях – 4-5 декабря – в Вене соберется на ежегодное заседание Совет министров иностранных дел ОБСЕ. Россия традиционно принимает активное участие в работе этого совещательного механизма. На этот раз – с учетом 50-летия подписания хельсинкского Заключительного акта – российская делегация уделит особое внимание генезису нынешнего положения дел на венской площадке. Скажу сразу: ситуация плачевная.
Общеевропейский процесс был запущен на рубеже 1960-1970-х годов для преодоления раскола Европы, снижения уровня военно-политической конфронтации, развития торгово-экономического взаимодействия. По окончании «холодной войны» и блокового противостояния появился шанс на формирование общеевропейской архитектуры равной и неделимой безопасности. Ее краеугольным камнем вполне могла стать ОБСЕ. При создании в 1994 году она объединила в своих рядах бывших членов Организации Варшавского договора, членов НАТО, а также нейтральные страны. По линии ОБСЕ на высшем уровне было согласовано важнейшее политическое обязательство – не укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Оно было торжественно зафиксировано в Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Хартии европейской безопасности 1999 года, а также в Астанинской декларации 2010 года.
Проблема в том, что страны-участницы ОБСЕ, представляющие коллективный Запад, не стали выполнять это обязательство, а сделали ставку на систему европейской безопасности с опорой на НАТО. С середины 1990-х годов они осуществляли экспансию Североатлантического альянса на восток, вопреки данным еще руководству СССР заверениям не делать этого. Одновременно натовцы – при поддержке есовского Брюсселя – превратили ОБСЕ в механизм продвижения западных интересов на пространстве к «востоку от Вены» в ущерб общеевропейским задачам.
Именно члены Североатлантического альянса и Евросоюза, а вовсе не Россия, разрушили военно-политическое измерение ОБСЕ. В частности, они заблокировали вступление в силу Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Вашингтон похоронил Договор по открытому небу. Единственным действующим инструментом «первой корзины» ОБСЕ остается Венский документ 2011 года. Но и он выполняется странами Запада весьма избирательно, а некоторыми из них – не соблюдается совсем.
Преодолевая сопротивление НАТО и ЕС, России пока удается не допустить отмены правила консенсуса в работе Форума по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ) – главной площадки ОБСЕ по рассмотрению вопросов военной безопасности. Однако многое делается для того, чтобы развалить «структурированный диалог», начатый в 2016 году в рамках ФСОБ. Надежда на то, что этот формат поможет развитию контактов по военной линии, не оправдалась.
Даже по такой объединительной теме, как противодействие терроризму и наркотрафику, ОБСЕ не смогла согласовать ни один документ министерского уровня после 2017 года. Вопросы борьбы с транснациональными угрозами если и обсуждаются, то лишь в преломлении к кризису вокруг Украины.
Важнейшие функции Организации, по замыслу ее основателей, – «раннее» предупреждение и разрешение споров. Однако ОБСЕ так и не сумела стать честным посредником в урегулировании региональных конфликтов. Например, в Приднестровье, где в 2003 году уже парафированный при посредничестве России мирный план в последний момент не был подписан Президентом Молдавии В.Н.Ворониным, пошедшим на поводу у западных лидеров.
ОБСЕ отошла от принципа беспристрастности и в украинском кризисе, «не замечая» саботаж Киевом – при попустительстве Берлина и Парижа – Минских договоренностей 2015 года и преступления боевиков ВСУ против мирных жителей Донбасса, начиная с «антитеррористической операции» 2014 года и по сей день.
«Украинизация» затронула и экономическое измерение. В ОБСЕ отброшены наработки по борьбе с коррупцией, развитию цифровой экономики, возведению транспортной инфраструктуры. Дошло до того, что – вопреки «духу и букве Хельсинки» – на венской площадке оправдывают односторонние меры принуждения. Российским представителям отказывают в визах для участия в Экономико-экологическом форуме ОБСЕ в Праге.
Далеко не лучшим образом обстоят дела с «человеческим измерением» – т.н. «третьей корзиной», которую Запад использовал для вмешательства во внутренние дела СССР и современной России. Такие насущные задачи, как содействие межкультурному диалогу, борьба с проявлениями неонацизма, исламофобии и христианофобии, защита прав нацменьшинств и верующих, вымараны из повестки дня. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека – пресловутое БДИПЧ – пренебрегает своими обязанностями и игнорирует беспредел неонацистского киевского режима, правящих кругов стран Прибалтики и Молдавии, которые принимают расистские законы и подвергают жестокой дискриминации местное русское население. Вместо этого БДИПЧ – самовольно, на внебюджетные средства, не одобренные консенсусом государств-участников – штампует насквозь лживые доклады о «нарушении Россией международного гуманитарного права» в ходе украинского конфликта.
Закрывают глаза в ОБСЕ и на цензуру российских СМИ на Западе. Хотя в документах прямо сказано, что каждое государство-участник Организации обязано обеспечивать свободный доступ к информации.
С помощью визового «рычага» на мероприятия ОБСЕ не допускают российских общественников: явно боятся услышать голос правды о происходящем в нашей стране. Организатор ежегодной «Конференции по человеческому измерению», польская сторона, в этом октябре «объяснила» отзыв виз россиянам за сутки до вылета тем, что наши НПО «способствуют продвижению российских интересов, включая распространение пропаганды и дезинформации по поводу агрессии против Украины». Пропаганда и дезинформация как она есть, только в польском исполнении.
Наступление на правило консенсуса – а это ключевой принцип работы ОБСЕ, который гарантирует соблюдение прав всех государств-участников – продолжается не один год. «Преуспело» в этом неблаговидном занятии и финское Действующее председательство. Тем, кто покушается на консенсус, стоит иметь в виду, что без него ОБСЕ утратит смысл своего существования.
В заключение подчеркну: поводов для оптимизма нет. Света в конце туннеля не видно. Но возможность избежать краха ОБСЕ – по крайней мере пока – имеется. Для этого необходимо, чтобы все участники Организации вернулись к соблюдению хельсинкских принципов равноправного и взаимоуважительного диалога...