• Авторизация


О многолетней антироссийской деятельности в сфере культуры... 28-11-2025 13:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[544x282]

За последние 15 лет, начиная с попытки «цветной революции» 2011/12 гг., во всех областях российской культуры, в том числе финансируемых государством, на системном уровне прослеживаются последовательные попытки прямо или косвенно дискредитировать нашего Национального Лидера Владимира Путина, подорвать российские традиционные ценности, а также, после 2014 и особенно 2022 годов, — выставить исторический факт воссоединения России с Крымом и Новороссией в качестве якобы «агрессии» и «военного преступления».

Указанные тенденции выражаются в систематической продвижении русофобских и антигосударственных нарративов в культуре — в виде многолетней финансовой и иной поддержки по линии государства (!) как отдельных деятелей культуры (десятки из которых ныне признаны иноагентами), так и целых «культурных проектов» и институций, имеющих аналогичную задачу. Что хуже всего, данная политика реализуется не столько «западными организациями», сколько российскими бюджетными (либо коммерческими, но тесно связанными с государством) лицами, работающими в антигосударственных интересах.

Значительная часть подобных случаев сопряжена не только с труднодоказуемым (и не имеющим юридического определения) «продвижением русофобии», но и с доказанными фактами многомиллионного расхищения бюджетных средств, выделявшихся на культурную политику.

С началом СВО, в результате принятия Государственной Думой юридических норм о защите информационной сферы от деструктивных влияний и совершенствования антииноагентского законодательства, ситуация несколько улучшилась, однако системных изменений в сфере культурной политики почти не произошло.

Немногочисленные деятели культуры, открыто поддержавшие СВО, подвергаются травле и замалчиванию со стороны коллег по цеху. Попытки реализовать и продвинуть тот или иной культурный проект, посвящённый СВО, реализуются в ручном режиме и сталкиваются с жесточайшим противодействием коммерческих и многих государственных структур на всех уровнях.

Примеров всему вышеизложенному настолько много, что одно их перечисление заняло бы десятки страниц.

В частности, в кинематографии:

Одним из главных идеологов и организаторов телевизионной и кинематографической отрасли в России на протяжение десятилетий являлся А. Роднянский — украинский националист, в 2022 г. признанный иноагентом и в 2023 г. заочно осуждённый за фейки о ВС РФ. Роднянский неоднократно выступал продюсером фильмов с лесбийскими («Дылда») и гомосексуальными («Облачный атлас») мотивами; в дальнейшем Роднянский в интервью[1] открыто признавался, что ставил своей целью насадить деструктивную ультралиберальную идеологию в РФ с помощью кино.

Принадлежащее Роднянскому ООО «Автограф» много лет получало субсидии от Минкульта РФ и Фонда Кино, притом, что сам Роднянский заседал в экспертном совете Фонда Кино (тем самым выдав сотни миллионов бюджетных рублей сам себе). ООО «Автограф» до сих пор продолжает функционировать, несмотря на свой совокупный (кумулятивный многолетний) убыток свыше ₽1 млрд[2] — нельзя исключать, что эти деньги были выведены из активов данного юрлица, тем более, что до середины 2020 года 100% уставного капитала «Автографа» принадлежало оффшорным юрлицам.[3]

В 2014 году та же фирма (тогда называвшаяся ООО «Нон-Стоп Продакшн») на безальтернативной основе выиграла госзакупку Минкульта РФ в размере ₽27 млн на съёмку фильма «Код Дурова»; фильм не снят до сих пор, деньги с большой вероятностью были похищены.

Другой пример. Известная актриса Ч. Хаматова получила через госзакупки не менее ₽13 млн[4] (в основном на «оплату актёрской деятельности»), а также совместно со своим бывшим мужем А. Штейном организовала съёмки фильма «ВМаяковский» с собой в главной роли. Государственное финансирование съёмок велось через принадлежащее Хаматовой и Штейну ООО «Маяковский» и составило порядка ₽100 млн. Одну из ролей в этом фильме исполнил (и, очевидно, получил гонорар из госсредств) П. Верзилов — продюсер антихристианской группы Pussy Riot, в дальнейшем признанный иноагентом, террористом и экстремистом за участие в войне в Донбассе на стороне ВСУ. Фильм вышел в 2019 г. и закончился кассовым провалом — количество зрителей составило 11 тыс., кассовые сборы — ₽3 млн. Однако, по данным публичной отчётности, в 2020-21 гг. из активов той же фирмы Хаматовой-Штейна была выведена сумма, близкая к миллиону евро[5]. Есть основания предполагать, что это могли быть государственные средства, полученные для съёмок фильма (точные данные могут быть получены лишь в случае внешнего расследования). В дальнейшем в 2022 году Хаматова эмигрировала и выступила с резкими антироссийскими заявлениями.

Уже упомянутый «Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии» («Фонд Кино» — госорганизация, выделяющая субсидии на киносъёмки) не имеет финансовой отчётности в публично-понятном виде (суммы денег, потраченные Фондом на те или иные кинокартины, и финансовые результаты можно узнать только косвенно — из случайных публикаций в СМИ). Механизм отбора кинопроектов является непрозрачным, коррупционно-опасным и не имеет предохранительных механизмов для недопущения финансирования русофобии. Так, в начале 2010-х гг. Фонд и Минкульт РФ выделили примерно по ₽40 млн каждый на съёмку антироссийской и антиправославной агитки «Левиафан», режиссёром которого был А. Звягинцев (осудил присоединение Крыма и позже СВО, эмигрировал во Францию), а продюсером — уже упомянутый А. Роднянский.

В 2024 г. «Фонд Кино», пользуясь высокой ставкой ЦБ, заработал в виде процентов по вкладам ₽1,7 млрд[6] — из чего следует, что миллиарды рублей, вместо финансирования российской кинематографии, «прокручивались» на депозитных банковских счетах Фонда.

Всё перечисленное — лишь весьма малая часть вопиющих случаев государственного финансирования русофобских проектов и/или нецелевых трат по линии «господдержки кинематографии».

Более того, за три прошедших с начала СВО года — количество патриотических фильмов соответствующей тематики, снятых и вышедших в широкий прокат, исчисляется единицами.

Один из лучших документальных фильмов об СВО — «У края бездны» М. Фадеева — столкнулся с прямым саботажем кинопрокатных сетей[7] и фактически был запрещён к широкому показу в РФ по соображениям «антироссийской цензуры» (притом, что на онлайн-площадках фильм набрал 8 из 10 пользовательских баллов, что считается высоким результатом, и стал лидером просмотров).


В сфере театра факты финансирования антигосударственной деятельности за государственный счёт столь многочисленны, что одно их перечисление заняло бы десятки страниц. Отметим лишь наиболее вопиющие.

Режиссёр И. Вырыпаев выигрывал[8] госзакупки у театра «Практика», где сам же работал арт-директором и худруком; всего, несмотря на последовательную антироссийскую позицию с 2014 года, на 2022 г. его пьесы шли в 40 российских театрах. В настоящее время И. Вырыпаев признан иноагентом и заочно приговорён судом за фейки о ВС РФ.

Пьесы по текстам Б. Акунина, ещё в 2011 г. призвавшего к ампутинации России и заседавшего в «Координационном совете российской оппозиции», годами шли напротив Государственной Думы — в Российском Академическом Молодёжном Театре; в одном лишь 2020 г. Акунин получил через госзакупки гонорар за эти пьесы от РАМТа в размере порядка ₽9 млн. Пьесы Акунина, многократно осудившего СВО и призывавшего к свержению В.В. Путина, были сняты с репертуара лишь в конце 2023 г.[9]

Театр Российской Армии (!) в 2016 г. выплатил через госзакупки свыше ₽200 тыс.[10] «на создание пьесы» П. Финну-Хальфину, ещё в 2014 поддержавшему «Евромайдан» и выступившему против воссоединения с Крымом.

Режиссёр В. Мирзоев, участник уже упомянутого «Координационного совета российской оппозиции», осудивший присоединение Крыма и СВО, вплоть до 2021 г. получил через госзакупки на «постановки пьес» (в том числе от РАМТа) ₽6,7 млн.

Уральский режиссёр Н. Коляда, в «Коляда-театре» которого до самого последнего времени велась гей-пропаганда, получал миллионные гранты от областного правительства и свыше ₽8 млн через госзакупки. В 2017 г. Н. Коляда и актёры его театра снялись в ультрарусофобском фильме украинского режиссёра С. Лозницы «Кроткая»; в следующем году актёра «Коляда-Театра снялись в ещё более русофобском фильме того же режиссёра «Донбасс».[11]

Режиссёр В. Рыжаков, ставивший в Саратовском театре драмы пьесы ультрарусофоба и будущего иноагента И. Вырыпаева, являлся директором Театрально-культурного центра им. Мейерхольда (Москва) и одновременно соучредителем АНО «Июньансамбль», которое выиграло у ТКЦ им. Мейерхольда 36 госзакупок на ₽31,5 млн.[12]

В настоящее время из примерно 640 российских театров — пьесы об СВО идут не более чем в 15-20, и то на нерегулярной основе.

В литературе:

Главная литературная премия РФ, де-факто государственная «Большая книга», с номиналом до ₽3 млн за I место, годами выдавалась будущим иноагентам, один из которых, Д. Быков, в 2012 г. являлся членом «Координационного совета российской оппозиции», ставившего задачей свержение национального лидера В.В. Путина. Куратор «Большой книги», украинский националист Г. Урушадзе, в 2022 г. бежал из РФ и был объявлен иноагентом.

Де-факто государственная организация «Институт перевода» (имеющая организационно-правовую форму АНО с госучредителями) и созданная в 2011 году для «продвижения и переводов русской литературы за рубежом» за последние 10 лет получила от государства на эти цели свыше миллиарда рублей и не перевело на зарубежные языки ни одного произведения о Донбассе или СВО. В 2020 г. директор «Института перевода», Е. Резниченко, выплатил свыше $3 тыс. «на переводы» украинской издательнице А. Антоненко, которая в 2017 г. публично призывала «бороться с рашкинстаном» и «запретить в Украине русскую книгу», а после 2022 г. перечисляла деньги на нужды ВСУ. Также, будучи директором де-факто государственной организации, Е. Резниченко от её имени заключал «подрядные договоры» на миллионы рублей с юридическими лицами, учредителем которых он сам же и являлся.[13]

В книгоиздательском, книготорговом и книго-ярмарочном деле сложилась многолетняя практика открытой антироссийской цензуры.

Так, «главная интеллектуальная» литературная ярмарка «Non/Fiction» регулярно подвергала цензуре (запрещала презентовать) издания патриотической направленности, в т.ч.:

До 2022 года:
— книгу[14] ведущей госрадио — А. Шафран «Государство чести. Монархия — будущее России»;
— книгу[15] всемирно известного русского пранкера Лексуса «По ком звонит телефон»;
— книгу[16] крупного современного писателя, экс-главреда «Литгазеты» Ю. Полякова «Желание быть русским»;
— книги[17] Е. Холмогорова, консервативного философа, автора термина «Русская весна 2014 года».

После февраля 2022 г. на «Non/Fiction» запрещались презентации книг «донбасской лирики» поэтов А. Ревякиной, О. Старушко и И. Караулова, а также книги военной публицистики ведущего госрадио[18] — А. Гаспаряна.

В апреле 2023 г. Е. Шубина, куратор наиболее престижной издательской серии современной русской литературы «Редакция Елены Шубиной», исключила[19] из данной издательской серии писателя Захара Прилепина за его поддержку СВО. При этом весной 2025 та же «Редакция Елены Шубиной» издала новый роман Г. Яхиной, в феврале 2022 г. разместившей антивоенную колонку в швейцарском СМИ[20] и уехавшую в «политической эмиграцию» в том же году.[21]

По сей день книги на тему СВО принципиально не выкладываются[22] на «продаваемых» (самых видных) местах в торговых сетях.

Частный магазин патриотической и интеллектуальной литературы «Листва» — единственный книжный магазин во всей стране (!), публично поддержавший СВО и отправлявший бойцам ВС РФ гуманитарную помощь, — неоднократно подвергался[23] атакам и попыткам поджога со стороны неизвестных проукраинских радикалов; заявления владельцев магазина в полицию не дало результатов.

На рынке книгоиздательского дела фактически сложилась «оффшорная монополия» — крупнейшие издательства художественной литературы сосредоточены в одних руках.

Так, одно из крупнейших — ООО Издательство «АСТ» (ИНН 7710899593) — на 90% уставного капитала принадлежит оффшорным фирмам (Панама, Кипр, Сейшелы); за 2024 год обороты этого ООО превышают ₽9,5 млрд; доходы и дивиденды — ₽2,2 млрд и ₽1,1 млрд соответственно (то есть, учитывая оффшорное происхождение учредителей, порядка миллиарда рублей издательских доходов было совершенно легальным образом выведено в офшор)[24]. Аналогичные по размеру дивиденды (₽1 млрд) были «выплачены в офшор» и в 2020 году. Эти факты является особенно вопиющим, учитывая, что то же самое ООО за 10 лет выиграло около 2,5 тыс госзакупок на общую сумму ₽871 млн — то есть бюджетные деньги, получаемые от госзаказа, фактически выводятся в офшоры.

Фактическим руководителем и бенефициаром данной издательской монополии является олигарх О. Новиков, владеющий миноритарными, а в некоторых случаях мажоритарными пакетами акций более чем 80 юрлиц — типографий, крупнейших книжных сетей и издательств, включая вышеупомянутое АСТ и ещё одно крупное издательство «Эксмо».

Последнее в 2020 г. издало книгу Т. Маццео «Дети Ирены» с упоминанием о якобы фактах массового изнасилования бойцами Красной Армии при освобождении Восточной Европы в 1944-45 гг[25]. Книга была снята с продажи лишь в 2025 г. после скандала в соцсетях; за публикацию этой чудовищной клеветы на Ветеранов никто не понёс даже административной ответственности.

При этом государственный сектор (и контроль) в такой важнейшей отрасли отсутствует.

Ведомственное издательство Министерства обороны «Воениздат», в советское время огромными тиражами выпускавшее патриотическую литературу, ликвидировано (исключено из ЕГРЮЛ) в 2010-х годах; в 2024 году Министерство обороны РФ фактически отказалось вести какую-либо деятельность по возрождению издательства.[26]

Работа легендарного госиздательства «Художественная литература» (ранее — ФГУП "Ордена Трудового Красного Знамени Издательство «Художественная Литература»") де-факто развалена, его годовые обороты составляют порядка ₽50 млн (уместно сравнить эту цифру с ранее приведёнными 10-миллиардной оборотами всего одного из издательств «книжной империи О. Новикова»).

При этом в 2021-22 гг. в РФ через книготорговые сети, вопреки действующему законодательству, было легально продано свыше 200 тыс. экземпляров «детской» книги «Лето в пионерском галстуке» о гомосексуальной любви подростка и пионервожатого; в настоящее время оба автора книги признаны иноагентами; книга была изъята из торговых сетей лишь после ужесточения Госдумой законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных ценностей.

В сфере кодификации и сохранения гуманитарного знания:

С 2019 года, в целях создания отечественного аналога «Википедии» (где зачастую встречается лживая и антироссийская информация), по инициативе государства была начата работа над «патриотическим аналогом» — «Большой Российской Энциклопедии» в онлайн-виде.

Финансирование и функционирование данного проекта осуществлялось через госорганизацию «Автономная Некоммерческая организация "Национальный Научно-Образовательный Центр "Большая Российская Энциклопедия"» (АНО «БРЭ»), учредитель — Роспечать (в дальнейшем — Минцифры РФ, с которым Роспечать была слита в 2021/21 гг.).
За период 2020-24 гг. общая сумма финансирования АНО «БРЭ», в основном из госсредств, составляла[27] ₽4,2 млрд. Расходы достигали ₽1 млрд в год (в том числе на «содержание аппарата управления» — ₽100-130 млн в год). На финальном этапе существования АНО «БРЭ», в 2024 году, у её дирекции возникли трудности с выплатой зарплаты сотрудникам, в связи с чем свыше 40 человек[28] подали иски к бывшему работодателю (пока руководство проекта «получало по ₽500 тыс.», некоторым обычным сотрудникам «не платили зарплату 10 месяцев»[29]; часть этих дел рассматривается в судах до сих пор) — то есть из-за бесхозяйствования дирекция БРЭ нарушила элементарные, гарантированные Трудовым Кодексом права десятков гуманитарных работников на оплату своего труда.
Как сообщал ТАСС[30], «[за время своей работы] команда АНО подготовила всего 98 тыс. энциклопедических статей, а до публикации дошла только половина из них» — из чего следует, что одна статья обходилась примерно в ₽43 тыс. При этом, например, статьи об СВО по состоянию на 2025 год в «БРЭ» так и не появилось.

В настоящее время юридическое лицо АНО «БРЭ» находится в стадии ликвидации, реализуется альтернативный проект «Рувики». Таким образом, свыше ₽4 млрд потрачены нецелевым образом и без ощутимых результатов; нельзя исключать, что часть этих денег могла была выведена (похищена) из активов БРЭ.

* * *

Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным сделать хоть что-то, потому что так, как сейчас — хуже, чем никак...


[1] https://t.me/larkin_doc/7249

[2] По данным публичной финансовой отчётности. https://focus.kontur.ru/contracts?query=1097746671220&type=Participant

[3] Там же. https://focus.kontur.ru/founders?query=1097746671220

[4] https://t.me/chesnokmedia/7685

[5] https://t.me/chesnokmedia/8003; https://t.me/chesnokmedia/8004

[6] Согласно строке 2320 «проценты к получению» из публичной финотчётности. https://focus.kontur.ru/forms?query=1037739682925

[7] https://vk.com/wall-202010919_15590

[8] https://t.me/gorillanewsrw/166

[9] https://www.rbc.ru/politics/27/12/2023/658c2f609a7947104c40df26

[10] https://t.me/gorillanewsrw/49

[11] https://gorillanews.rw/faggots_in_theatre

[12] https://t.me/chesnokmedia/5220

[13] https://gorillanews.rw/institut-perevoda-vydaval-granty

[14] https://mysea.livejournal.com/4909061.html

[15] https://tsargrad.tv/news/argument-u-nih-odin-tak-r...re-jarmarki-non-fiction_172106

[16] https://rossaprimavera.ru/news/8682ed66

[17] https://tsargrad.tv/experts/intelligentam-zapad-da...eralnyh-vlastitelej-dum_458468

[18] https://prilepin.livejournal.com/2963703.html

[19] https://vnnews.ru/za-uchastie-v-svo-pisatelya-zakhara-prile/

[20] https://t.me/gorillanewsrw/77

[21] https://t.me/chesnokmedia/15509

[22] https://t.me/reporter_shturmovik/743

[23] https://www.kp.ru/daily/27378/4561179/

[24] По данным публичной отчётности https://focus.kontur.ru/forms?query=1117746849648

[25] https://t.me/chesnokmedia/15026

[26] Следует из ответа Минобороны РФ в адрес писательской организации «Союз 24 февраля» https://t.me/union_24feb/144

[27] Цифры приведены по данным публичной финансовой отчётности.
https://focus.kontur.ru/forms?query=1207700033529

[28] По данным картотеки судов общей юрисдикции. https://focus.kontur.ru/sudrf?query=1207700033529&type=Defendant

[29] Как сообщила в беседе с нами один из этих бывших работников — Дарья Заморина.

[30] https://tass.ru/obschestvo/22736387

Иллюстрация

28.11.2025

Эдвард Чесноков

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О многолетней антироссийской деятельности в сфере культуры... | adpilot - Дневник кадета | Лента друзей adpilot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»