На примере вот этой новой культуры, при всём её новаторстве и эффектности, очень хорошо видна механика лжи – как она работает от самого наивного до самого зловещего уродства.
Большинство посетителей не поймут, в чём эстетическая ценность, скажем, банана, прилепленного скотчем к стене без пояснений яйцеголовых критиков. А следовательно, не поймут, если им втюхают фуфло.
Это наукообразие похоронило то, о чём говорил Ингмар Бергман: искусство должно потрясать, попадая в сердце и душу, минуя промежуточную посадку в области интеллекта. За этим всем стоит мощное лобби, которое имеет возможность что угодно возвести в ранг искусства или сделать из человека, не имеющего отношения к живописи, великого художника, чьи картины пользуются успехом и покупаются.
Проблема в том, что это не только про искусство. Механизм лжи работает во всех сферах жизни – это касается войны, мира, революций, международных отношений и так далее.
Фрагмент выпуска «Хочет ли Серебренников быть Мейерхольдом?» от 22.09.2017.