ВОПРОС: Добрый день! Хочу узнать как и чем добиться, чтобы ребёнок 10 лет (девочка-отличница) сама делала уроки быстро (не до 12 ночи) и качественно (это ей под силу). Не дожидаясь, когда её заставят вернувшиеся с работы родители или будут делать с ней уроки. Спасибо заранее за ответ.
ОТВЕТ: Такой напор и решительность чувствуется в Вашем вопросе! «Как и чем добиться», «заставят»… Складывается впечатление, что Вы боритесь со своей дочерью. Думаю, это не приносит удовольствие ни Вам, ни ребенку. А если переформулировать вопрос так: «Как помочь моей дочери самостоятельно, быстро и по возможности без ошибок, делать домашние задания?»
Если мы боремся, добиваемся чего-то – это отнимает много сил, портит отношения, а результат приносит не всегда. Ведь, родительство – не дрессура. Не бывает так, что достаточно применить какой-то способ — и все вмиг пойдет на лад. «Способы», конечно, применять нужно. Но без дружелюбного, теплого тона они ничего не дадут. Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ребенком. Всмотритесь, вслушайтесь, сопоставьте, вспомните себя...
Возможно, Вашей дочери еще трудно организовать себя, а может быть, ей еще нужно просто ваше участие, моральная поддержка.
Вы можете помочь дочери развить навык самоконтроля в учебной деятельности: как проверить правильность математических вычислений, как сверить по словарю написание отдельного слова, как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного параграфа... Выготский определил, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции. Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой — и дома и на уроке. Обсудите и обыграйте с девочкой это вспомогательное средство. Убедитесь, что ей удобно им пользоваться.
Заметьте, подобные средства — это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.
Хвалите своего школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т.д. Добрые отношения – это основа всего.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Конечно, возможны возражения: «Если не буду заставлять ее делать уроки, она нахватает двоек!». Как это не парадоксально, но ребенок только тогда будет взрослеть, когда Вы позволите ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий или бездействий.
http://mblshepel.ru/deti/detskaya-samostoyatelnost-na-radost-roditelyam.html#more-146
Желаю Вам успехов и терпения!