После изобретения "движущихся картин" искусство кино быстро завоевало огромную популярность. Далее в "немом" варианте оно собирало во всем мире полные зрительные залы, принося своим кинозвездам мировую славу.
На самом деле никакие картинки в кино не движутся. Любой фильм состоит из тысяч "неподвижных" кадров, которые с неизменной скоростью мелькают перед глазами зрителя. Каждое изображение удерживается в мозгу еще какой-то миг после того, как оно фактически исчезло. И если ему на смену тотчас приходит другоe, лишь чуточку измененное, то просвет между ними остается незамеченным, и все кадры сливаются в единое непрерывное движение.
В XIX веке па принципе этой "инерции зрительного восприятия" было создано множество игрушек, но применить его к созданию фильма было куда сложнее. Первые фотоснимки появились еще в 1830-е годы, однако кинофильм стал возможен лишь с появлением камеры, способной снимать движение в виде сменяющихся с постоянной скоростью кадров, и устройства, показывающего или проецирующего снятые кадры на экран с той же постоянной скоростью.
Рождение кино
В кипетографе, который был впервые выставлен в Нью-Йорке (1894), зрителю приходилось смотреть в небольшой окуляр. Годом позже дна француза, братья Огюст и Луи Люмьер, представили публике свой "синематограф", проецировавший изображение на экран и, к слову сказать, давший имя новому виду искусства. Сделанные братьями Люмьер "живые фотоснимки" простых будничных событий буквально потрясли первых зрителей. Еще несколько лет кино для многих оставалось диковинкой, которую поние,казывали на ярмарках и в мюзик-холлах.
Примерно с 1900 г. кинематографисты стали понимать, что кино не сводится к документальному фиксированию событий и открывает широкий простор для творчества, позволяя рассказывать зрителю целые истории. Первопроходцем в этом деле был француз Жорж Мельес, чей знаменитый фильм "Путешествие на Луну" (1902) раскрыл богатейший потенциал кинокамеры в создании всевозможных трюков и спецэффектов. В развитии кинореализма не меньшее значение принадлежит фильму "Большое ограбление поезда" (1903) Эдвина С. Портера, где для усиления напряжения впервые был применен "параллельный монтаж" — попеременный показ двух происходящих в одно время событий.
С 1900 г. кино понемногу покидает ярмарочные балаганы, ик!9Юг. в Европе и Америке действуют уже тысячи кинотеатров. Но по-настоящему большим бизнесом кино стало после 1912 г., когда увидели свет первые художественные фильмы. Длившиеся добрый час и более (вместо прежних 15-16 минут), они открывали простор для более масштабных постановок — в первую очередь для исторических эпопей с громадными декорациями и тысячами статистов. Пионерами в этом деле стали итальянцы, выпустившие в 1912 г. фильм "Комо грядеши".
[504x306]
"Путешествие на Луну" принесло огромный успех бывшему фокуснику Жоржу Мельесу, который расширил возможности кинокамеры, сначала снимая иллюзионистские трюки, а затем используя освещение, специально созданные декорации и приемы съемки.
[377x244]
После революции 1917 г. в России советские кинематографисты часто сочетали искусство с пропагандой. Образы, созданные Сергеем Эйзенштейном в фильме "Броненосец Потемкин", до сих пор вызывают сильную эмоциональную реакцию.
[273x303]
Чарли Чаплин был гениальным лицедеем, умевшим без единого слова передать широчайший спектр человеческих переживаний. Маленький бродяга Чарли был одновременно проворен, находчив и жалок.
Приход звукового кино
Несмотря на все богатство визуальных приемов, немое кино оставалось слишком неповоротливым в развитии сюжета и упрощенным в характеристике персонажей. Поэтому почти сразу после выхода фильма "Певец джаза" (1927) синхронизированной музыкой и диалогами наступил конец эпохи "Великого немого". Начался век звукового кино.