
Звезда "Полосатого рейса", дрессировщица тигров Маргарита Назарова сгинула в нищете. Её жизнь - отражение страшной эпохи, когда былые кумиры оказались никому не нужны.
Артистку цирка Маргариту Назарову трудно назвать звездой всесоюзного масштаба, но в 1960-е её знал без преувеличения весь СССР. Способствовали этому не только рискованные выступления на арене в окружении тигров, но и ошеломительный киноуспех.
Правда, для кинозрителей Назарова так и осталась актрисой одной роли. В итоге звезда "Полосатого рейса" сгинула в нищете. А её жизнь стала отражением страшной эпохи.
Драматические кардинальные повороты судьбы Маргариты Назаровой связаны с Западом.
Первая трагедия произошла почти в начале жизни - принудительное переселение почти ещё девочки Маргариты в Германию во время Великой Отечественной войны. Родилась Назарова в 1926 году под Ленинградом, но перед самой войной семья перебралась в Латвию.
После начала войны Назаровы эвакуироваться не успели - и вот в совсем не прекрасный день девушку заметили немцы на улице Даугавпилса (второй по величине город Латвии) и отправили на принудительные работы в Германию. Оттуда Маргарита вернулась лишь в 1945-м, в плену успев побывать и служанкой, и танцовщицей в кабаре.

ДАУГАВПИЛС - ЛАТВИЙСКИЙ ГОРОД, СЫГРАВШИЙ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ НАЗАРОВОЙ. ФОТО: VICTOR LISITSYN, ВИКТОР ЛИСИЦЫН/ GLOBAL LOOK PRESS
Достоверной информации о следующем этапе жизни Назаровой в течение нескольких лет нет или она полна противоречий.
По одной версии, после возвращения из Германии и прохождения фильтрационных проверочных мероприятий девушка начала работать в Рижском цирке. Оттуда Маргариту, всегда находившую хороший контакт с животными, начали привлекать в качестве дублёрши в фильмы, где предполагались сцены с дикими зверями. Якобы на съёмках одной из таких картин, "Случай в тайге" (1953), она и познакомилась с будущим мужем, дрессировщиком Константином Константиновским.
Есть и другая версия - что к моменту начала кинокарьеры Назарова и Константиновский уже несколько лет были в близких отношениях. А познакомились они якобы ещё в 1946-м в Даугавпилском театре, где Маргарита была задействована в ряде постановок, а Константин служил директором.
Как бы то ни было, но именно встреча с Константиновским стала судьбоносной для Назаровой. В лице дрессировщика, бывшего сотрудника спецслужб и фронтовика Маргарита обрела не только мужа, но и незаменимого художественного руководителя. Именно Константиновский ставил цирковые номера и дрессировал опасных хищников, с которыми его жена работала на арене перед зрителями.

С ПОМОЩЬЮ КОНСТАНТИНОВСКОГО НАЗАРОВА СТАВИЛА В КИНО СЛОЖНЕЙШИЕ ТРЮКИ С ТИГРАМИ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС" (1961), РЕЖИССЁР ВЛАДИМИР ФЕТИН, "ЛЕНФИЛЬМ"
Главным триумфом семейного и творческого союза стала, безусловно, лента "Полосатый рейс" (1961). Искромётная комедия об экипаже грузового корабля, перевозившего хищников для зоопарка, принесла Назаровой громкую славу и всенародную узнаваемость.
Для артистки в этом фильме всё сошлось идеально: она была в главной роли, показав свой потенциал не только "циркачки", но и комедийной актрисы. Вместе с ней над сценами с участием животных работал муж, а главным "полосато-хвостатым" партнёром на съёмочной площадке был бенгальский тигр Пурш - её любимец среди четвероногих артистов.
1960-е стали как кульминацией творческого и профессионального успеха Назаровой, так и началом заката.
Прежде всего в 1964 году от сахарного диабета умер её любимец Пурш. Есть мнение, что потеря тигра, который с Маргаритой вёл себя почти как ручной (при этом иногда возникали опасные для жизни артистки ситуации), не позволила развить киноуспех Назаровой.
Режиссёры и зрители хотели видеть Маргариту на экране снова и снова в образе отважной амазонки в окружении свирепых хищников - в другом амплуа её не видели, иные роли не предлагали. Однако такого же контакта с другими тиграми, как с Пуршем, Назарова найти не смогла, так что кинозадумки остались нереализованными.

НАЗАРОВА В КАДРЕ С ЛЮБИМЦЕМ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС" (1961), РЕЖИССЁР ВЛАДИМИР ФЕТИН, "ЛЕНФИЛЬМ"
Куда более драматические события разыгрались в 1970-м. Константиновский получил ранение в ходе "игры" с тигром, которое привело к воспалению мозга. Сложная операция прошла неудачно - и дрессировщик скончался буквально за несколько дней до своего 50-летия.
С этого момента в судьбе Маргариты Назаровой началась чёрная полоса. Она выходила на арену цирка ещё почти 15 лет, до начала 1980-х, однако довольно быстро стало очевидно, что больший творческий вклад в их дуэт вносил именно Константиновский.

МУЖ БЫЛ ГЛАВНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ В ЖИЗНИ МАРГАРИТЫ НАЗАРОВОЙ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС" (1961), РЕЖИССЁР ВЛАДИМИР ФЕТИН, "ЛЕНФИЛЬМ"
В начале 1990-х произошла та самая вторая трагедия в жизни артистки, связанная с Западом, - во Францию решил перебраться её единственный сын Алексей, продолживший семейную династию дрессировщиков.
О нюансах внутрисемейных отношений матери и сына достоверной информации нет, однако последние 13 лет своей жизни, до самой смерти в 2005-м, Назарова провела в полном одиночестве. Она жила в служебной квартире в Нижнем Новгороде, получала нищенскую цирковую пенсию (такие были 1990-е годы…) и ни с кем не общалась. Хотя к тому времени у артистки было уже двое внуков...