"Сикстинская Мадонна" — одна из самых известных картин Рафаэля Санти. Огромная по размерам (265 × 196 см) работа была создана для алтаря церкви святого Сикста II в Пьяченце по заказу папы римского Юлия II из семьи делла Ровере (Святой Сикст был небесным покровителем семьи).
В начале XVI века Рим вел непростую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В общем и целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика...
В 1512 году так поступила и Пьяченца — небольшой городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Для папы Юлия II Пьяченца была не просто новой территорией: именно там находился монастырь Святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик.
Тогда Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказать у художника Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.
Рафаэль с удовольствием взялся за этот заказ: художник наделил картину особыми символами. Кроме того, Рафаэль был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Из всех магических чисел гностики особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как "шестой"…
…Рафаэль обыграл эту деталь. Композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает шестерку: шесть фигур вместе образуют шестиугольник.