"Я знаю, что я был ошибкой, что я никогда не жил, что я существовал только для того,
чтобы наполнять время сознанием и мыслью."
[620x301]
Фернандо Пессоа считается одним из крупнейших португальских поэтов, равным
разве что великому Камоэнсу, символ португальской словесности нового времени.
[450x289]
Фернандо Пессоа родился в Лиссабоне, но детство и юность провел в Южной Африке.
В Португалию вернулся лишь в 17 лет.
Писал на английском, французском и португальском.
При жизни поэта было издано больше его поэтических произведений на английском, чем
на португальском языке. На португальском языке была опубликована единственная книга
Фернандо Пессоа "Послание".
[450x323]
Скромный, одинокий, болезненный поэт никогда не имел постоянного дома,
на жизнь зарабатывал переводами с английского в торговых фирмах,
часто нуждался, страдал от неуверенности в своих силах.
[450x351]
Всю жизнь безнадежно любил единственную женщину Офелию де Кейрош.
[450x342]
Жизнь Песоа была всецело посвящена литературе.
«Если после того, как я умру, захотят написать мою биографию, нет ничего проще.
В ней только две даты — дата моего рожденияи моей смерти.
Между ними все дни принадлежат мне»
[450x300]
Тем не менее, загадочный образ поэта, создателя огромного числа
гетеронимов, (альтер эго поэта) дает пищу многочисленным исследователям
его жизни и творчества.
[450x500]
Гетероним- не псевдоним, он не принадлежит личности писателя,
обладает собственной индивидуальностью, его стиль также отличен от стиля автора.
[450x339]
Фернандо Пессоа с детства населял свой внутренний мир другими
людьми и постоянно вел с ними диалоги. В шестилетнем возрасте
его приятеми по играм были вымышленные Шевалье де Па и Капитан Тибо.
[450x313]
В подростковом возрасте он переписывался с воображаемым Александром Серчем.
Стихи и прозу на английском он писал от имени Чарльза Роберта Анона и Г.М.Ф.Лечера.
Эта способность с возрастом не исчезла, развилась и усовершенствовалась.
Превратилась в естественное состояние духа.
[450x332]
Трех своих главных гетеронимов он создал в 26 лет.
Двое сопровождали его да конца жизни.
20 лет гетеронимы Фернандо Пессоа жили самостоятельной жизнью.
Писали стихи, издавались, вели жаркую полемику в прессе,
критиковали друг друга, объединялись, ссорились.
Каждый имел свою внешность, характер, манеру общения;
свой творческий почерк, стиль, вкус, круг интересов.
[450x600]
Незадолго до смерти в письме другу Фернандо Пессоа рассказал
как возникли 3 главных гетеронима.
8 марта 1914 года, впав в некое состояние экстаза, не прерываясь,
одно за другим он написал 33 стихотворения в стиле, совершенно
отличном от собственного ("Хранитель стад").
Он ощутил, будто в нем возник некто, владеющий ремеслом лучше
него, "Учитель", которого он тут же назвал Алберту Каэйро.
[450x475]
После чего он немедленно полностью и мгновенно написал еще 6
стихотворений в своем стиле, но много лучше прежних ("Косой дождь").
Альберто Каэйро вновь стал Фернанду Пессоа.
[300x440]
Затем появился Рикардо Рэйс.
Следом за ним без передышки возник Алваро де Кампуш.
На печатной машинке была написана его «Триумфальная ода».
Всем гетеронимам были придуманы биографии, словесные портреты,
составлены гороскопы.
[450x391]
Альберто Каэйро-мэтр и учитель Фернандо Пессоа и всех остальных его гетеронимов.
Альберто Каэйро (1889-1915) родился и умер в Лиссабоне, но всю свою жизнь
жил в деревне со своей старой тёткой на мизерные доходы.
Без профессии и образования. Меланхоличный и простодушный голубоглазый блондин
среднего роста и хрупкого телосложения.
Безыскусный поэт чувственных ощущений, «видящий вещи только глазами, а не умом».
[449x375]
Рикардо Рэйс(1887-1936?)родился в Порто. Врач.
Образование получил в иезуитском колледже, где обучили латыни,
древнегреческий изучал самостоятельно.
Был изгнан в Бразилию из-за монархических взглядов.
Он низкого роста, жилистый и крепкий, смугловат.
Писал более сложную, стилизированную под античную, лирику.
[450x330]
Алваро де Кампуш (1890-1935) родился в Тавира в Алгарве,
умер в Лиссабоне 30 ноября 1935 года в день смерти Фернандо Пессоа.
Он инженер-судостроитель из Глазго.
Рост 1,75 м., худой, сутулый, прямые черные волосы зачесаны на бок,
элегантен, носил монокль. Сноб, декадент, нигилист.
Провокационный, импульсивный, невротичный. Имел гомосексуальные связи.
По его требованию Пессоа разорвал свою помолвку с Офелией Кейрош.
Путешествовал на Востоке, результатом чего стала поэма «Курильщик опиума».
Его стихи эмоциональны, в них чувствуетя дыхание современности, эксперимент.
[450x337]
«В Каэйру я вложил весь свой драматизм,
Рикарду Рейсу предоставил свою ментальную дисциплину,
в Алваро де Кампуша я вдохнул всю эмоциональность».
[450x314]
«В настоящее время у меня нет личности: сколько бы во мне
не было человеческого, я всё разделил среди различных
авторов, являясь при этом исполнителем их работы.
Сегодня я являюсь местом встречи своего маленького человечества.
"Мне кажется, что я, создатель всего этого, представлял наименее
значащую фигуру. Кажется, что всё произошло независимо от меня.
И, кажется, что до сих пор всё так и происходит."
[352x400]
У Фернандо Пессоа был еще полу-гетероним: Бернардо Суареш
помощник библиотекаря. Написал одно из блистательных и
таинственных прозаических произведений-«Книгу о беспокойстве».
Пессоа считал, что Бернардо Суареш отделился от него не до конца.
Он «всегда приходит, когда я устаю или хочу спать».
[450x500]
Что это? Литературная мистификация? Иная литературная форма?
Возможность проявить разные грани своего таланта? Болезнь?
"Я не отрицаю, напротив, выступаю за психиатрическое объяснение".
Ходя по краю, Пессоа неутомимо исследовал собственные «я».
[450x444]
В настоящее время количество обнаруженных исследователями гетеронимов,
полу-гетеронимов и псевдонимов Фернанду Пессоа перевалило за сотню.
По последним данным бразильца Жозе Пауло Кавалканти Фильо список
гетеронимов включает 127 имён. В списке Терезы Риты Лопеш, положившей
начало исследованиям гетеронимов Пессоа в 1966 году было 18 имён.
[450x400]
***
Сколько душ сокрыто в теле?
Я менялся всякий миг.
Самого себя доселе
Не прозрел и не постиг.
И в душе ни на минуту
Я смирить не властен смуту,-
Умножаясь и дробясь,
Сам с собой теряю связь.
[300x344]
***
Мой ли почерк? Мой ли слог?
Я не знаю. Знает Бог.
[300x406]
***
Мой облик, жесты, взгляд - не я:
Так нереален небосвод.
Та суть во мне, что не моя,
Моею жизнью не живет.
[300x374]
***
Сегодня я с собой наедине,
И различает мой душевный взор
Все облики, погибшие во мне,-
Все, чем я не был до сих пор.
[300x357]
***
Я, чуждый очертаниям доныне,
Разнообразен там же, где безлик.
Я по себе влачусь, как по пустыне,-
Свой собственный изменчивый двойник.
[450x262]
***
Тоскую о себе самом.
Паря под небесами,
Я жил в пространстве неземном,
Стихи слагались сами.
[450x273]
***
Жизнь лишь канва сквозная
Яви и забытья...
Грустен ли я, не знаю.
Грустно, что это я.
[329x372]
***
Опять я, на исходе сил
Забыв усталость,
Глазами птицу проводил -
И сердце сжалось.
Как удается на лету
По небосклону
Себя нести сквозь пустоту
Так неуклонно?
И почему крылатым быть -
Как символ воли,
Которой нет, но, чтобы жить,
Нужна до боли?
Душа чужда, и быть собой
Еще тоскливей,
И страх растет мой, как прибой,
В одном порыве -
Нет, не летать, о том ли речь,
Но от полета
В бескрылой участи сберечь
Хотя бы что-то.
[449x389]