Я просматривала изображения краснофигурных греческих ваз 5 в. до н.э. Один из сюжетов росписи меня поразил. Сопроводительный текст под изображением: Гибель Пенфея, царя Фив. Агава и Ино разрывают Пенфея. На другой стороне вазы - бог вина Дионис. Вот эта ваза:
Эту загадку следовало разгадать. В результате появился цикл статей на моем блоге о вине, который я вам рекомендую посмотреть. О боге вина, Дионисе, выяснились очень интересные вещи. Вот краткий путеводитель по циклу статей:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ вина в ходе европейской истории претерпевал самые фантастические трансформации. И одной из самых ярких его вариаций был культ Диониса в Древней Греции, а его кульминацией – менадизм, движение менад, самых верных и неистовых фанаток Диониса. Танцы, пляски, скитания по горам и сексуальные игрища – этим, однако не исчерпывалась активность менад. В припадке массовой истерии они могли разорвать голыми руками быка и съесть сырым. Но - какой религиозный смысл вкладывали последователи Диониса в свои странные и, на наш взгляд, дикие ритуалы? Почему бог вина был таким кровожадным?
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Оказывается, источник безумия и кровожадности менад – не в самих менадах, а – в их боге. И Еврипид, и вообще греки, считали, что менады/вакханки действовали не по своей воле, они были одержимы Дионисом, движимы наваждением, которое он насылает на людей. Это не они кровожадны – это ОН кровожаден. Веселый и легкий бог вина, как мы раньше думали, вдруг оказался, по Еврипиду, крайне злопамятным, мстительным и жестоким богом. Откуда это? Откуда эта темная, страшная ипостась бога вина?
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Мифология о рождении и детстве Диониса сразу проясняет ситуация с его жестокостью. Таким он и должен был стать – мстительным, жестоким и кровожадным. У мальчика было «непростое детство». А именно – в детстве он тоже был разорван на части титанами! И – съеден! В свете этой истории ритуал разрывания менадами на части животных уже не может особенно удивлять. Ясно, что этот ритуал носил у них символический смысл – они разыгрывали сцены из «жития» своего бога. Они как бы возвращали ему его жертву. Они ели тело своего бога, воплощенного в быке, и пили его кровь – вино. Проясняется тот мистический, божественный смысл, который греки вкладывали в отправление культа Диониса.
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий
Вакханалии, после всего этого, представляются нам как некое театрализованное действо, некий специфический ритуал, который, если соблюдать правила его отправления, переводил простого смертного – хотя бы на время – из царства конечного, материального мира с его тяготами, заботами, болезнями, горем и смертью – в царство вечного праздника, в царство вечно возрождающегося, победившего собственную смерть бога. Вакханалии – это скоростной «лифт» к богу. Если в обычной повседневной жизни человек приближался к постижению бога лишь условно, каким-то опосредованным образом, то вакханалии обеспечивали хоть и кратковременный, но быстрый и непосредственный доступ к богу.