Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann) cамый востребованный тенор в мировой опере, чей график плотно расписан на пятилетку вперёд, обладатель приза итальянских критиков за 2009 год и звукозаписывающих компаний «Classica Awards» за 2011-й. Артист, имя которого в афише гарантирует аншлаги практически на любое название в лучших европейских и американских оперных домах. К этому можно добавить констатируемую всеми неотразимую сценическую внешность и наличие пресловутой харизмы… Пример молодому поколению, объект чёрно-белой зависти для коллег-соперников – всё это он, Йонас Кауфман.
Шумный успех обрушился на него не так давно, в 2006-м, после сверхудачного дебюта в «Метрополитен». Многим казалось, что красавец-тенор вынырнул ниоткуда, а кое-кто и по сей день считает его просто баловнем судьбы. Однако биография Кауфмана – тот самый случай, когда свои плоды принесло гармоничное поступательное развитие, с умом выстраиваемая карьера и неподдельная увлеченность артиста своей профессией.
Его любовь к опере и музыке началась в раннем детстве, хотя родители, выходцы из Восточной Германии, обретшие в начале 60-х пристанище в Мюнхене, не были музыкантами. Отец работал страховым агентом, мать – профессиональный педагог,этажом выше жил дедушка, страстный почитатель Вагнера, часто спускавшийся в квартиру к внукам, и исполнявший за фортепиано любимые оперы.
В пять лет мальчика повели на оперный спектакль, это была совсем не детская «Мадам Баттерфляй». То первое, яркое как удар впечатление, певец любит вспоминать до сих пор.
Но не последовало после того музыкальной школы, и бесконечных бдений за клавишами или со смычком,хотя с восьми лет Йонас начал заниматься на фортепиано. Умные родители отдали сына в строгую классическую гимназию, где кроме обычных предметов преподавали латынь и древнегреческий, и до 8-го класса даже не было девочек. Но зато был хор, руководимый увлечённым молодым педагогом, и петь там вплоть до выпускного класса было радостью, наградой. Даже обычная возрастная мутация прошла плавно и незаметно, ни на день не прервав занятий.
Йони рос обычным парнем: гонял в футбол, проказил на уроках, интересовался новинками техники и даже спаял радиоприёмник. Но в то же время существовал и семейный абонемент в Баварскую оперу, где в 80-е годы выступали лучшие мировые певцы и дирижёры, и ежегодные летние поездки по разным историческим и культурным местам Италии. Отец был страстным италоманом, уже в зрелом возрасте сам выучил итальянский язык.
Тем не менее, по окончании школы на семейном совете было решено, что мужчина должен получить надёжную техническую специальность. И он поступил на математический факультет Мюнхенского университета. Продержался два семестра, но тяга к пению пересилила. Ринулся в неизведанное, бросил университет и стал студентом Высшей школы музыки в Мюнхене.
О своих консерваторских педагогах по вокалу Кауфман не любит вспоминать. По его словам, «они считали, что немецкие теноры должны все петь как Петер Шрайер, — то есть лёгким, светлым звуком. Мой голосок напоминал Микки Мауса. Да и чему можно научить толком за два урока по 45 минут в неделю!
Однако Высшую школу Йонас окончил в 1994 году с отличием сразу по двум специальностям – как оперный и камерный певец.
Но в родном Мюнхене отличник с лёгким, но вполне тривиальным тенорком оказался никому не нужен,дала себя знать изначально неправильная постановка голоса. Петь становилось всё труднее, уже появились мысли о возврате к точным наукам. Последняя капля – выход в роли одного из Оруженосцев в «Парсифале» Вагнера, когда на генеральной репетиции дирижёр при всех заявил: «Тебя не слышно» – а голоса не было вовсе, даже говорить больно.
Коллега, пожилой бас, сжалился, дал телефон педагога-спасителя, жившего в Трире. Его имя – Майкл Родес – вслед за Кауфманом с благодарностью теперь вспоминают тысячи его поклонников.
Грек по рождению, баритон Майкл Родес много лет пел в различных оперных театрах в США. Он не сделал выдающейся карьеры, но многим помог обрести свой, настоящий голос. К моменту встречи с Йонасом маэстро Родесу перевалило за 70, так что общение с ним стало ещё и редкой исторической школой, восходящей к традициям начала ХХ века.
Маэстро Родес объяснил молодому немцу, что свобода и умение распределять свои силы и есть главные секреты старой итальянской школы.
Он вынул его истинный, тёмно-матовый баритональный тембр, поставил яркие верхние ноты, «золотые» для теноров. Уже через несколько месяцев после начала занятий Родес уверенно предсказывал ученику: «Ты у меня будешь Лоэнгрином».
Совмещать занятия в Трире с постоянной работой в Саарбрюккене в какой-то момент оказалось невозможным, и молодой певец, наконец почувствовавший себя профессионалом, решил уйти в «свободное плавание». Из своего первого постоянного театра, к труппе которого он сохранил самые дружеские чувства, он увёз не только опыт, но и ведущую меццо-сопрано Маргарет Йосвиг, вскоре ставшую его женой. Появились первые крупные партии в Гейдельберге (оперетта З. Ромберга «Принц-студент»), Вюрцбурге (Тамино в «Волшебной флейте»), Штутгарте (Альмавива в «Севильском цирюльнике»).
Штутгартская опера, ставшая «базовым театром» для Кауфмана в то время, была оплотом самой передовой мысли в музыкальном театре, по воспоминаниям Кауфмана, стала первым мощным опытом существования в режиссерском театре, где каждый вздох, каждая интонация исполнителя обусловлена одновременно музыкальной драматургией и режиссерской волей. За роль Эдриси в «Короле Рогере» К. Шимановского немецкий журнал «Opernwelt» назвал молодого тенора «открытием года».
Параллельно с выступлениями в Штутгарте Кауфман появляется в «Ла Скала», в Зальцбурге, дебютирует в «Ла Моннэ» и Цюрихской опере, в 2001 впервые поет в Чикаго, не рискнув, однако, начать сразу с главной партии в вердиевском «Отелло», и ограничившись выходом в роли Кассио. В те годы, по собственным словам Йонаса, он и не мечтал о положении первого тенора на сценах «Мет» или «Ковент-Гардена»: «Мне до них было, как до Луны!»
С 2002 года Йонас Кауфман – штатный солист Цюрихской оперы, в то же время ширится география и репертуар его выступлений в городах Германии и Австрии.
Цюрихская опера, руководимая в те годы Александром Перейрой, предоставила Кауфману разнообразнейший репертуар и возможность совершенствоваться вокально и сценически, сочетая лирический репертуар с крепким драматическим.
Но по-прежнему Кауфман остаётся «широко известным в узких кругах» завсегдатаев немецко-язычных театров. Ничего не меняет даже его дебют в лондонском «Ковент-Гардене» в сентябре 2004 года, когда он заменил внезапно выбывшего Роберто Аланью в «Ласточке» Дж. Пуччини. Именно тогда состоялось знакомство с примадонной Анжелой Георгиу, сумевшей по достоинству оценить незаурядные данные и партнёрскую надёжность молодого немца.
«Час пробил» в январе 2006 года. Как до сих пор говорят некоторые с ехидством, всё дело в совпадении: ведущий тогда тенор «Mет» Роландо Виллазон надолго прервал выступления из-за серьёзных проблем с голосом, срочно нужен был Альфред в «Травиате», капризная к выбору партнёров Георгиу вспомнила и предложила Кауфмана.
Аплодисменты после 3-го акта новому Альфреду были столь оглушительны, что, как вспоминает Йонас, у него почти подкосились ноги, он невольно подумал: «Неужели это сделал я?» Партнёрская по своей сути партия, где много прекрасной музыки, но ничего принципиального в образ нельзя внести в силу авторской воли, потому что эта опера – про неё, про Виолетту. Но, возможно, именно этот эффект неожиданного потрясения от очень свежего исполнения, казалось бы, досконально изученной партии, и принес столь оглушительный успех.
Именно с «Травиаты» начался всплеск звёздной популярности артиста. Сказать, что он «проснулся знаменитым», пожалуй, будет натяжкой: оперная популярность далека от известности кино- и телезвёзд. Но начиная с 2006 года за 36-летним, далеко не юным по сегодняшним критериям певцом, начали охотиться лучшие оперные дома, соблазняя его наперебой заманчивыми контрактами.
В том же 2006-м он поет в Венской государственной опере, дебютирует в роли Хозе в «Ковент-Гардене»,в 2007 поет Альфреда в Парижской Опере и «Ла Скала», выпускает первый сольный диск «Романтические арии»…
Следующий, 2008 год, добавляет к списку покорённых «первых сцен» Берлин с «Богемой» и Лирическую оперу в Чикаго, где Кауфман выступил с Натали Дессей в «Манон» Массне.
В декабре 2008-го состоялся пока единственный его концерт в Москве: Дмитрий Хворостовский пригласил Йонаса в свою ежегодную концертную программу в Кремлёвском дворце съездов «Хворостовский и друзья».
В 2009-м Кауфман был признан гурманами в Венской опере в партии Каварадосси в «Тоске» Пуччини.
В том же 2009-м состоялось возвращение в родной Мюнхен и, наконец, открытие сезона в «Ла Скала», 7 декабря 2009.
Новый Дон Хозе в «Кармен» — неоднозначно воспринятый спектакль, но безусловный триумф баварского тенора. Начало 2010 года – победа над парижанами на их поле, «Вертер» в Опере Бастилии, признанный критиками безупречный французский, полное слияние с образом И. В. Гёте и с романтической стилистикой Массне.
Нельзя не сказать о ещё одной грани его творчества – камерном исполнительстве и участии в симфонических концертах. Каждый год он не ленится делать новую программу из родных Lieder в тандеме с бывшим профессором, а ныне другом и чутким партнёром Хельмутом Дойчем. Интимность, откровенность высказывания не помешала осенью 2011 собрать полный 4000 тысячный зал «Метрополитен» на таком камерном вечере, чего не было здесь 17 лет, со времён сольного концерта Лучано Паваротти. Особая «слабость» Кауфмана – камерные произведения Густава Малера. С этим мистическим автором он ощущает особое родство, о чём высказывался неоднократно.
График артиста плотно расписан до 2017 года, его все хотят и соблазняют разными предложениями. Певец сетует, что это и дисциплинирует, и сковывает одновременно.
«Попробуйте спросить у художника, какими красками он будет пользоваться и что захочет нарисовать через пять лет? А нам приходится подписывать контракты так заранее!»
Нового totontenore, как его прозвали итальянцы («всепоющий тенор») кто-то считает слишком немцем в итальянском репертуаре, и слишком итальянизированным в операх Вагнера. Что ж, о вокальных вкусах можно спорить долго и безрезультатно, восприятие живого человеческого голоса сродни восприятию запахов, так же индивидуально.
Бесспорно одно, Йонас Кауфман – самобытный артист на современном оперном Олимпе, наделённый редким комплексом всех природных данных. Его актёрские трактовки подчас ходульных персонажей оригинальны и убедительны, а вокал в лучшие моменты поражает отточенностью фразировки, потрясающими пиано, безупречной дикцией и идеальным смычковым звуковедением.
Йонас Кауфман бережно относится к своему здоровью, регулярно занимается йоговской гимнастикой, аутотренингом. Любит плавать, обожает пешие и вело-прогулки, особенно в родных баварских горах, на берегу Штарнбергского озера, где теперь его дом.
Очень трепетно относится к семье, подрастающей дочери и двум сыновьям. Переживает, что оперная карьера жены принесена в жертву ему и детям, и радуется редким совместным концертным выступлениям с Маргарет Йосвиг. Каждые короткие «каникулы» между проектами стремится проводить с родными, заряжаясь силами для новой работы.
Он по-немецки прагматичен, обещает спеть «Отелло» Верди не раньше, чем «пройдёт» через «Трубадура», «Бал-маскарад» и «Силу судьбы», а про партию Тристана пока конкретно не загадывает, шутя напоминая, что первый Тристан умер после третьего спектакля в 29 лет, а он хочет жить долго и допеть до 60.
Для его пока немногочисленных российских поклонников особый интерес представляют уже неоднократно оброненные слова Кауфмана об интересе к Герману в «Пиковой даме»: «Безумно хочу сыграть этого затесавшегося в Россию сумасшедшего и одновременно рационального немца». Но одно из препятствий – он принципиально не поёт на языке, на котором не говорит. Что ж, будем надеяться – либо лингвистически способный Йонас одолеет вскоре и наш «великий и могучий», либо ради гениальной оперы Чайковского поступится принципом и выучит коронную партию драматического тенора русской оперы по подстрочнику, как все. То, что это у него получится – не сомневаемся. Главное, чтобы хватило на всё сил, времени и здоровья. Верится, тенор Кауфман только входит в свой творческий зенит!