Откуда берётся манипулирование? Мы сердобольно лепим его сами! Более подробно об этом –психология отношений в эссе об избалованности детей.
Наши дети начинают манипулировать нами с момента приезда из роддома. Это нормально: главная задача выживания – контроль над окружением. Ненормально то, что мы тут же покупаемся на их капризы, обиды и рёв. Включается страх за детёныша – и напрочь исчезает рассудок. А зря!
Дело в том, что наши реакции – главная ценность для детёныша. Какими бы они ни были, даже злость и побои – это отклик на нажатие кнопки, подтверждение нашей управляемости. Человечек будет делать именно то, на что мы бурно реагируем – ведь ему нужно выжить среди нас! Именно это и станет его ценностями, важными для выживания. Именно своими реакциями мы буквально лепим характер человека.
В этом - весь трёхкопеечный секрет избалованности и цинизма детей. Посмотрите, на что мы реагируем. Это же тихий ужас. Тишина, игра, улыбки, маленькие победы, попытка помочь или общаться – слава Богу, успокоился! - ноль реакции, а то и «не мешай!». Плач, истерики, обиды, недомогания и травмы, подначки, провокации – вот тут мы взвиваемся и проявляем «внимание» по полной программе. Мы награждаем своими реакциями в основном истерики и манипулирование!
Что же делать детёнышу, попавшему в такой идиотский мир?! Мы же не оставляем ему выбора. Став к двум годам мастерским манипуля-тором, уже лет с двенадцати чадо мается от тоски с насквозь управляемыми родителями. Братцы! Кого из взрослых вы уважали в детстве? Тех, кто не поддавался манипулированию. Отличное чувство юмора и – полная неуправляемость! Из учителей таких было от силы два на школу. А если такими были родители – вам очень крупно повезло!