• Авторизация


Без заголовка 22-01-2012 15:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения mari_tais Оригинальное сообщение

Об иконе НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША

Об иконе НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША 

Русский писатель Иван Шмелев самостоятельно изучив историю написания иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" и написал одноименную повесть. Согласно которой автором иконы явился безвестный крепостной художник-иконописец. А икона после его смерти была передана в о Владыческий монастырь.

С текстом этой повести читатель может самостоятельно ознакомится по следующей ссылке:http://lib.ru/RUSSLIT/SMELEW/chasha.txt.

Иконографически же, сама икона восходит к типу Богородицы-Оранты.

Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос – стоящим в чаше и благословляющий обеими руками.

По церковным же канонам икона описывается так:

"Святая икона "Неупиваемая Чаша" прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой.

Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение "Знамения Божией Матери".

Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения.

Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть "всегда ядомый и никогда неиждиваемый.".

А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, очевидно, ходатайствует, что бы жертва сия – Святая Чаша – была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий.

И так же нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин.
 

В 1995 году, в первый год возрождения Владычного монастыря игумения Алексия получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на возрождение почитания иконы "Неупиваемая Чаша", как явленной во Владычнем монастыре.

В этом же году со старой фотографии был написан точный список иконы "Неупиваемая Чаша".

 



При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника.

Со временем написания иконы, когда образ находился еще у иконописца, связано первое чудо исцеления от пьянства.

"Сидетельствет монахиня Рахиль. В начале Светлой Седмицы во время Богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке.

А когда в пятницу привезли новую икону "Неупиваемая Чаша", то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру.

Так эта икона до сих пор и находится в этом киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону "Неупиваемая Чаша" и говорит: "Так ведь это мой киот!"

Эта женщина рассказала, что когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить.

Вот ведь как случилось – никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека".

Икона периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях.

Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран.

В нашем монастыре всегда рады паломникам. Славится чудотворная икона "Неупиваемая Чаша" скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни"

3. Современное состояние с почитанием иконы "Божией матери" и ее "новые чудеса.

Восстановление почитания иконы

"Почитание иконы "Неупиваемая чаша" возобновилось в 1980-е годы.

Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (Балабанова) (с 7 октября 2002 епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.

10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать.

Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение "Неупиваемой Чаше" в Высоцкий монастырь.

В 1992 году российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону.

В качестве отступления предлагаю читателю ознакомится с интервью с иконописцем А. Соколовым.



"Александр СОКОЛОВ родился в 1959 г. В 1972-1978 гг. обучался в Московской художественной школе при Академии художеств. В 1982 г. окончил отделение реставрации Московского государственного художественно-промышленного училища им. Строганова. Участвовал в восстановлении Свято-Данилова монастыря. Работы находятся во многих храмах России, Японии, США, Польши, Германии и других стран. Живет и работает в Москве.

Выдающийся русский иконописец, богомаз, как сказали бы в XIX веке, Александр Соколов среди современных русских мастеров занимает одно из ведущих мест, коллегами по цеху заслуженно признан. Несмотря на его относительно молодой возраст, работы Соколова есть и в частных коллекциях по всему миру, и в самых знаменитых храмах России. Одна из них – икона "Неупиваемая чаша", ныне находящаяся в Серпухове в Высоцком мужском монастыре, – признана чудотворной. Люди к этой иконе едут со всей России, случаев исцеления от страшного русского недуга – пьянства, да и от других физических и социальных недугов, уже несть числа. Но разговор наш вышел не только об иконописи...

- Александр, я знаю, что писанием икон вы занялись еще в брежневские годы...

- Все вышло очень естественно. Я учился в художественной школе, хотел быть художником. И когда в возрасте 16 лет пришел в Церковь, то профессиональный выбор мною уже был сделан. Оставалось только приспособить себя к церковной жизни в качестве иконописца. Хотя семья наша не была православной, обычная советская семья. Так что о вере я все узнавал сам – из книг, благодаря не совсем случайным встречам с разными людьми, которым я очень многим обязан и очень за все благодарен. После армии учился в Строгановском училище и в то время уже начал писать иконы. Мне хотелось лучше изучить собственно живопись. Я учился на отделении подготовки мастеров-реставраторов. Мы копировали иконы и изучали технологию иконописи, для иконописца такой курс обязателен.

- А в какой иконописной традиции находятся ваши работы?

- Меньше всего хотелось бы об этом думать. Если следовать какой-либо иконописной традиции, строго следовать чьему-то стилю, манере, то это будет имитация. Поэтому хочется забыть про традицию, про стиль – не про канон. Не потому, что это ненужное или презренное, но это не главное.

- То есть творческое озарение присутствует?

- Куда ж от него деваться. Но канон – это правило. Эти правила церковного искусства не очень жесткие, не настолько страшные, чтобы не дать художнику проявиться. Скорее это скелет, это направление, то, что помогает работать. И если определена задача идейная, духовная, мировоззренческая, то художник в каком-то смысле уже свободен от этих поисков. Иконопись по сравнению с живописью не очень творческое дело. Канон – это партитура, а работа церковного иконописца – это исполнительство. Импровизация допускается, но в разумных пределах. Это все дело вкуса.

- С появлением фильма "Андрей Рублев", с выходом книги Владимира Солоухина "Черные доски" в русском обществе пробудился интерес к иконе, появились собиратели. А кто сегодня известен среди иконописцев?

- Я не буду перечислять своих друзей и коллег, потому что этот круг очень узкий.

Недавно я купил альбом современной иконописи и нашел в нем почти всех своих друзей и знакомых, "иконописцев в законе", которые давно работают.

Есть много молодых людей, недавних студентов различных художественных школ. Они хорошо подготовлены и здорово работают. Не буду перечислять – кого-то упущу, и будут обиды. Замечу лишь, что в среде иконописцев отношения чище, нравственнее, открытее, чем у живописцев. Сейчас я вместе с четырьмя другими иконописцами работаю на росписи храма в Мытищах. И отношения наши совершенно дружеские, без каких-либо дрязг, можно сказать, коммунизм в отдельно взятой бригаде. Может быть, у нас еще нет такой жесткой конкуренции, как в живописной среде. Сейчас бум церковного строительства, и всем хватает работы.

Пусть расцветает сто цветов, как говорил Мао Цзэдун. Это очень применимо по отношению к церковному искусству. Сейчас существуют не только разные стили, манеры иконописи, но и разные люди приходят в церковь. С очень разными проблемами: душевными, духовными, психологическими. И если в церковь приходит светский художник, он имеет возможность пообтесаться, воцерковиться и идти верным путем. Ведь церковное искусство – это путь, это своего рода аскетическая практика.

– В годы застоя многие художники, начав заниматься реставрацией храмов, мало-помалу становились верующими людьми: крестились, воцерковлялись...

- Да, это очень типичный, обычный случай. И это естественно. Ведь если икона – это церковное свидетельство, то невозможно, просто даже находясь рядом, не попасть под ее воздействие. И это не просто энергетическое воздействие, икона побуждает многих людей, смотрящих на нее, задавать массу вопросов: про жизнь, про смерть, про любовь, про ее историю, про символику иконы. Это концентрированное послание нам.

- Есть понятие "намоленная икона". Когда веками и десятилетиями перед иконой молились поколения людей, то это накладывало на нее свой отпечаток, и возникала особая духовная энергетика, творились чудеса. А как вы сами определяете икону?

- По поводу намоленности и таинственного мистического воздействия иконы говорить очень трудно, и я не буду говорить ни про свой опыт, ни про то, что я видел и слышал от людей.

Чудеса, которые случаются перед иконами, от икон, описаны многими. Но механизм их воздействия на нашу жизнь – это воистину тайна.

В 1980 году я написал первую свою икону. И по мере того как я углублялся в эту тему, изучал технику, стили и историю, сам пытался что-то делать, я пришел к такому определению: икона – это путь.

И для меня гораздо важнее сам процесс создания иконы, чем даже результат. Потому что свою душу можно и должно воспитывать и формировать через какое-то делание. Это очень распространено в восточных искусствах. Икебана-до, айки-до. До – это путь. Икона тоже до. Тоже путь.

- Ведь вы одно время преподавали иконопись в Японии?

- Да. И кое-чего там набрался. Хотя серьезной философской подготовки у меня нет. Но японцы сразу поняли, что именно сам процесс важнее всего. Он важен как род аскетической практики, как способ познания мира и формирования собственной души. Если это происходит, то главная задача церковного искусства выполняется.

Я думаю, что огромное количество икон, которые дошли до нас еще со времен Средневековья, связано с тем, что многие люди иконописанием занимались как деланием. Не хочу говорить, что это рукоделие или хобби. Для многих иерархов Русской Церкви это было излюбленное дело. Вспомним Петра, митрополита Московского, Феофана Затворника, которые писанием икон занимались как упражнением.

- Александр, одна ваша работа, икона "Неупиваемая чаша", ныне находящаяся в Серпухове, воистину стала всенародно любимой и чудотворной. Как вы относитесь к происшедшему?

 



- Чудотворной является любая икона, потому что она являет чудо воплощения. Не могу не напомнить о том, в чем уверены все христиане, что во время Евхаристии каждый день во множестве храмов хлеб и вино преобразуются в плоть и кровь Господа. Это чудо, свидетелями которого мы все становимся.

И это чудо затмевает отдельные случаи исцеления, происходящие по молитве людей и по милости Божьей. А сама по себе икона ее создателем не может быть "заряжена". Сколько бы я ни молился и ни постился, создавая икону, она все равно будет воздействовать независимо от моей воли. Неважно, будет она прославлена или нет.

Это милость Божья и молитвы братии монастыря и многих-многих людей, приходящих к ней. Многие люди шли к этой иконе с молитвой, с просьбой и получали то, что просили. И я лишь один из цепочки проводников.

- Но ведь не все в такую цепочку попадают.

- Я намек понял. Тщеславия мы все не лишены, но тут немножко страшновато даже. Хотя я думаю, что это нормальное явление.

- Александр, а писание икон требует какого-то особого состояния?

- А я с момента прихода к Церкви вообще воспринимаю жизнь как чудо. Поэтому какие-то странные и необычные вещи в нашей жизни иногда происходят, просто их бывает достаточно много. Хотя я вообще не мистически, а скорее скептически настроенный человек. Да, чудеса происходят, но они происходят обычно. И это меня не очень удивляет.

- То есть чудо – это составная часть вашей жизни?

- Да, и как чудо мы можем воспринимать многие явления нашей жизни. Каждый восход солнца – это чудо. Или встречи с людьми. У меня бывает очень много чудесных встреч, которые происходят порой совершенно невероятным образом, промыслительны и неслучайны. Многие люди, которых я встретил, просто ангелы, то есть посланники Божьи. Как происходит моя работа? Первое условие – смирение.

- Страстей надо стремиться избегать.

- О, да. Иногда спрашивают: как вы поститесь, как вы молитесь, как вы готовитесь, и зависит ли от этого результат? Результат зависит от Господа Бога. А человек по мере совершения каких-то аскетических подвигов: пощения, молитвы становится прозрачным. По мере смирения своего. Для священника, для духовника самое главное качество – это прозрачность. Чтобы воля Божия проявлялась через него в полной степени. И для церковного художника это тоже достаточно важно.

- Расскажите о вашей семье. Знаю, что ваша жена – довольно известная художница Мария Вишняк. А дети ваши иконописью занимаются?

- Моя жена – художник-живописец. Она тоже в свое время пыталась помогать мне писать иконы, но продолжалось это недолго. Просто она ошибочно считала, что жена иконописца должна ему помогать. Но у нее свое призвание, свой талант и свое Служение. Как живописец она духовнее многих иконописцев. Ведь само по себе изображение этого мира с осознанием того, что Господь в этом мире присутствует, иконично. И через изображение этого мира можно почувствовать присутствие мира горнего. Четверо наших детей запах краски впитали с детских лет, и у них не то что идеосинкразия на краски, но для них очень актуально найти свой путь в жизни.

- Сейчас многие люди стремятся приобрести подлинную икону. При обилии поделок что вы могли бы посоветовать: как правильно выбрать икону?

- Самый простой способ: руководствоваться своим вкусом, интуицией и, может быть, даже помолиться о том, чтобы икона была явлена. Сейчас легко найти старую икону и спасти ее от гибели, от вывоза за рубеж. Можно поискать в антикварных магазинах, в Измайлове. Я бы сначала пошел таким путем. Потому что заказать новую икону никогда не поздно. Но с обретением иконы все происходит по-разному.

- А сами вы старые иконы собираете?

- Да. Хотя у меня нет коллекции. И я их как собираю, так и раздаю. Мой духовник отец Анатолий Яковин, ныне покойный, настоятель церкви св. Параскевы Пятницы в селе Пятница Владимирской области, был страстным любителем церковного искусства, собиратель и раздаватель икон. Он много икон приобретал, заказывал. Они к нему стекались во множестве, люди их к нему приносили. И точно так же он легко их раздавал. И мне от него досталась такая интересная заповедь. К нему как-то приехал один человек, которого он впервые в жизни увидел. И он ему подарил очень хорошую икону. Я спросил: "Не жалко ли?" На это отец Анатолий ответил: "Жалко? – Может, и жалко. Только дарить то, что не жалко, нет смысла".

Вообще же жизнь и судьбы икон – это очень интересная тема.

- Надеюсь, что мы к этой теме еще вернемся. Спасибо.

Беседовал Евгений ДАНИЛОВ

Источник: "Политический Журнал"Вновь написанную икону украсили серебрянной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы.

6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в 19 веке, был освящен вновь созданный список Чудотворной иконы.

Чудотворная икона "Неупиваемая Чаша", находящаяся в Высоцком монастыре, стала всероссийской святыней".

30 мая 1997 года по благословению Патриарха Алексия II икона "Неупиваемая Чаша" была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.

С возобновлением монашеской жизни началось возрождение почитания святынь обители.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 6 мая 1996 года на месте погребения преподобного строителя Варлаама был водружен крест, а осенью того же года возожжена неугасимая лампада.

С тех пор все с верою приходящие получают исцеления по молитвам преподобного. За два года засвидетельствовано около двадцати чудес.

Верующим раздается святое масло из неугасимой лампады, горящей у надгробия преподобного Варлаама.

25 сентября 1998 года настоятелем Никольского храма села Бутурлина иереем Владимиром (Андреевым) обители была подарена икона преподобного Варлаама Серпуховского письма XIX века.

6 мая 1996 года, в день памяти святого великомученика Георгия Высокопреосвященнейший Ювеналий совершил в обители Божественную литургию и освятил список чудотворной иконы "Неупиваемая Чаша". От этого образа начали проистекать благодатные исцеления".

Из чего следует, что есть как бы два чудотворных списка иконы Божией матери "Неупиваемая чаша" в Высоцком монастыре и Серпуховском Введенском Владлычном женском монастыре.

И оба возрожденых монастыря продолжают свою вековую конкурировать между собой, за паломников жаждущих исцеления.

А мы пока можем константировать, что подлиная история иконы Божией матери "Неупиваемая чаша" и явленых ею чудес не смотря на ее 130 летнюю историю, еще не написана, хотя культ иконы и приобрел статус " всероссийской".

И в качестве заключения, хочется еще раз, акцентировать внимание читателей на словах иконписца А. Соколова:

"Чудотворной является любая икона, потому что она являет чудо воплощения. Не могу не напомнить о том, в чем уверены все христиане, что во время Евхаристии каждый день во множестве храмов хлеб и вино преобразуются в плоть и кровь Господа. Это чудо, свидетелями которого мы все становимся.

И это чудо затмевает отдельные случаи исцеления, происходящие по молитве людей и по милости Божьей. А сама по себе икона ее создателем не может быть "заряжена". Сколько бы я ни молился и ни постился, создавая икону, она все равно будет возд Это милость Божья и молитвы братии монастыря и многих-многих людей, приходящих к ней. Многие люди шли к этой иконе с молитвой, с просьбой и получали то, что просил."

 

 

http://narodna.pravda.com.ua/history/4a159a1c97585/ 

http://www.inokini.ru/svjatyni/ikona/chasha.php 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Mnogoros - Виталий МНОГОРОС | Лента друзей Mnogoros / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»