Лечебная гимнастика.
Массаж.
Что необходимо знать перед тем, как начинать проводить занятия лечебной физкультуры?
Начинать занятия лечебной физкультурой можно только с разрешения и по совету участкового педиатра, врача лечебной физкультуры.
Врач лечебной физкультуры должен контролировать за процессом, определяет последовательность (сочетанность) и характер упражнений лечебной гимнастики, приемов массажа и лечения положением, а также количество повторений упражнений в одной процедуре, ее продолжительность.
Кроме того, при проведении занятий родители также должны следить за самочувствием и состоянием ребенка. При правильно проводимом занятии ребенок выглядит удовлетворенным, спокойным или веселым, т. е. занятия лечебной гимнастикой, массажем всегда должны вызывать у него положительные эмоции.
Если у ребенка появляются признаки утомления при занятиях гимнастикой и массажем (хотя бы одного из перечисленных признаков): недовольство ребенка, возбуждение, ухудшение качества выполнения упражнений, значительное отвлечение от занятий, вялость (пассивность),то необходимо уменьшить нагрузку в занятиях (см. таблицу).
А теперь, давайте поговорим, что же в себя включает лечебная физкультура.
Она включает в себя:
1)лечение положением;
2)лечебную гимнастику;
3) приемы классического и точечного массажа.
Лечение положением — это приемы, способствующие правильному положению головы, шеи, тела, рук и ног. Осуществляется оно различными укладками и упражнениями.
В лечебную гимнастику входят упражнения, основанные на безусловных рефлексах, некоторые активные упражнения с помощью взрослого, пассивные упражнения.
Классический массаж имеет приемы — поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Точечный массаж осуществляется одновременным надавливанием и вращением одним или двумя пальцами на определенные рефлексогенные зоны организма ребенка и применяется при ослабленных, растянутых мышцах ( см. рис. 1а, 1б, 1в). При этом, если производить быстрые, отрывистые и относительно сильные надавливания, то в ответ будет возникать возбуждение и напряжение мышц. И наоборот, медленные, мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастающим увеличением давления, вибрацией, остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от зоны), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц
1а 1б 1в
.

Упражнения с использованием навыков в сидении, стоянии ребенка можно применять лишь при достаточно сильных мышцах живота, спины, ног, т. е. при условии предварительной подготовки так называемого мышечного корсета позвоночника, рук и ног, что достигается определенными упражнениями и умением двигаться в горизонтальном положении
Лечебная гимнастика.
Массаж.
Комплекс№ 1.
1) Возраст ребенка — 2—3 нед. или первые 2—4 дня на втором месяце жизни. Продолжительность занятий— 6—8 мин. Каждое упражнение повторяют 3—4 раза.
-
Дыхательное упражнение. Ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы
2)Дыхательное упражнение. Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину

3) Дыхательное упражнение. Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее боковую и заднюю поверхности в положении на левом и правом боку поочередн
4)Дыхательное упражнение. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине. Развести слегка руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки
5)Упражнение для стоп (рефлекторное). Штриховое раздражение наружного края стопы от мизинца к пятке большими пальцами взрослого вызывает отведение стопы кнаружи и нередко веерообразное разведение всех пальцев
6) Упражнения для стоп (рефлекторное). Указательным и средним пальцами взрослый захватывает ступни ребенка, а большим пальцем нажимает на ступню ребенка у основания пальцев. Это вызывает сгибание пальцев стопы. А затем штриховым движением большой палец взрослого направляют по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу. Происходит разгибание стопы
7)Выкладывание на живот. Ребенок, как правило, поворачивает голову в сторону. (Выкладывание на живот рекомендуется проводить каждым дневным кормлением, начиная с 30 с до 15 мин
8)Дыхательные упражнения .Повторить 1пр 1 -2.
Лечебная гимнастика.
Массаж
Комплекс № 2.

Возраст ребенка — от 1 до 2 мес. Продолжительность занятий — 8—10 мин. Каждое упражнение повторяют 3—4 раза.
-
Дыхательное упражнение. Ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы

-
Дыхательное упражнение. Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.
-
Дыхательное упражнение. И. п. — лежа на боку (поочередно, левом и правом). Взрослый левой рукой придерживает ребенка, а правой захватывает его кисть. Поднять руку ребенка вверх. Прижать ее обеими руками взрослого к груди и животу ребенка.
-
Массаж рук (поглаживание). Большой палец левой руки взрослый вкладывает в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживает внутреннюю и наружную поверхность предплечья и плеча в направлении от кисти к плечу .
-
Упражнение для рук (рефлекторное). И. п.— лежа на спине, ногами к взрослому. Большими пальцами обеих рук взрослого мягко надавить на ладонную поверхность кистей обеих рук ребенка. При этом происходит сгибание головы, иногда и верхней части туловища.

-
Массаж ног. Поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.

-
Упражнения для стоп. Упражнение для стоп (рефлекторное). Штриховое раздражение наружного края стопы от мизинца к пятке большими пальцами взрослого вызывает отведение стопы кнаружи и нередко веерообразное разведение всех пальцев .
-
Упражнения для стоп (рефлекторное). Указательным и средним пальцами взрослый захватывает ступни ребенка, а большим пальцем нажимает на ступню ребенка у основания пальцев. Это вызывает сгибание пальцев стопы.
А затем штриховым движением большой палец взрослого направляют по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу. Происходит разгибание стопы .
-
Упражнение для стоп. Поглаживание большими пальцами рук взрослого тыльной поверхности стоп ребенка, поддерживая их 2—3 пальцами обеих рук за пятки. Поглаживания по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад
10)Массаж живота. Круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью взрослого, максимально разогнув пальцы кверху

11)Рефлекс опоры и выпрямления. Взрослый поддерживает ребенка под мышки лицом к себе, стопы ребенка опираются о стол. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание
12) Шаговый рефлекс. Вызывать шаговый рефлекс, направляя движения ребенка к себе .
13)Дыхательное упражнение. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине. Развести слегка руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки.
14)Массаж спины (поглаживание) - по направлению от ягодиц к голове тыльной стороной кисти руки, от головы к ягодицам — ладонью (не поглаживать поясничную область).
15)Массаж грудной клетки (поглаживание). Поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину
16)Развитие зрительного и слухового сосредоточения. Положение ребенка поочередно на спине и на животе. Взрослый ярко звучащей игрушкой вызывает зрительное и слуховое сосредоточение: двигает игрушкой, находящейся на расстоянии 25—30 см, вправо, влево, вверх. Ребенок поворачивает голову за игрушкой

Лечебная гимнастика.
Массаж.
Комплекс № 3.
Возраст ребенка - 2—3 мес. Продолжительность занятий — 8—10 мин. Каждое упражнение повторяют 3—4 раза.
-
Дыхательное упражнение. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине. Развести слегка руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки.
-
Массаж рук (поглаживание). Большой палец левой руки взрослый вкладывает в правую руку ребенка, слегка придерживая ее, остальными пальцами; правой рукой поглаживает внутреннюю и наружную поверхность предплечья и плеча в направлении от кисти к плечу .
3)ссаж грудной клетки (поглаживание). Поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину .

-
Массаж живота
1) круговое поглаживание по часовой стрелке ладонью взрослого, максимально разогнув пальцы кверху
2) поглаживание «встречное»: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая сверху вниз;
3) поглаживание косых мышц живота. Ладони взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки; охватывающими движениями они направляются навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди. Пальцы взрослого смыкаются над пупком;
4) точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых мышц живота точки 5).

-
Массаж ног. Поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку . Затем вызывается тыльное сгибание стопы надавливанием кончиками пальцев взрослого в месте перехода тыла стопы в голень (точечный массаж).
-
Хватательный рефлекс. И. п. — лежа на спине. Большими пальцами обеих рук взрослый очень легко надавливает на ладони ребенка. Происходит сгибание пальцев в кулак. Если, прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребенок захватит игрушку.
-
Массаж спины:
1) поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти рук, от головы к ягодицам — ладонью;
2) растирание спины также ладонями по направлению к голове;
3) разминание делают тремя пальцами обеих рук (2-м, 3-м, 4-м). Одновременно проводят круговые и поступательные движения — разминание длинных мышц спины (по обеим сторонам позвоночника);
4) похлопывание тыльной стороной полусогнутых пальцев. При гипотрофии этот прием неприменим.
-
Рефлекторное упражнение для мышц спины. Ребенка укладывают грудью на ладонь взрослого в наклонном положении, близком к вертикальному. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, наносят штриховое раздражение в направлении от лопаток к ягодицам. Происходит изгибание туловища в форме дуги, открытой в сторону раздражения.
-
Рефлекс опоры и выпрямления. Взрослый поддерживает ребенка под мышки лицом к себе, стопы ребенка опираются о стол. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание
-
Рефлекс шаговый. Вызывать шаговый рефлекс, направляя движения ребенка к себе
.
-
Поворот на бок (поочередно на правый и левый) с помощью взрослого .
Развитие зрительного и слухового сосредоточения. Положение ребенка поочередно на спине и на животе с опорой на предплечья и приподниманием плечевого пояса и головы. Взрослый ярко звучащей игрушкой вызывает зрительное и слуховое сосредоточение: двигает игрушкой, находящейся на расстоянии 25—30 см, вправо, влево, вверх. Ребенок поворачивает голову за игрушкой


Лечебная гимнастика.
Массаж.
Комплекс № 4.
Возраст ребенка — 3—4 мес. Продолжительность занятий—10 мин. Упражнения повторяют 3—5 раз.
-
Дыхательное упражнение. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине. Развести слегка руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки.
-
Массаж рук (поглаживание). Большой палец левой руки взрослый вкладывает в правую руку ребенка, слегка придерживая ее, остальными пальцами; правой рукой поглаживает внутреннюю и наружную поверхность предплечья и плеча в направлении от кисти к плечу
-
Массаж грудной клетки (поглаживание). Поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину
-
Массаж живота:
1) круговое поглаживание по часовой стрелке ладонью взрослого, максимально разогнув пальцы кверху
-

-

2) поглаживание «встречное»: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая сверху вниз;
3) поглаживание косых мышц живота. Ладони взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки; охватывающими движениями они направляются навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди. Пальцы взрослого смыкаются над пупком;
4) точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых мышц живота
7)Массаж ног. Поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку ). Затем вызывается тыльное сгибание стопы надавливанием кончиками пальцев взрослого в месте перехода тыла стопы в голень (точечный массаж).
-
Хватательный рефлекс. И. п. — лежа на спине. Большими пальцами обеих рук взрослый очень легко надавливает на ладони ребенка. Происходит сгибание пальцев в кулак. Если, прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребенок захватит игрушку.
-
Массаж спины:
1) поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти рук, от головы к ягодицам — ладонью;
2) растирание спины также ладонями по направлению к голове;
3) разминание делают тремя пальцами обеих рук (2-м, 3-м, 4-м). Одновременно проводят круговые и поступательные движения — разминание длинных мышц спины (по обеим сторонам позвоночника);
4) похлопывание тыльной стороной полусогнутых пальцев. При гипотрофии этот прием неприменим.
5) Рефлекторное упражнение для мышц спины. Ребенка укладывают грудью на ладонь взрослого в наклонном положении, близком к вертикальному. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, наносят штриховое раздражение в направлении от лопаток к ягодицам. Происходит изгибание туловища в форме дуги, открытой в сторону раздражения.
-
Рефлекс опоры и выпрямления. Взрослый поддерживает ребенка под мышки лицом к себе, стопы ребенка опираются о стол. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание
-
Дыхательное упражнение. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине. Развести слегка руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола, затем прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки
-
Рефлекторное ползание в полувертикальном положении. Туловище ребенка взрослый приподнимает на 5—10 см. Полусогнутые ноги ребенка отталкиваются от ладони взрослого

-
Рефлекторное ползание в положении на спине. Полусогнутыми ногами ребенок отталкивается от ладони взрослого


-
Рефлекторные повороты на бок и на живот, поощряя самостоятельный поворот со спины на живот
-
Рефлекторное упражнение. Отклонение головы назад в положении лежа на животе на весу

-
Рефлекс опоры и подтанцовывание. Взрослый поддерживает ребенка под мышки и ставит на стол до соприкосновения стоп с поверхностью стола, ребенок отталкивается
-
Выкладывание на живот. Развитие зрительного и слухового сосредоточения. Положение ребенка поочередно на спине и на животе с опорой на предплечья и приподниманием плечевого пояса и головы. Взрослый ярко звучащей игрушкой вызывает зрительное и слуховое сосредоточение: двигает игрушкой, находящейся на расстоянии 25—30 см, вправо, влево, вверх. Ребенок поворачивает голову за игрушкой

-
Переход от рефлекса захвата к развитию хватательной функции руки. Взрослый вкладывает в ладонь ребенка игрушку (кольцо и др.) и, обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребенка своей рукой, побуждает его захватить игрушку. Затем взрослый слегка подтягивает ее себе («отнимает» игрушку).
Лечебная гимнастика.
Массаж.
Комплекс № 5.
Возраст ребенка — 4—5 мес. Продолжительность занятий — 10—12 мин. Каждое упражнение повторяют 4—5 раз, за исключением упражнений 10 и 11, которые проводят по одному разу.
-
Дыхательное упражнение. И. п. — лежа на боку (поочередно, левом и правом). Взрослый левой рукой придерживает ребенка, а правой захватывает его кисть. Поднять руку ребенка вверх. Прижать ее обеими руками взрослого к груди и животу ребенка.
-
Массаж рук (поглаживание). Большой палец левой руки взрослый вкладывает в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживает внутреннюю и наружную поверхность предплечья и плеча в направлении от кисти к плечу .
-
Массаж ног. Поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку .
-
Массаж грудной клетки (поглаживание). Поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину .
-
Массаж живота:
1) круговое поглаживание по часовой стрелке ладонью взрослого, максимально разогнув пальцы кверху ;
2) поглаживание «встречное»: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая сверху вниз;
3) поглаживание косых мышц живота. Ладони взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки; охватывающими движениями они направляются навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди. Пальцы взрослого смыкаются над пупком;
4) точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых мышц живота
5)
-
Поворот со спины на живот. Рефлекторные повороты на бок и на живот, поощряя самостоятельный поворот со спины на живот массажспины:
1) поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти рук, от головы к ягодицам — ладонью;
2) растирание спины также ладонями по направлению к голове;
3) разминание делают тремя пальцами обеих рук (2-м, 3-м, 4-м). Одновременно проводят круговые и поступательные движения — разминание длинных мышц спины (по обеим сторонам позвоночника);
4) похлопывание тыльной стороной полусогнутых пальцев. При гипотрофии этот прием неприменим.
Массаж ягодиц: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (рубление, похлопывание, поколачивание).
«Парение» на животе

-
Сгибание и разгибание ног попеременно
-
Одновременное сгибание ног с приведением их к животу и разгибание ног
-
-
-
Рефлекторное сгибание позвоночника в положении ребенка на весу на спине
-
Пассивное сгибание и разгибание рук
-
Попытка ребенка к присаживанию из положения его на спине. Взрослый, фиксируя ноги и захватив руки ребенка, слегка приподнимает его голову, плечевой пояс, а затем пускает снова на стол
-
Упражнения на сопротивление: а) отталкивание от руки, б) отталкивание от мяча

Хватание игрушки из положения лежа на животе и спине 1 или 2 руками

-
«Скользящие шаги». И. п. — лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка спереди, согнув его ноги и прижав ступни к поверхности стола. Попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.
-
Рефлекс опоры и подтанцовывание. Взрослый поддерживает ребенка под мышки и ставит на стол до соприкосновения стоп с поверхностью стола, ребенок отталкивается
.
Лечебная гимнастика.
Массаж.
Комплекс № 6.
Возраст ребенка — 5—6 мес. Продолжительность занятий - 10-12 мин. Каждое упражнение повторяют 4—6 раз за исключением упражнений 7 и 15, которые проводят 1 раз.
-
Дыхательное упражнение И. п. — лежа на боку (поочередно, левом и правом). Взрослый левой рукой придерживает ребенка, а правой захватывает его кисть. Поднять руку ребенка вверх. Прижать ее обеими руками взрослого к груди и животу ребенка.
-
Массаж рук (поглаживание). Большой палец левой руки взрослый вкладывает в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживает внутреннюю и наружную поверхность предплечья и плеча в направлении от кисти к плечу (рис.8).
-
Массаж ног. Поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку (рис.9).
-
Массаж грудной клетки (поглаживание). Поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину (рис.13).
-
Массаж живота:
1) круговое поглаживание по часовой стрелке ладонью взрослого, максимально разогнув пальцы кверху (рис.10);
2) поглаживание «встречное»: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая сверху вниз;
3) поглаживание косых мышц живота. Ладони взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки; охватывающими движениями они направляются навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди. Пальцы взрослого смыкаются над пупком;
4) точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых мышц живота (см.рис.1а, точки 5).
-
Массаж спины:
1) поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти рук, от головы к ягодицам — ладонью;
2) растирание спины также ладонями по направлению к голове;
3) разминание делают тремя пальцами обеих рук (2-м, 3-м, 4-м). Одновременно проводят круговые и поступательные движения — разминание длинных мышц спины (по обеим сторонам позвоночника);
4) похлопывание тыльной стороной полусогнутых пальцев. При гипотрофии этот прием неприменим.
-
Массаж ног — кольцевидное разминание: большим и указательным пальцами обеих рук взрослый обхватывает «кольцами» (вплотную одно над другим) голень ребенка в нижней ее части, затем делает расходящиеся кольцевые разминания голени (не надавливать на переднюю ее поверхность) и в три—четыре оборота продвигается до колена, а дальше разминает только наружные мышцы бедра. Начинать и заканчивать массаж надо поглаживанием.
-
Рефлекторное сгибание позвоночника. И. п.— лежа на спине на весу (рис. 24).
-
Сгибание и разгибание ног попеременно (рис.22).
-
Одновременное сгибание ног с приведением их к животу и разгибание ног (рис.23).
-
Поворот со спины на живот. Рефлекторные повороты на бок и на живот, поощряя самостоятельный поворот со спины на живот (рис.15 и рис.18).
-
Массаж спины:
1) поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти рук, от головы к ягодицам — ладонью;
2) растирание спины также ладонями по направлению к голове;
3) разминание делают тремя пальцами обеих рук (2-м, 3-м, 4-м).
4) Одновременно проводят круговые и поступательные движения — разминание длинных мышц спины (по обеим сторонам позвоночника);
5) похлопывание тыльной стороной полусогнутых пальцев. При гипотрофии этот прием неприменим.
-
Дополнительно проводится точечный массаж с обеих сторон позвоночника, кнаружи на 1—2 см в сторону от него
-
Массаж ягодичных мышц: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (рубление, похлопывание, поколачивание).
-
Рефлекторное упражнение. И. п. — лежа на животе. Укладывают ребенка животом на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола (взрослый придерживает ребенка за таз и ноги). При этом ребенок должен активно разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу, открытую вверх: руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движение стимулируют словом, игрушкой, помогают точечным массажем спины

-
Поднимание ребенка за локти из положения лежа на животе до вставания на колени и на ноги. Малыша побуждают встать с опорой стоп о стол: взрослый поддерживает ребенка под мышки, скользящим движением слегка «протаскивает» его по плоскости стола. Затем, продолжая это движение, несколько приподнимает верхнюю половину туловища, при этом бедра и колени продолжают скользить, касаясь поверхности стола. Ребенок сам становится вначале на одно, затем второе колено, выпрямляется, встает на стопы. Надо повернуть его лицом к себе, улыбнуться, похвалить
-
Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч. И. п.—лежа на спине. Взрослый дает обхватить свои указательные пальцы ребенку так, чтобы его ладони были обращены к взрослому, разводит руки на ширину плеч; затем говорит «сядь» и легким подтягиванием за руки побуждает ребенка сесть.
-
Массаж ног, стоп. Поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку Затем вызывается тыльное сгибание стопы надавливанием кончиками пальцев взрослого в месте перехода тыла стопы в голень (точечный массаж).
-
Упражнение для стоп (рефлекторное). Штриховое раздражение наружного края стопы от мизинца к пятке большими пальцами взрослого вызывает отведение стопы кнаружи и нередко веерообразное разведение всех пальцев
-
Упражнения для стоп (рефлекторное). Указательным и средним пальцами взрослый захватывает ступни ребенка, а большим пальцем нажимает на ступню ребенка у основания пальцев. Это вызывает сгибание пальцев стопы. А затем штриховым движением большой палец взрослого направляют по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу. Происходит разгибание стопы
-
Упражнение на сопротивление: а) отталкивание от руки, б) отталкивание от мяча
-
Хватание игрушки из положения на животе и на спине одной и двумя руками
-
Рассматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса и опорой на ладони выпрямленных рук .
-
«Скользящие шаги». И. п. — лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка спереди, согнув его ноги и прижав ступни к поверхности стола. Попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола).
-
Рефлекс опоры и подтанцовывание. Взрослый поддерживает ребенка под мышки и ставит на стол до соприкосновения стоп с поверхностью стола, ребенок отталкивается
Лечебная гимнастика.
Массаж.
Комплекс № 7.
Возраст ребенка — 6—9 мес.Продолжительность занятия — 12—15 мин. Каждое упражнение повторяют 4—6 раз.
-
Дыхательное упражнение. Взрослый придерживает руки ребенка (можно и за кольцо), отводит их в сторону и вверх (вдох) и скрещивает руки на груди (выдох) попеременно (правую на левую, левую на правую).
-
Общий массаж. Массаж рук (поглаживание). Большой палец левой руки взрослый вкладывает в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживает внутреннюю и наружную поверхность предплечья и плеча в направлении от кисти к плечу
-
Массаж ног. Поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку
-
Массаж грудной клетки (поглаживание). Поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину
-
Массаж живота:
a) круговое поглаживание по часовой стрелке ладонью взрослого, максимально разогнув пальцы кверху ;
b) поглаживание «встречное»: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая сверху вниз;
c) поглаживание косых мышц живота. Ладони взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки; охватывающими движениями они направляются навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди. Пальцы взрослого смыкаются над пупком;
d) точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых мышц живота (см.
-
Круговые движения руками. Выпрямленные руки из положения вдоль тела отводятся в стороны, затем вперед и возвращаются в исходное положение
-
Хватание игрушки из положения лежа на спине и на животе одной и двумя руками, побуждая действия ребенка словами «Возьми игрушку»
-
Поворот со спины на живот с придерживанием за ноги (поочередно вправо и влево). Взрослый охватывает голени в нижней трети правой рукой, левой показывает игрушку, которую кладет слева или справа на расстоянии вытянутых рук ребенка, и предлагает достать ее: «достань игрушку», «возьми игрушку»
-

-
Активные повороты без помощи или с незначительной помощью. Движение делать поочередно вправо на бок и на живот и влево, побуждая словами «достань игрушку», «повернись на живот».
-
Упражнение на сопротивление: а) отталкивание от руки,
б) отталкивание от мяча
-
Напряженное выгибание и напряженное сгибание позвоночника (
-

-
-
Ползание за игрушкой с помощью. И. п. — лежа на животе. Полусогнутые ноги ребенка упираются в ладонь взрослого, игрушка лежит впереди. Словами «достань игрушку» взрослый стимулирует ползание

-
Ползание на животе за игрушкой без помощи. Взрослый предлагает взять игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50—60 см.
-
Ползание на четвереньках.
a) Обучают стоять на четвереньках с помощью полотенца, держа его за концы, а также ползать. Движение стимулируют игрушкой и словом 
b) Если упражнение не получается, начинают обучение с ползания на животе.
-
Пассивное упражнение: поднятие выпрямленных ног. Большими и указательными пальцами обеих рук обхватить как бы кольцом голени ребенка так, чтобы большие пальцы были снизу, а указательные сверху, остальные пальцы положить на коленные чашечки; затем поднимать выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных суставах, и вернуться в исходное положение (

-
Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч. И. п.—лежа на спине. Взрослый дает обхватить свои указательные пальцы ребенку так, чтобы его ладони были обращены к взрослому, разводит руки на ширину плеч; затем говорит «сядь» и легким подтягиванием за руки побуждает ребенка сесть; держась за кольца; при поддержке за одну руку; самостоятельное присаживание

-
Вставание на ноги в упор. И. п. — лежа на спине. Взрослый, удерживая ребенка двумя руками под мышки, вначале присаживает его (ноги опираются о живот взрослого), затем ставит на ноги и снова возвращает в исходное положение.
-
Приподнимание туловища из положения на животе за выпрямленные руки (за кольца) до положения стоя (

-
Упражнение для развития ходьбы. И. п. — стоя на столе лицом к взрослому. Стимулирование переступания в возрасте 7 мес. при поддержке под мышки (1 —3 раза), в возрасте 8-9 мес. - при поддержке за кисти обеих рук.
Правила,
которых необходимо придерживаться при проведении лечебной физкультуры:
-
Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, в одно и то же, удобное для семьи, время, она должна стать одним из обязательных режимных моментов.
-
Отдельные упражнения, по совету врача, следует повторять 2—3 раза в день.
-
Начинать занятия надо или за 30 мин. до кормления, или через 45—60 мин. после него.
-
Нельзя делать массаж и гимнастику перед ночным сном.
-
Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней 22—24°С, а в теплое время года лучше делать лечебную физкультуру при открытом окне или форточке или на свежем воздухе (с 5—6-месячного возраста).
-
Увеличивать физическую нагрузку, как в комплексе лечебной гимнастики, так и в течение дня следует очень постепенно и на протяжении длительного времени. Это очень важно, чтобы не переутомлять ребенка.
-
Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий комплекс лечебной гимнастики можно разделить на две части, проводя его в два приема. Упражнения надо чередовать последовательно: для шеи, плечевого пояса, рук, затем туловища, ног.
-
Величину нагрузки необходимо регулировать продолжительностью занятий и повторением каждого упражнения в комплексе, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха, дыхательными упражнениями.
-
Для лучшего контакта с ребенком во время занятий нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры и нахождение в комнате других людей, громкую музыку, обилие игрушек.
-
Все внимание родителей, проводящих занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. При этом упражнения следует сопровождать спокойным, негромким, ласковым обращением к ребенку или звучанием тихой, мелодичной музыки. Надо с 3—4 мес жизни приучать ребенка к речевым указаниям (например, «возьми погремушку, кольцо»), с 8— 9 мес стараться вызвать по слову взрослого самостоятельное исполнение ребенком ряда упражнений. Таким образом, в каждое занятие должны включаться упражнения, способствующие развитию зрительных, слуховых реакций и двигательных навыков.
-
Достижения и успехи ребенка при выполнении упражнений следует учитывать и обязательно поощрять улыбкой, тоном, ласковыми словами. Даже если ребенок не поймет их смысла, то уловит по тону, одобрительное отношение матери или отца.
-
Обращенная к ребенку речь имеет и другое, не менее важное, значение. Четкая, правильная речь родителей, сочетаемая с показом называемой игрушки, действием руки ребенка, например, захватывающей эту игрушку, и т. д., подготавливает его к произношению первых слогов и слов.
-
При проведении гимнастики надо использовать игрушки для более эффективного вызывания с их помощью ответных реакций — движений ребенка, например, повернуться и захватить игрушку. Они должны быть разных цветов, формы, звучания.
Продолжительность занятий по одному и тому же комплексу зависит от разных причин: степени психофизического развития ребенка, его возможности усвоить упражнения комплекса. Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переводу на следующий, более сложный, комплекс, помимо возраста ребенка, является его хорошая реакция непосредственно на проводимые упражнения (спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи и слизистых оболочек, теплые конечности).
Переход к занятиям по комплексу с большей психофизической нагрузкой необходимо делать постепенно, путем введения в старый комплекс нескольких упражнений в тренировке новых навыков последующего комплекса, и лишь через некоторое время полностью заменять упражнения предыдущего комплекса упражнениями нового.
При физическом воспитании недоношенных детей, учитывая несовершенство дыхательной системы, обмена веществ, придается особо важное значение дыхательным упражнениям. Необходимо начинать с дыхательных упражнений, а также перемежать ими некоторые упражнения комплекса. Дыхательные упражнения настоятельно рекомендуется проводить и самостоятельно 3—5 раз в течение дня. Они способствуют повышению снабжения всех органов и тканей, в том числе и центральной нервной системы, кислородом, улучшению общего состояния ребенка.
При проведении массажа надо помнить о том, что кожа у недоношенных детей первых месяцев жизни тонкая, сухая, легко ранимая. Поэтому вначале используют наиболее щадящие приемы массажа (поглаживание) и лишь постепенно вводятся другие приемы (нежная вибрация, легкое растирание, похлопывание, разминание).
Для проведения гимнастики и массажа необходимы:
-
Стол высотой 70 см, шириной и длиной 120 см, покрытый байковым одеялом, клеенкой и простыней.
-
Игрушки разных цветов, формы, звучания: погремушки, целлулоидные яркие игрушки с мелодичным звучанием, цветные надувные резиновые мячи диаметром 10 см, кубики цветные высотой 5—10 см, длиной 20—25 см, палки разноцветные длиной 25—35 см, кольца разноцветные диаметром от 6 до 15 см, толщиной от 1 до 3 см.
-
Пособия для лечебной цели: мешки с песком или пакеты с солью, обшитые материалом,— для укладки головы и туловища в срединное положение при кривошее; мешочки трапециевидной формы, используемые при недоразвитии суставных поверхностей (дисплазия тазобедренных суставов).
Лечебная гимнастика.
Массаж.
Комплекс № 8.
Возраст ребенка - 9—12 мес. Продолжительность занятия 12—15мин. Каждое упражнение повторяют 4—6 раз.
-
Общий массаж. Массаж рук (поглаживание). Большой палец левой руки взрослый вкладывает в правую руку ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами; правой рукой поглаживает внутреннюю и наружную поверхность предплечья и плеча в направлении от кисти к плечу
-
Массаж ног. Поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку
-
Массаж грудной клетки (поглаживание). Поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину
-
Массаж живота:
a) круговое поглаживание по часовой стрелке ладонью взрослого, максимально разогнув пальцы кверху;
b) поглаживание «встречное»: левая ладонь направляется снизу вверх, а правая сверху вниз;
c) поглаживание косых мышц живота. Ладони взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки; охватывающими движениями они направляются навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди. Пальцы взрослого смыкаются над пупком;
d) точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых мышц живота (см.
Круговые движения руками. Выпрямленные руки из положения вдоль тела отводятся в стороны, затем вперед и возвращаются в исходное положение
Сгибание и разгибание рук с кольцами из положения лежа, сидя и стоя

-
Доставание игрушки. Ребенок должен достать игрушку, которая находится у взрослого на высоте вытянутых рук ребенка

-
Доставание игрушки со стола из положения стоя по просьбе взрослого«достань игрушку»

-
Повороты со спины на живот (самостоятельно, по словесной инструкции).
-
Активное поднятие выпрямленных ног. Ребенок по просьбе должен достать стопами палочку (мяч), находящуюся в руках у взрослого
-
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote