Редкий образец русского моста
в романском стиле
Есть в Калуге место, проходя по которому, невольно становишься свидетелем исторических событий прошлых веков. Перед глазами встают картины великого прошлого города и вместе с тем всей Руси... Чудо России... Так называют калужский Каменный мост - памятник зодчества 18 века федерального значения, гордость калужан.
Архитектор П.Р. Никитин
Мост соединяет две стороны Березуйского оврага. Сам овраг, через который проходит Каменный мост, тоже своеобразный памятник природы и истории. Он сохраняет очертания старинного Калужского кремля. Тогда по дну оврага протекал ручей Березуйка. С моста открывается прекрасный вид на Оку.
Старая Калуга. Каменный мост
В 17-18 веках город развивался, и нужно было связать центральную, "градскую" часть города, с одним из самых древних районов калужской застройки - Завершьем (Завержской слободой), население которого издавна враждовало с жителями кремля и посадов. Но мост не только связывал склоны оврага, здесь процветала торговля. По обе стороны моста было установлено 28 каменных торговых лавок. Позднее мост украсили чугунной решеткой с кронштейнами, а лавки разобрали (1840). По задумке автора, Каменный мост служил смотровой площадкой. Встав на середину моста, видишь живописный правый берег, арки Присутственных мест, высокую колокольню Троицкого собора и здание Дворянского собрания.
Каменный мост через Березуевский овраг — крупнейший каменный виадук в России.
Построен Каменный мост по образцу римских виадуков*. Длина моста около 160 метров, высота более 20 метров. Зодчий поставил его на 15 могучих каменных арках. Три из них, в центре, выведены в два этажа. Тогда же была установлена и каменная пирамида или обелиск, как граница Калуги в 17 веке. На обелиске - доски с обозначением расстояний от Калуги до всех уездных городов, "чтобы не было спора с ямщиками". Сначала предполагалось перекинуть через овраг не один, а целых три моста, но даже в пору экономического расцвета Калуги казна и отцы города не смогли выделить таких значительных сумм. Ведь в конце 18 – начале 19 века город довольно широко реконструировался и обустраивался, на очереди было ещё и строительство Гостиных рядов и Троицкого собора...
Виадук** (франц. viaduc, лат. via — дорога, и duco — веду), мостовое сооружение, как правило, большой протяжённости и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек и т.д.
Реконструкция моста
Более двухсот лет Каменный мост верой и правдой служил и калужанам, и гостям города, хотя и не был рассчитан на те транспортные нагрузки, которые легли на него в наши дни. По этой причине в 2009-2010 годах мост пережил еще одну реконструкцию.
Торжественное открытие, 2010
Мост сохранили! В феврале 2010 года состоялось торжественное открытие Каменного моста после реставрации. Очень хочется, чтобы это чудо России стояло ещё не одну сотню лет. Калужане очень любят и гордятся этим чудом, появились и традиции: например, в день свадьбы жених переносит невесту через мост на руках.
Во время прогулок по городу, мы не раз вновь и вновь попадали на это место, оно притягивало своей красотой, плавными холмами русской равнины, широкими заокскими далями, где новые высотные кварталы Правобережья по-соседски мирно стоят рядом с избами и церквями пригородных сёл.
Вечером
Здесь как-то по-особенному тепло, уютно и спокойно... Архитектор Никитин мог бы гордиться своими потомками, сохранившими это уникальное сооружение...