Как бы вы ни воспитывали своего ребенка,
вы все равно воспитаете его неправильно...
(кто-то из великих педагогов)
В Японии родители разрешают своему малышу до шести лет делать всё. Никаких запретов со стороны родителей. "Действительно, традиционная система воспитания позволяет ребенку абсолютно все до достижения им пяти-шести лет. Да, он может пинать маму ногами в магазине, чтобы купила понравившуюся игрушку, бросать песок в глаза товарища, играя с ним в песочнице, лазить ногами на сиденье в метро, пользоваться спичками, зажигая плиту. Ему никто этого не запретит и никто не удивится такому поведению, никто не накажет. Но мать посмотрит с укором и обязательно скажет что-то типа «мне больно», «опасно», «горячо». То есть ребенок должен понять правильность или неправильность своих поступков, исходя из собственного опыта, оценив последствия своего поступка, а не через укоры и наказания. И главным фактором воспитания является личный пример матери." Можно, разумеется, поспорить (особенно про "пинать ногами"), и у нас - не Япония. Хотя, смотря на себя на ту далёкую, воспитывала бы сыновей конечно же по-другому, и избежала бы ошибок молодости... Правильно говорят, дети учителей - "особенные", несчастные... Часто их не с кем было оставить, берёшь собой в школу, пытаешься занять, но где им усидеть в 3-4 года! И они сначала бродят по классу, потом убегают в коридор, на улицу, а ты мечешься в их поисках, волнуясь оставленных тридцать в классе... А эти открытые уроки! Пишешь планы, выдумываешь пособия, что-то рисуешь, придумываешь раздаточный материал (ни компьютеров тебе, ни сканеров, ни ксероксов - всё своими руками) Проверяющие довольны, хвалят, делают замечания, а потом случайно видишь в журнале статью с разработками твоего урока, и подпись методиста города. И зачем это все нужно? Но всё так и не иначе. Осталось какое-то чувство вины перед своими детьми, но я горжусь ими, прежде всего за их человеческие качества ...