Мой самый любимый древнегреческий скульптор Фидий, о его жизни и будет этот пост.
Одним из самых знаменитых скульпторов древности – был Фидий. Биографические сведения о нём чрезвычайно скудны. О его детстве и юности почти ничего не известно. Примерный год рождения Фидия 490 до н. э. Отца его звали Хармид, как видно из надписи на пьедестале статуи Зевса в Олимпии.
Вероятно, Хармид тоже был скульптором, так как его имя Фидий упомянул в надписи. А обычно скульпторы на своих произведениях писали имя отца, если он имел ту же профессию. Известно так же, что брат Фидия Панайн и его племянник были живописцами. Сначала Фидий занимался живописью, а позже он стал скульптором.
Учителем Фидия считают афинянина Гегея, но молодой Фидий не удовольствовался одним учителем, он также работал в мастерской пелопонесского мастера аргосца Агелада.
В Афинах материалом для мастеров служил преимущественно мрамор, а в Аргосе – металл. Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья, поэтому одинаково хорошо мог использовать любой материал.
Вся деятельность Фидия тесно связана с героической борьбой Греции за свою независимость в первой половине 5 века до н. э.
Скульптор обращался преимущественно к образам богов, создавал статуи для храмов и святилищ, его произведения украшали многие города Греции.
В ранних работах Фидия, о которых сообщают древние писатели, вдохновляла его гордая мысль о героическом подвиге родного города, возглавившего борьбу против персидского народа. В 480 –479 гг. персидские войска захватили Афины, разграбили и сожгли святыни города.
Фидию поручают исполнение бронзовой группы – изображения богов Аполлона и Афины, покровительницы города Афин, статуй национальных героев и статуи полководца Мильтиада, которому принадлежала слава победителя при Марафоне.
Мощь и величие Афин прославляла грандиозная бронзовая статуя Афины, созданная Фидием в 465 – 455 гг. Она стояла на Афинском Акрополе, скалистом и обрывистом холме, который поднимался над городом и служил ему естественной крепостью.
Эту статую Афины воспринимали как символ возрождения города и его непреклонной воле к победе. Её высота вместе с постаментом была 9 метров, и даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце золоченные конец копья и гребень шлема богини.
Богиня изображена в виде мощной женщины в длинном хитоне. « У древних греков – род широкой, падающей складками шерстяной или льняной одежды до колен или ниже с рукавами или без них». Его ниспадающие до земли прямые складки особенно подчеркивают мощность и монументальность фигуры.
Афина представлена в полном вооружении, с копьём и щитом, на ней шлем с богатыми украшениями и короткий панцирь – эгида. Она стояла спокойно, слегка наклонив голову, как бы глядя на расположенный внизу город, находившейся под её защитой. Эту статую установили в 448 г до н. э.
Между 465 – 460 гг. до н. э. Фидий отлил из бронзы скульптурную группу из 13 фигур для святилища Аполлона, расположенного в Дельфах.
Фидий в 460 – 450 гг. создал бронзовою статую Аполлона. Её воздвигли, чтобы почтить бога за избавление города от нашествия саранчи.
Аполлон изображён обнаженным юношей с атлетически развитым телом и прекрасными чертами лица. Длинные вьющиеся локоны падают на плечи бога, оттеняя гордую красоту и внутреннюю одухотворенность его облика. В одной руке Аполлон держит лук, а в другой очистительную ветку лавра.
Приблизительно в это же время Фидием была сделана статуя Афины для города Пелены из золота и слоновой кости. Это была самая ранняя хрисоэлефантинная статуя. Техника её изготовления сочетала применение слоновой кости для обнаженных частей тела и золота для одежды. Она была очень сложна особенно при больших размерах статуи.
Сначала делали деревянный остов, укреплённый изнутри сложной системой металлических распорок. На этот остов накладывались плотно пригнанные пластинки слоновой кости, которыми передавалось тело изображаемой фигуры, а затем сверху – золотая одежда, состоявшая из расчеканенных листов золота, часто очень большого веса.
В мастерской Фидия бесчисленные слоновые бивни резали на тонкие пластинки. При этом необходимо было с ювелирной точностью рассчитать величину и малейший изгиб поверхностей.
Мастера древности знали секрет размягчения слоновой кости и умели придавать хрупким пластинкам нужную кривизну. Затем их полировали и накладывали на основу статуй, вырезанных из дерева. Пластинки подгоняли одну к другой так, чтобы линия соприкосновения не была видна.
Все скульптуры требовали большого и постоянного наблюдения: в сухих местностях надо было следить, чтобы деревянный остов не рассохся, а в сырых – наоборот, чтобы не разбух. Чтобы предохранить статуи от сырости её постоянно смазывали оливковым маслом.
Вполне понятно, что ни одна из этих статуй не смогла дожить до нашего времени.
Фидий посвятил Акрополю 16 лет жизни. Здесь в полной мере развернулись его организаторские способности, а талант скульптора достиг творческой зрелости.
Во время правления Перикла разворачивается восстановление Афин после сожжения их персами. А во главе ставится Фидий – общепризнанный и величайший художник, и скульптор, и личный друг Перикла. Под его общим руководством строился Парфенон – храм покровительницы города богини Афины.
В 447 – 438 гг. до н. э. Фидий создал одно из своих лучших творений – статую Афины – Девы для Парфенона.
12 метровая фигура богини возвышалась на невысоком постаменте, украшенном рельефами.
Роскошный шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, празднично – нарядная одежда, козья шкура – эгида на груди, украшенная в центре маской Медузы Горгоны, одного из чудовищ в греческой мифологии. Двухметровая крылатая богиня Ника на правой руке Афины; копьё у её левого плеча и стоявший на постаменте щит придавали статуе особую торжественность и монументальность. У ног богини скульптор поместил громадного змея Эрихтония.
Техническая необходимость, прежде всего, заставила Фидия ввести в композицию колоссальной статуи Афины колонну, которая служила подпоркой под рукой, державшей Нику. Эта колонна не только не нарушала гармонического общего впечатления, но даже содействовала ему.
На эту статую было потрачено около 1200 к.г. драгоценного металла. Золотые пластинки, прикреплённые к деревянной основе, снимались, и их вес проверяли 1 раз в 4 года. Глаза Афины были сделаны из драгоценных камней.
Фидий использовал для украшения все части статуи: на сандалях изобразил схватку греков с кентаврами. На лицевой стороне щита – сцены битвы греческих героев с амазонками, на обратной стороне – сражение богов с гигантами. Эти мифологические события перекликались с современностью, напоминая афинянам о победах.
С легендами о жизни и подвигах Афины связаны скульптурные украшения Парфенона.
Ещё в процессе строительства храма 447-443г. г были исполнены 92 метопы – мраморные плиты с рельефным изображением. А в 442-438г.г. – лента ионического фриза, проходившая за колоннами вокруг всего здания. В 432г. была завершена работа над композициями фронтонов.
На 1 из них изображено рождение Афины Паллады.
Миф рассказывает, что самим Зевсом была рождена богиня Афина Паллада. Зевс - громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую ему сулили мойры, он, усыпив богиню, Метис ласковыми речами, проглотил её, прежде чем родилась у неё дочь, богиня Афина.
Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда призвал он своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина Паллада.
В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьём и щитом предстала она перед изумленными очами богов – олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич её раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная стояла она перед богами, равная могуществом самому Зевсу. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мощной красотой. Славили боги рожденную из головы отца – Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу, Афину Палладу.
Славным героям Греции покровительствует Афина, даёт им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. Она даёт мудрость и знания, учит людей искусствам и ремеслам. Чтят девственницу Афину и девушки Греции, так как она учит их рукоделию. Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать.
Фидий исполнил картоны с рисунками, по которым мастера высекали изображение на метопах, и сделал глиняные модели для фризов и фронтонов. Исполнителей же его замысла было несколько; в метопах и во фризе Парфенона справедливо различают руки разных мастеров.
Сначала Парфенон был превращен в христианскую церковь св. Софии, и византийские архитекторы прорубили окно в центре восточного фронтона, уничтожив значительную часть статуй. Потом, в середине 15 века, когда турки покорили Грецию, храм был обращён в мечеть. В1687г. турки устроили там пороховой склад, туда попала бомба и сильный взрыв разрушил этот замечательный памятник архитектуры. Трудно было бы по обломкам восстановить всю композицию, но сохранились зарисовки, сделанные французским художником Жаком Каррей (1674г.), который побывал в Афинах до рокового взрыва и запечатлел в своих альбомах то, что в последствии погибло.
Скульптурный ансамбль Парфенона – одно из величайших творений мирового искусства. Он отличается редкой художественной цельностью и логической завершённостью. Это воплощённая в мраморе ясная и величавая поэма, героиней которой стала Афина.
Художники на основании описаний попытались реконструировать Парфенон, добавляя драпировки, гирлянды, факелы, курительницы, которые, несомненно, были в храме. Но на этих реконструкциях не хватает, конечно, блеска золота, драгоценностей, а может быть и красок, оживляющих белизну мрамора и слоновой кости. К сожалению, храм и его скульптуры дошли до нас сильно повреждёнными. Остатки этого храма до сих пор привлекают туристов со всех концов света.
Но самым прославленным из всех произведений Фидия была статуя Зевса в городе Олимпе. Наряду с египетскими пирамидами, её причисляли к 7 чудесам света. Она считалась 3 чудом света, из которых, 1 единственная находилась не под открытым небом, а в помещении под крышей.
[показать]
Примерно в 470 г. до н.э. в Греции был брошен клич, обращенный ко всем, будь то богатый или бедный. Речь шла о сборе пожертвований на строительство в Олимпии храма Зевса, который красотой и величием должен был превзойти все храмы в Греции. И пожертвования начали поступать: деньги, предметы искусства, оружие и украшения – всё, что только можно было использовать для постройки Зевсу храма невиданной красоты.
Не позднее 456г. до нашей эры строительство храма было завершено, и его торжественно освятили. Храм был возведён на искусственном холме высотой в 1 метр. Площадь его фундамента, сохранившегося невредимым до наших дней, составляла 64 27 метров. На нем были воздвигнуты 34 колонны из ракушечника высотой в 10, 53 м., которые поддерживали массивную крышу из мраморных плит. Главным элементом храма была целла – культовое помещение, в котором, была установлена статуя Зевса.
После получения заказа на изготовление статуи Зевса Олимпийского, Фидий велел построить мастерскую в 80 м от храма, которая бы по своим размерам точно соответствовала целле храма. Здесь с 2 своими помощниками он создал статую Зевса.
Сначала Фидий изготовил в своей мастерской объемный структурный каркас из металла, дерева и гипса – остов будущей фигуры Зевса, укрепленной изнутри сложной системой металлических распорок. Затем открытые части скульптуры – лицо, руки, ладони и ступни были покрыты слоем тщательно отполированной слоновой кости, глаза из драгоценных камней размером с кулак, а плащ и сандали из золота. Разумеется, целиком доставить такую огромную статую из мастерской в расположенный поблизости храм было практически невозможно. Поэтому Фидий, вероятно, разобрал готовую фигуру на мелкие составные части. Их перенесли в целлу и там собрали из них величественную статую Зевса.
По древнегреческому преданию отец Зевса Крон жил на вершине одного из священных холмов Олимпии. Однажды оракул предсказал ему, что он будет, свергнут собственным сыном. Поэтому Крон проглатывал своих детей, как только они рождались. Когда же родился 6 ребёнок, жена Крона Рея прибегла к хитрости: вместо новорожденного, она завернула в пелёнку камень, который Крон в слепой ярости проглотил, не заметив подмены. Зевс рос в укромном месте. Его вскормили молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы приносили мёд маленькому Зевсу. У входа в пещеру, где Рея прятала своего сына от жестокого отца, юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон.
Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Ужасна и упорна была эта борьба, но Зевс одержал победу и низверг отца в преисподнюю – в тартар, как называли греки адскую бездну в глубинах земли. После этого Зевс стал единовластным хозяином Олимпа, отцом богов и людей и божеством погоды, повелевающим громом и посылающим на землю дождь. В честь своей победы он учредил Олимпийские игры.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и закон. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – все в его руках.2 больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В 1 сосуде дары добра, в другом – зла. Черпает из них Зевс добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда всё небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымятся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском. Взмахнет он своей десницей, удар грома раскатится по небу, сверкнёт пламенная молния, и потрясётся великий Олимп. Так царит на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всём мире. Непобедим великий громовержец, нестрашны ему никакие враги.
Сейчас изображение Зевса можно увидеть только на античных греческих монетах.
Зевс изображён на них восседающим, на великолепном троне с подлокотниками и высокой спинкой, вырезанном из кедрового дерева. Лицо бога, его руки и полуобнаженное атлетическое тело мастер сделал из слоновой кости. В левой руке он держит символ своей власти – скипетр из разных металлов, увенчанный орлом, священным посланцем Зевса. На его правой открытой ладони стоит крылатая богиня победы Ника из золота и слоновой кости. Голову Зевса венчает венок из ветви оливы, которым награждались победители Олимпийских игр. Плащ – гиматий и обувь его из золота. На гиматии изображены животные, лилии и другие цветы. Трон расцвечен золотом, драгоценными камнями, слоновой костью и черным деревом. Кроме того, на нем живописные изображения и ряд статуй по 4 Ники у каждой ножки трона и сфинксы. На стержнях, связывающих ножки трона, изображения атлетов, сражающихся с амазонками, спутников Геракла и множество других сцен. Пьедестал статуи покрыт золотыми изображениями богов. Ноги отца богов покоятся на специальной скамеечке, которую поддерживают 2 льва. Надпись на ней гласит: «Фидий, сын Хармида из Афин, создал меня». Эта скамеечка украшена скульптурами. Ограда трона была расписана братом Фидия Панайном, пол перед статуей был из черного мрамора. В сидячем положении эта статуя с пьедесталом = 14 м.
Сидящий на троне Зевс едва не касался головой перекрытия храма, но, несомненно, Фидий сознательно избрал такое соотношение размеров фигуры и храма для того, чтобы усилить значительность изображения и производимое им впечатление.
Греческий писатель 2 века говорит: «Снаружи Зевс, блистающий золотом и слоновой костью, а изнутри его – рычаги, железные полосы, угольники, гвозди, которые пронизывают всю машину из конца в конец».
В храме статую Зевса можно было видеть, не только войдя в наос, но также поднявшись на хоры, расположенные вдоль длинных стен святилища.
Выполнение статуи требовало большого искусства: надо было учесть положение зрителей, стоявших снизу, чтобы благодаря перспективе, сокращение объёма более удалённой верхней части не получилось искажение пропорций.
По преданию, окончив своё творение, Фидий открыл двери мастерской для всех желающих, а сам спрятался в углу. Он внимательно выслушал все замечания и переделал некоторые детали статуи, полагая, что многие зрители могут вернее оценить его произведение, чем 1 человек, даже если он гениальный скульптор.
Другая легенда повествует, что после установки статуи в храме, оставшись наедине с ней, Фидий обратился к самому Зевсу с вопросом доволен ли он. Последовал удар грома, и мраморный пол храма расколола молния. Это означало, что бог – громовержец выразил своё одобрение работе скульптора.
Эта статуя, выполненная Фидием, создавала принципиально новый образ Зевса. До этого греческие боги отличались от людей своей безграничной властью и бессмертием. В остальном же они очень на них походили: были мстительны и тщеславны, как люди, жестоки и коварны, как они, и даже Зевс не гнушался прибегать к всяким козням и лукавству, чтобы добиться любви и расположения женщин.
Гомер описывал Зевса так:
Кончил и черногустыми бровями
Повёл Громовержец
Благоуханные кудри волос
Потряслись на бессмертном
Бога челе, содрогнулись кругом
Все вершины Олимпа.
Можно подумать, что Зевс изображён очень грозным, но в описании самой статуи подчёркивается выражение в ней величественного спокойствия и бесконечной благости.
Совершенно иначе выглядел Зевс Олимпийский: это был старый, умудрённый опытом человек с добрыми чертами лица, бог, внушающий не ужас, а доверие, энергичный и одновременно любящий отец – словом, такой бог, которому лишь 450 лет спустя стали поклоняться христиане. Вполне понятно, что такой Зевс обладал особой притягательностью для простых смертных.
Фидий сумел придать облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Греки считали несчастным того человека, который никогда не видел Зевса Олимпийского.
Оратор 1 века Дион Фризостом пишет о статуе Зевса: «Из всех находящихся на земле статуй, это самая прекрасная и самая угодная богам… Зевс миролюбивый, необычайно кроткий… безмятежный… величавый, дающий всем жизнь и всякие блага, общий отец спаситель и страж всех людей. Мне кажется, что всякий человек, совершенно павший духом, перенёсший величайшие несчастья в жизни, если бы встал перед этим произведением… позабыл бы всё, что может быть в жизни человеческой ужасного и тяжёлого».
Есть утверждения, что красота исполненного Фидием Зевса Олимпийского, так же нечто прибавляло к общепринятой религии, до такой степени величие этого произведения равно божеству.
Из всего Олимпийского комплекса до наших дней уцелело только основание храма и некоторые скульптуры с фронтона. О местонахождении статуи можно строить лишь догадки. Достоверно известно, что во 2 веке она сильно пострадала от землетрясения. В 475 г её перевезли в Константинополь. А в 5 веке фанатичное христианское духовенство уничтожило статую Зевса, как языческий памятник. И сейчас только литературные источники и изображения на монетах помогают представить облик Зевса.
Обостряющаяся вокруг Перикла борьба партий оказывает влияние и на судьбу Фидия. Его обвинили в присвоении части золота. В этом он оправдался, так как сделал по совету Перикла золотую одежду Афины съемной и таким образом её вес могли проверить.
Но сама слава творений Фидия возбуждала против него зависть, и его обвинили в нечестности, так как на щите богини он изобразил себя и Перикла.
Фидий себя изобразил в облике легендарного скульптора Дедала, замахивающегося копьём, причём поднятая рука заслоняет его лицо, как будто бы он хотел скрыть сходство, но оно всё же видно с обеих сторон. А своего друга Перикла – в виде героя Тесея, старика с лысой головой, поднявшего над головой камень.
За это он был заключён в тюрьму и в431 году умер там то ли от болезни, то ли от яда.
Творчество Фидия – вершина греческой классики. В своих работах он использовал эффект применения золота различных оттенков, а также инкрустацию камнями и чёрным деревом. Известно также мастерство Фидия в мелких ювелирных работах, чеканке, резьбе – кузнечик, пчела, муха. Они сделаны из бронзы, но кажутся живыми.
В его статуях звучит мысль о величии человека – гражданина, в котором физическая красота и нравственная доброта слиты воедино. Его произведения привлекают эпической силой, жизнеутверждающим гуманизмом, сознанием высокой этической ценности человеческой личности и верой в её безграничные способности.
Хотя сюжетами произведений Фидия служили боги, по существу это было изображением человека в его идеале, человека «каким он должен быть».
Глядя на произведения Фидия, невольно вспоминаешь строки из стихов А.С. Пушкина
« Служенье муз не терпит суеты
Прекрасное должно быть величаво».
В британском музее хранится уникальная коллекция греческих скульптур, которые некогда украшали Парфенон в Афинском Акрополе.
Фидий вместе с небольшой группой своих помощников – скульпторов работал в течение 15 лет над этими произведениями.
Эта коллекция считается одним из самых ценных созданий греческой классической скульптуры. Но она находится в довольно запущенном состоянии, части тела и головы многих скульптур отсутствуют, некоторые скульптуры и фризы пострадали от непогоды.
История появления этих скульптур в британском музее носит скандальный характер. Это типичный пример колониального грабежа. Пользуясь правом богатого и сильного, Англия фактически отняла у греческого народа принадлежащие ему по праву культурные ценности, наследие его великого прошлого.
В 1799 г некий лорд Эльгин был назначен британским послом в Константинополе. Греция в то время была обнищавшая провинция турецкой империи; Акрополь представлял собой руины. Великолепные скульптуры валялись на земле, и турецкие солдаты отбивали от них куски на продажу туристам.
Лорд Эльгин решил на этом поживиться. Его агенты за соответствующую мзду получили возможность ограбить Парфенон. Они сняли с пьедесталов статуи, разрыли окрестные холмы, где были спрятаны некоторые античные сокровища искусства. За 3 года были подготовлены к вывозу из Греции половина фриза, 15 фигур и половина всех статуй, украшавших стены и фронтоны. В общей сложности все эти статуи весели 100 тонн.
Греческий народ всеми силами протестовал против похищения своих реликвий. Люди Эльгина вынуждены были вывозить под вооруженной охраной, а греческие носильщики то и дело бросали груз, уверяя, что статуи «кричат и плачут, так как не хотят уезжать».
Только в 1809 году в Лондон была доставлена вся коллекция. Парламент принял решение об ассигновании денег на покупку у Эльгина афинских статуй. И член парламента Хью Хаммерсли требовал дополнить решение обещанием, что коллекция будет считаться «под опекой» Англии, пока Греция не станет независимой. А затем сокровища будут возвращены в Афины. С тех пор периодически, и в Греции и в Англии подымается компания за возвращение коллекции Эльгина в Грецию.
Летом 1961 г. спор о судьбе скульптур Фидия опять возобновился. Афинская академия, университет, политехнический институт и археологическое общество совместно выразили «горячее желание», чтобы скульптуры были возвращены в Грецию. Противники возвращения скульптур в Афины говорят: «если возвращать грекам, увезенные из Афин статуи, тогда надо вернуть египетские сокровища – Египту, китайские – Китаю и т.д. А что тогда будет с британскими музеями?».
[SIZE=3][SIZE=3][COLOR=royalblue][FONT=courier new]