Эмиль Галле (4 мая 1846, Нанси — 23 сентября 1904, Нанси) — выдающийся французский художник стиля ар-нуво (фр. art nouveau), реформатор художественного стеклоделия, живописец, рисовальщик, керамист, проектировщик мебели и мастер оформления интерьера, ботаник и садовод, поэт-символист и теоретик искусства
Ваза с лилиями
Эмиль Галле , французский художник из Нанси, получил широкую известность сразу после проходившей в Париже Всемирной выставки 1889 года. Успех его сосудов из многослойного стекла с тончайшими цветовыми переходами, достигавшимися резьбой или химическим травлением верхних слоёв на различную глубину, был поистине триумфальным.
Стекло для художника эпохи модерна было, пожалуй, самым подходящим материалом, чтобы выразить характерные особенности этого стиля. Оно давало все пластические возможности, с помощью которых выявлялись типичные для стиля плавность и тягучесть.
Одним из прославленных мастеров стеклоделия того периода стал французский художник Эмиль Галле. Хотя он и работал главным художником в школе Нанси, которая производила и мебель, и керамику, и изделия из металла, мировую славу ему принесло именно стекло. В каждом своем изделии Галле добивался неповторимого эффекта и особенной манеры, которые отличали его работы из многообразного ряда ваз и светильников, появлявшихся в то время. На примере одной вазы я попробую рассмотреть характерные особенности творчества Эмиля Галле.
Известно, что супруга императора Николая II Александра Федоровна однажды заказала для своих покоев стол, который должен был гармонировать с одной-единственной вазой, особенной вазой - из многослойного стекла, с изображением клематиса. Эту вазу создал загадочный художник и изобретатель, родившийся и работавший во французском городке Нанси – Эмиль Галле.
Девятнадцатый век в европейском искусстве был безумным смешением романтизма, античности и исторических стилей. Новорожденное индустриальное производство выпускало на рынок товары, доступные по цене для представителей среднего класса, но вопиюще уродливые. Художники того времени были увлечены поисками новых образов, новых источников вдохновения, обращаясь то к образам древности, то к искусству экзотических стран. Они стремились уйти от академической живописи и скульптуры и принести красоту в дома своих сограждан, создавая эстетичные предметы быта. Так зарождался стиль модерн.
«Ваза с васильками» была изготовлена в 1879 году, поэтому ее можно отнести к ранним работам мастера, так как его дебют произошел годом ранее на всемирной выставке в Париже. Он покорил жюри своими изделиями и с тех пор стал одним из крупнейших художников в области стекла. Особенностью этого периода является то, что Галле еще использует прозрачность стекла как средство выразительности.
Позже он будет увлечен цветным и «опаловым» (просвечивающимся) стеклом, и категория прозрачности почти уйдет из его творчества. На примере «Вазы с васильками», можно увидеть, что стекло все же не полностью прозрачно; оно покрыто небольшими полупрозрачными вкраплениями разных форм нежно голубого цвета.
Эти участки сделаны Галле в технике, получившей название clair-de-lune («лунный свет»). Художник сам выступил в качестве изобретателя этого приема. Он заключался в постепенном введении в состав стекла оксидов кобальта, из-за чего материал мог приобрести оттенок от светло-голубого до фиолетово-красного в зависимости от количества введенного вещества. Этой техникой Галле пользовался на протяжении всей своей жизни.
Ваза имеет достаточно простую форму: овальное тулово без ножки, сужающееся около горлышка, которое имеет форму распахнутого венчика. Она представляет собой единожды выдутый и сформированный посредством деревянных брусков объем; таким образом, ваза изготовлена гутным способом. В отличие от простоты формы декор имеет довольно сложную композицию.
Структура стекла имеет не однотонный прозрачный цвет, а испещрена вкраплениями светло-голубого цвета в технике clair-de-lune. Скорее всего, этот декор изготавливался гутным способом, когда Галле, поворачивая «баночку» на трубке, прикасался в этих местах другим кобальтосодержащим стеклом, отчего на будущей вазе получались пятнышки, похожие на чернильные разводы. Художник отличался любовью к разнообразным техникам, применяемым в своих изделиях, и поэтому сказать точно, какой из них он пользовался при создании того или иного предмета, довольно сложно.
Помимо гутного декора в вазе применена и эмалевая роспись. На сосуде изображены две веточки васильков, которые находятся на его противоположных стенках. Этот мотив выбран Галле не случайно. Именно василек был любимым цветком французской королевы Марии Антуанетты, которая ввела моду на изготовление фарфора с его изображением. Поэтому у зрителя василек стал прочно ассоциироваться как один из типичных французских орнаментов.
На вазе изображены стилизованные цветки в трех фазах цветения: бутоны, только-только распустившиеся, и уже цветущие во всем великолепии. Не зря наиболее раскрывшийся цветок располагается посередине и является композиционным центром росписи. Надо заметить, что композиция асимметрична, хотя и поддерживает некий намек на порядок, путем уравновешивания цветовых пятен по диагонали.
Несмотря на то, что васильки стилизованы, в росписи проявляется натурализм, который подчеркнут извивающимися стеблями и листьями. Они становятся как бы связующими звеньями между крупными и яркими объемами цветков. Фон, покрытый голубыми пятнами, создает иллюзию вибрирующего воздуха и легкой невесомости, в которой находится василек. Даже форма венчика вазы вторит этому мотиву изображения цветка.
Эмиль Галле - ваза с васильками (деталь), 1879
Несомненно, что излюбленным мотивом у Галле был цветочный, не зря он когда-то занимался ботаникой. Именно этот фактор сыграл одну из главных ролей в создании художником цветочных сосудов. «Ваза с васильками» подтверждает мастерство Эмиля Галле, как одного из ведущих художников ар-нуво.
==================
Отец Эмиля Галле был успешным предпринимателем – держал стекольную мастерскую. С самого детства было понятно, что Эмиль продолжит семейное дело. Отец отправил его учиться стекольному делу в Веймар, а Эмиль увлекся философией, минералогией, химией и, конечно же, искусством.
Галле родился в Нанси(Лотарингия) 4 мая 1846 года. Был сыном Ш. Галле-Рейнемера (фр.), видного предпринимателя, производившего художественное стекло и керамику. Занимался рисованием и стеклоделием, а также ботаникой, минералогией и философией в училищах Веймара (1862—1866), работал на предприятии отца в Сен-Клемане близ Нанси (с 1865 года и после 1867-го) и стекольной фабрике в Мейзентале (Эльзас; 1866—1867).
Но у Эмиля не было времени для долгих изысканий. Ему было двадцать восемь лет, когда отец умер, и управление мастерской полностью перешло в его руки.
Мастерская приносила стабильный доход, жизнь шла своим чередом. Налаженные технологии производства позволяли обеспечить все слои населения качественным стеклом и керамикой. Однако Галле не давала покоя одна мысль.
С юных лет он глубоко интересовался ботаникой. Ему доставляло истинное удовольствие рассматривать лепестки и прожилки, изучать тонкие побеги и ветви. Разнообразие форм растительного мира поражало его, а изменчивость – завораживала. Больше всего он любил лилии, орхидеи и клематисы – изысканные, декадентские. Он долгие годы зарисовывал листья и бутоны прежде, чем понял, как совместить цветок и стекло.
Стекольная галерея Эмиля Галле
После смерти отца в 1874 году возглавил семейное дело и завёл собственную мастерскую. Испытал влияние исламского, китайского и японского декоративного искусства. В 1875 году женился на Генриетте Гримм. Его карьера началась после того, как его работа получила похвалу на Парижской выставке 1878 года.
Его энциклопедический ум вбирал в себя всю доступную информацию. Каждый прочитанный стих, каждый увиденный образ западал ему в душу и оставался там навсегда. Это во многом определило тот сложный творческий символизм, который был характерен для него как художника.
Галле написал книгу об искусстве под названием «Écrits pour l’art 1884—1889» («Писания об искусстве 1884—1889»), которая была опубликована посмертно в 1908 году.
В 1901 году вместе с Виктором Пруве, Луи Мажорелем, Энтони Домом и Эженом Валленом основал в Нанси "Местное объединение промышленных искусств", в дальнейшем известное как Школа Нанси.
=====================
Начиная с дебюта на Всемирной выставке в Париже 1878 года Эмиль Галле завоевал авторитет умением соединять разнообразные технические инновации с образным мышлением искусства символизма. Галле успешно применял свои технические и естественнонаучные познания в художественном творчестве, что отвечало главному девизу искусства периода модерна: "Назад к природе". Эмиль Галле сумел создать оригинальный "флоральный стиль" декорирования изделий из стекла, который и был впоследствии назван его именем: "стиль галле", или "стекло галле"
Стекло - твердо, но податливо, его прозрачность позволяет создавать сложные цветовые и фактурные эффекты. Этот материал как нельзя лучше подходил для того, чтобы сохранить быстротечную красоту мира флоры.
Так мастерская Галле получила свой новый девиз: «Наши корни лежат на пороге лесов, во мху у края пруда».
В окружающем мире нет геометрического совершенства, идеальной гладкости, симметрии и ясности цвета – так почему бы стеклу не отражать реальную, несовершенную красоту?
Он стремился к «случайности», живости создаваемого стекла. Из окрашенных фрагментов собиралась единая картина, а затем под воздействием высоких температур цветные кусочки перетекали друг в друга и получалось нечто живое, будто дышащее.
Так Галле начал использовать в стеклоделии не только образы природы, но и технологические приемы, основанные на усилении тех свойств стекла, которые раньше приводили к дефектам. Он вводил в фактуру фольгу, воздух, создавал нарочитые трещинки, стремясь добиться новых художественных эффектов. Количество добавок и смесей для отдельного изделия могло достигать сотни – фольга, пигменты, кислоты…
Галле был первым из художников, кто раскрыл возможности техники химической обработки (травления слабым раствором плавиковой и соляной кислот) многослойного цветного стекла. Он применял эту технику с помощью кисти и кислоты, свободным мазком, как в акварели, снимая один слой стекла за другим, лишь частично используя крытьё мастикой. Галле в точности передавал все особенности "анатомии" растений, но при этом "натуральный рисунок" цветов и растений преображался настолько, что однажды О. Уайльд заметил: "В вазы Галле нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими"
Галле использовал "лунное стекло" (с добавлением оксида свинца), пескоструйную обработку и частичное шлифования верхних слоёв "нацвета". Галле использовал придуманную им самим технику прозрачной эмалевой росписи «лунный свет» (clair-de-lune): подкраскe оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок. Такие изделия художник продемонстрировал на Всемирной выставке 1878 года. Галле сочетал травление и пескоструйную обработку с гравировкой и шлифованием стекла, что придавало стеклу образ, напоминающий камеи из прозрачного камня
Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в толщу стекла золотую и серебряную фольгу, асбестовые волокна, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки (техника краклэ), Галле получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри», добиваясь впечатления "естественности натурального камня". Натуральные мотивы преображались у него в зримую поэзию цветов, лугов, лесов и гор. Так родилась серия ваз "Геология".
В поздних произведениях Галле усиливалась стилизация, стали заметными китайские и японские мотивы. С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов.
В 1883 году Галле открыл в Нанси мебельную мастерскую и возродил почти забытую к тому времени технику деревянного набора — маркетри. Он использовал фигурную резьбу и вставки из экзотических пород дерева, перламутра и полудрагоценных камней. Любил вводить поэтические цитаты, получая в итоге «говорящую мебель» (meubles parlantes).
В 1884 году Галле решил отдать дань современным поэтам и выпустил серию «говорящих ваз» с цитатами из Ф.Вийона, Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена.
Галле быстро завоевал признание. После четырех лет экспериментов на парижской выставке в 1878-м году его работы получили Гран-при, а сам художник – орден Почётного Легиона.
Вазы Галле были доступны не только богачам, но и представителям среднего класса – производство разделялось на три линии, каждая из которых соответствовала тому или иному классу потребителей. Самые роскошные предметы Галле создавал собственноручно.
Его вазы были наполнены тонким символизмом, каждый цветок обозначал нечто большее, чем просто растение. Одни цветы превращаются в другие, бабочки и стрекозы кружат возле них, цвета перетекают друг в друга и растворяются… Мир стекла Галле – это мир природы, увиденный глазами художника и философа.
Оскар Уайльд был поклонником его творчества и отдавал дань тонкому эстетизму Галле, но говорил, что в его вазы «нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими».
Однако Галле не был отстраненным ученым-эстетом, увлеченным лишь своим творчеством. Галле был настоящим гуманистом, отзывчивым, неравнодушным и деятельным человеком. Он участвовал в организации вечерних школ для рабочего класса, был казначеем отделения Нанси во французской Лиге прав человека.
Он поставил под удар свою карьеру, выступив с защитой Альфреда Дрейфуса (военного еврейского происхождения, ложно обвиняемого в шпионаже в пользу Германской империи на почве антисемитских настроений в обществе). Галле публично защищал евреев и ирландских католиков, оказывал поддержку Уильяму О'Брайену – одному из лидеров восстания ирландцев против власти Великобритании.
Эмиль Галле писал стихи и был связан с группой французских поэтов-символистов. В 1900 году опубликовал "Рассказы об искусстве", в которой изложил свою теорию символизма в декоративном искусстве. Галле был убеждён, что если для подготовки живописца-академиста необходимо изучать пластическую анатомию и перспективу, то мастеру декоративного искусства надо знать ботанику и геологию. Над входом в помещение Школы Нанси он написал: "Наши корни в глубине лесов, на берегах ручьёв, в болотных травах" . В ином переводе: «Наши корни в лесу, среди мхов, вокруг источников»
Он умер в возрасте пятидесяти восьми лет, успев совершить еще одно большое и важное дело – основать школу искусств в родном городе Нанси. Многие его работы хранятся именно там – как память о великом ученом, художнике и человеке Эмиле Галле.
После смерти художника на фабрике в Нанси продолжали выпускать изделия в "стиле галле". По рисункам Галле работали Э.-В. Пруве, возглавивший его фабрику, и Д. Кристиан. Многие работы Галле хранятся в Музее школы Нанси. В период модерна вазы Галле были необычайно популярны в разных странах. Их обтекаемые формы, плавно изогнутые линии ("линии Обриста") и переливы цвета удачно вписывались в интерьеры "нового стиля".
Ни один жилой интерьер в странах Западной Европы и в России на рубеже XIX—XX веков не обходился без "ваз галле". Их помещали на каминные и книжные полки, шкафы, специальные поставцы. Популярность изделий Галле в России была настолько велика, что не только на заводах в Гусь-Хрустальном и Дятьково, но даже на Императорском стеклянном заводе в Санкт-Петербурге выпускали "вазы галле" и без стеснения ставили на донцах фальшивую марку "Gallé". В технике "галле" делали также стеклянные корпуса и абажуры керосиновых, в том числе популярных "болотинских", и электрических ламп
Менее известна активная социальная деятельность Галле. Он был убеждённым гуманистом и участвовал в организации вечерних школ для рабочего класса (l ' Université populaire de Nancy). Галле был казначеем нансийского отделения Французской лиги прав человека, и в 1898 году, рискуя карьерой, одним из первых стал активно участвовать в защите Альфреда Дрейфуса. Галле также публично защищал румынских евреев и выступал в защиту ирландских католиков против Британии, поддерживая Уильяма О’Брайена, одного из лидеров ирландских националистов
https://style-epohi.ru/steklo-emilya-galle-vaza-s-vasilkami.html
Bloch-Dermant, Janine (1980). The Art of French Glass (1860-1914). The Vendome Press.
Fahr-Becker, Gabriele (2015). L'Art Nouveau (in French). H.F. Ullmann
Garner, Philippe (1976). Gallé (in French). Flammarion.
Thomas, Valerie (2009). Le Musée de l'École de Nancy (in French). Somogy
Sembach, Klaus-Jürgen (2013). L'Art Nouveau- L'Utopie de la Réconciliation (in French). Taschen.