• Авторизация


Без заголовка 26-01-2020 23:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Петербург: Автолитографии А. П. Остроумовой

Bo4kaMeda


01

Вступительная статья Александра Бенуа. [Пб.], Комитет популяризации художественных изданий, 1922. [10] с.: ил., 12 л. ил. Тираж 400 нум. экз. 33,4 x 42 см. Золотой фонд советской академической графики!

Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1922. Издание Комитета популяризации художественных изданий при Российской Академии истории материальной культуры.

С именем А. П. Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) связано возрождение художественной черно-белой и появление цветной гравюры на дереве в России. В альбом вошло 12 автолитографий, вступительная статья А. Бенуа.

"Петербургу особенно посчастливилось на литографии. Если бы все остальные изображения - в картинах, акварелях, гравюрах и фотографиях - погибли и остались бы одни литографические виды Петербурга, то и тогда можно было бы вполне судить о нем, и не только о красоте и значительности его памятников или об особенном характере его широких проспектов и каналов, но и о самой душе этого выросшего из болота, призрачного и монументального, "казенного" и поэтического города".
А. Бенуа.



02




03




04




05




06




07




08




09




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19





я21 (150x396, 63Kb) Остроумова-Лебедева, Анна Петровна (5 [17] мая 1871, Санкт-Петербург — 5 мая 1955, Ленинград) — российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа. А. Н. Бенуа: «… в гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре». Была дочерью крупного чиновника П.И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 году, выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева, впервые синтезировавшего в промышленном масштабе каучук). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры, и в Академии художеств (АХ), где занималась живописью в мастерской Репина. В 1898-1899 годах работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Уистлера) и гравюре. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 год: художница дебютировала со своими гравюрами на выставке "Мира искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе Общества поощрения художеств (ОПХ) и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. 1918—1922 — преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники 1934—1935 — преподавала в Академии художеств. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества - после долгого существования в качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Ее цветные и черно-белые гравюры - как станковые, объединенные в циклы ("Петербург", 1908-1910; "Павловск", 1922-1923, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) - до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые по многу раз и по разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть - в акварели. Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать с масляной краской, потому что ее запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923; "Портрет Андрея Белого", 1924; "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925, и др.). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". 1946 — народный художник РСФСР. 1949 — действительный член АХ СССР. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда». Жила всегда в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде.

Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться. Похоронена в Некрополе мастеров искусств.


raruss.ru
vk.com

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | елин - Элин | Лента друзей елин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»