Берковский Виктор Семенович (1932 - 2005)
Берковский родился на Украине, в городе Запорожье. Его отец, Семён Михайлович Берковский, работал на металлургическом заводе «Днепроспецсталь», а мать - Этель Викторовна Берковская служила на том же заводе врачом.
Родители хотели, чтобы ребенок занимался музыкой и даже купили ему скрипку. Но из этой затеи ничего не вышло, так как неусидчивый мальчик просто переломал все смычки.
В 1941 году отец Берковского ушел с завода на фронт, но провоевал недолго, вернувшись уже в 1942 году (демобилизация после тяжелого ранения обеих рук). После возвращения отца с фронта, семья уехала в эвакуацию в Сталинск (Новокузнецк), где Этель Викторовна продолжила работать врачом в госпитале для тяжелораненых. На лечение к матери приходили и многие артисты, как местные, так и находившиеся в городе в эвакуации. Они часто приносили контрамарки. Таким образом, мальчик просмотрел весь репертуар театров, и даже не по одному разу.
После окончания школы в 1950 году, Берковский уезжает в Москву, где поступает в Московский автомобильно-дорожный институт, но после первого курса переводится в Московский институт стали и сплавов. После окончания института он возвращается на родной «Днепроспецсталь» и работает там металлургом-прокатчиком, становится заместителем начальника технического отдела завода.
Профессор.
В 1962 году возвращается в Москву и поступает в аспирантуру МИСиСа, а в 1967 году защищает кандидатскую и остается работать в институте преподавателем. В 1970-1972 годах Виктор Семенович направляется преподавать на металлургический факультет Индийского технологического института (город Харагпур). Но и здесь его неуспокоенная душа не останавливается только на преподавании. Рассказывают, что на своем ГАЗ-69 он в одиночку не раз пересекал местные дикие джунгли.
В Индии.
Берковским опубликовано более 120 научных работ, под его руководством было защищено 14 кандидатских диссертаций. Он является одним из авторов учебника «Теория пластической деформации и обработка металлов давлением», и трехтомника «Калибровка сортовых станов заводов Главспецстали».Он удостоен звания «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Наряду со своей научной работой, второй областью приложения сил Берковского всегда была авторская песня. Он автор музыки более чем к 200 песням. К своему музыкальному творчеству он подходил так же серьезно и ответственно, как и к научной работе, тщательно доводя до совершенства каждую мелодию, каждую песню.
Берковский вместе с Сергеем Никитиным.
Кроме жанра авторской песни, Берковский писал музыку и к театральным постановкам, и к радиоспектаклям, кинофильмам. Он становится одним из организаторов и главной движущей силой проекта «Песни нашего века», в котором известные барды исполняют лучшие песни жанра авторской песни.
«Песни нашего века».
Когда Берковского спрашивали о том, когда появилась его тяга к музыке и поэзии, он рассказывал о 1950-х годах, которые были отмечены в стране повальным интересом к поэзии, По его собственным словам, эта любовь к хорошей поэзии уже не оставляла его никогда.
Берковский вместе со своим другом и неизменным напарником Дмитрием Богдановым.
Благодаря Берковскому, вторую жизнь получили стихи многих поэтов, которые иначе могли бы остаться незамеченными для многих и многих людей. «Гренада» Михаила Светлова, «Ну что с того, что я там был» Юрия Левитанского, «Песня шагом, шагом» Новеллы Матвеевой, «Контрабандисты» Эдуарда Багрицкого, «Сороковые роковые» Давида Самойлова и многие другие.
В жюри Грушинского фестиваля. Крайний справа, во втором ряду сверху- Юрий Визбор
(Дополнительные материалы о Берковском можно посмотреть на сайте http://vberkovsky.ru)
_________________________________________
"Июльский дождь"