Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). Отец — крупный чиновник при
императорском дворе. Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к
Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он лично познакомился с
С. Надсоном и вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи
в журналах. Окончил филологический факультет Петербургского
университета.
В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус,
ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих
творческих и религиозно-философских начинаний. Первая книга Д.
Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения.
(1883-1887)» — вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной
народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и
одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).
Вскоре
Д. Мережковскому удалось преодолеть инерцию унылой поэтики
восьмидесятников (несмотря на это, и в зрелые годы он всегда говорил о
Н. Михайловском и Г. Успенском как о своих учителях) и создать
собственную эстетическую систему, продуктивную для литературного
процесса конца XIX в.
В 1892 вышел поэтический сборник Д.
Мережковского «Символы. Песни и поэмы», давший название зарождавшемуся
течению — символизму. Тогда же Мережковский прочел публичную лекцию
(текст ее вышел вскоре отдельной брошюрой), где сделал попытку первого
теоретического обоснования символизма — «О причинах упадка и о новых
течениях современной русской литературы».
В истории русской
литературы эти события стали точкой отсчета, «днем рождения»
модернизма. С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение,
суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе
от общественного утилитаризма к «вечному и бессмертному». Вышедший в
1896 году сборник «Новые стихотворения. 1891-1895» продолжал
последовательно и методично развивать основные положения символистского
миропонимания: все явления истории и культуры осознаются как
трансформация единой мистической идеи.
После этого Мережковский
выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских
романов и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из русской
истории: пьеса «Павел I», романы «14 декабря», «Александр I»);
исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.
В
1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного — «Собрание
стихов. 1883-1910», куда отобрал те стихотворения, которым «придавал
значение». Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли резко
враждебно и с 1920 г. находились в эмиграции.
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...
Пускай мученья мне грозят,—
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят...
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал — и не знал;
Еще не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал, —
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — все. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури. Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда...
Пока живу — Тебе молюсь.
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть — благодарю!
С улыбкою бесстрастия
Ты жизнь благослови:
Не нужно нам для счастия
Ни славы, ни любви,
Но почки благовонные
Нужны, — и небеса,
И дымкой опушенные
Прозрачные леса.
И пусть все будет молодо,
И зыбь волны, порой,
Как трепетное золото,
Сверкает чешуей.
Как в детстве, все невиданным
Покажется тогда
И снова неожиданным —
И небо, и вода,
Над первыми цветочками
Жужжанье первых пчел,
И с клейкими листочками
Березы тонкий ствол.
С младенчества любезное,
Нам дорого — пойми —
Одно лишь бесполезное,
Забытое людьми.
Вся мудрость в том, чтоб радостно
Во славу Богу петь.
Равно да будет сладостно
И жить, и умереть.