Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: улучшается звуковое оформление слов, пополняется словарный запас, более развернутыми становятся фразы. Однако, не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития. Наиболее типичными ошибками в этом возрасте являются пропуск или замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, например: апипед, вместо велосипед.
В этом возрасте у малышей появляется особый интерес к словам. Малыши стараются выяснить значение слов, их происхождение, например: почему трамвай называется трамваем. Дети создают свои слова, т.е. занимаются словотворчеством. Например: говорят копатки, вместо лопатки. Дети все чаще обращают внимание на звуковое оформление слов. Нередко, это выражается в том, что малыши пытаются исправлять плохо говорящих сверстников, предлагают им свой, хотя и не всегда верный, образец произношения слова. Предлагаемые ниже игры и упражнения учат детей внимательно слушать речь окружающих, понимать ее, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произнесения. Развивают у детей слуховое внимание и слуховое восприятие.
Да или нет
Наглядный материал: Игрушка мишка
Взрослый держит мишку, показывает и называет основные части его тела: голову, лапы, уши, нос, глаза. Затем он просит ребенка показать, где у мишки нос, глаза, уши и т.д. После этого взрослый предлагает ребенку отвечать словами: да, нет, на такие вопросы: «Есть у мишки нос? Есть у мишки глазки?», и т.д.
Аналогично можно проводить эту игру, используя другие игрушки, например, машину.
Угадай, что звучит
Наглядный материал: игрушки – барабан, колокольчик, молоточек, ширма.
Взрослый показывает ребенку игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит название предметов, взрослый предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком, еще раз называет игрушки. Затем, он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?»,- спрашивает он ребенка. Малыш отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д.
Нужно следить, чтобы ребенок точно называл звучащий предмет.
Выполни задание
Наглядный материал: кукла, заяц, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина.
Взрослый раскладывает на столе, а также на видных местах в комнате игрушки и предлагает ребенку выполнить определенные действия. Вот примерные задания:
«Подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать в кроватку. Посади мишку в машину и отвези его в игровой уголок. Посади куклу на стульчик. Принеси мяч и положи его на стол. Надень зайке шапку и рубашечку.
Нужно следить, чтобы ребенок правильно выполнял все задания.
Назови животных и скажи, кто как кричит
Наглядный материал: коробка, игрушечные животные и птицы, собака, лошадь, гусь и др.
Взрослый вынимает из коробки одну из игрушек и спрашивает, кто это. После того, как ребенок назовет животное, он просит показать, как оно кричит. Так малыш должен узнать собаку и «полаять», лошадку «и-го, го», лягушку «ква-ква»,
Гуся «га-га-га», кукушку «ку-ку»
Взрослый следит, чтобы ребенок правильно называл животных, внятно произносил все звуки в звукоподражаниях.
Угадай, кто, что это
Наглядный материал: игрушки коза, овечка, мышка, машина.
Сначала взрослый показывает малышу козу, овечку, и напоминает, как они кричат. Коза – мее, овечка – беее. Затем он предлагает угадать на слух, кто кричит, и произносит: «Меее» Ребенок отвечает: коза. Взрослый показывает козу. «А это кто?»,- спрашивает он и произносит: «Беее». Ребенок отвечает: овечка. Взрослый показывает овечку. После этого взрослый показывает машину и мышку и напоминает, какие звуки издает машина: биии. Как пищит мышка: пиии. После повторения ребенок определял на слух, гудит ли машина, или пищит мышка. Взрослый следит, чтобы ребенок различал на слух указанные звукосочетания, правильно их произносил и соотносил с соответствующей игрушкой.