АНГЛИЙСКАЯ ХУДОЖНИЦА ЭЛЕАНОР ФОРТЕСКЬЮ-БРИКДЕЙЛ / ELEANOR FORTESCUE-BRICKDALE (1871-1945), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ I04-06-2025 23:10к комментариям - к полной версии
- понравилось!
АНГЛИЙСКАЯ ХУДОЖНИЦА ЭЛЕАНОР ФОРТЕСКЬЮ-БРИКДЕЙЛ / ELEANOR FORTESCUE-BRICKDALE (1871-1945), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ I
Джон Байам Листон Шоу и Элеанор Фортескью-Брикдейл в саду художника. Фотография 1911-1912 гг.
Элеонора Фортескью Брикдейл (1871-1945) - одна из крупнейших английских художников-иллюстраторов (также она обращалась к масляной живописи и акварелям) поздней викторианской эпохи, хотя ее работы и не так хорошо известны, как творчество ее современников-мужчин. Она испытала сильное влияние прерафаэлитов, но более поздние ее работы ближе к Арт Нуво. Элеонора Фортескью-Брикдейл начала учиться в Королевской академии в 1897 году, в возрасте 26 лет у Джона Байама Шоу, где получила приз за дизайн настенной росписи. Будучи разносторонне одарённой художницей, она работала маслом и акварелью, была иллюстратором, создавала витражи и стала первой женщиной-членом Королевского общества художников-маслянистов. На протяжении всей своей карьеры она регулярно выставлялась в Королевской академии и Королевском обществе акварелистов и продолжала традицию прерафаэлитов, адаптируя романтические и нравоучительные средневековые сюжеты, такие как следующие акварели.
Лондон викторианской эпохи 1837-1901 гг.
Элеанор Фортескью-Брикдейл (англ. Eleanor Fortescue-Brickdale) родилась в Верхнем Норвуде, на окраине Лондона, графство Суррей, в семье преуспевающего адвоката Мэтью Фортескью-Брикдейла и его супруги Сары. Она выросла в богатой семье, в которой было четверо слуг и гувернантка. Элеонора была младшей из пяти детей. Братья Чарльз, и Джон Фортескью-Брикдейл окончили Оксфордский университет, после чего Чарльз, как и его отец, стал юристом, а Джон выбрал карьеру врача. Из трёх дочерей Анна умерла в возрасте шести лет, оставив Элеанору и Кейт воплощать в жизнь планы их родителей по поиску «хороших» мужей. Однако, в отличие от своих братьев, они не смогли осуществить мечту своих родителей, так как ни одна из них не вышла замуж. Детство Элеанор прошло в Южном Лондоне. С 1889 года она училась в Школе искусств Кристалл-Палас (Crystal Palace School of Art), где обучалась у Герберта Боуна, а с 1897 по 1900 - в Королевской Академии искусств в Лондоне. Здесь она встретила Джона Байама Шоу, с которым ее связывала тесная дружба, вплоть до безвременной смерти последнего в 1919 году.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Сбор первоцветов, или Воспоминания о весне. 1890 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Заголовок статьи «Итальянские деспоты Кватроченто» в журнале
«Пэлл-Мэлл», 19 ноября 1894 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Дитя Правды или дитя Вымысла. До 1896 г. Бумага, акварель.
Дом-музей Лейтона, Лондон.
Эта картина была добавлена в Дом-музей Фредерика Лейтона (1830-1896) в конце его жизни с целью демонстрации работ круга его художников. Информация, сопровождающая картину, объясняет, что Брикдейл жил на Холланд-Парк-роуд примерно с 1902 по 1945 год. Аллегория, столь типичная для художника, изображает вымысел и правду как нечто восхитительное по-своему и связывает их гирляндой из ярких цветов. Херувим (или «Дитя») между ними держит их руки и, кажется, передаёт Вымыслу слева, чьё перо уже занесено, суть того, что он узнал от Правды. С обнажённым телом и яркими мерцающими крыльями этот маленький посредник, кажется, вобрал в себя черты обоих своих «родителей». Композиция яркая, игривая и в то же время немного задумчивая. Причудливый головной убор Вымысла с развевающимся пером, кажется, рассыпает звёзды в чернильном небе
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Весна. 1897 г. Бумага, гуашь. 25,1 x 51,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 1999 г.
Лот продан за GBP 5.175 фунтов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Свидетельство о регистрации земельного участка.
Бланк. 1898 г.
Первый прорыв Элеанор Брикдейл произошёл благодаря «братской помощи». Чарльз, её старший брат, работавший в лондонском Земельном кадастре, убедил её разработать бланк свидетельства о регистрации для недавно реорганизованного Земельного кадастра.
Джеймс Артур Гиббс. Деревня Котсуолд, или Сельская жизнь и занятия
в Глостершире. Издательство Echo Library, 1898 г.
В том же году ей снова помог брат Чарльз. Он женился на Мейбл Гиббс, чей брат Джеймс Гиббс был игроком в крикет-любитель, выступавшим за MCC, и писателем, который в том же году опубликовал книгу «Деревня Котсуолд, или Сельская жизнь и занятия в Глостершире» и попросил Элеонору проиллюстрировать её двадцатью зарисовками сельских пейзажей, сделанными пером и тушью. Позже её репутация ещё больше укрепилась, когда она сделала зарисовками пером и тушью иллюстрации к иллюстрированной версии романа Вальтера Скотта «Айвенго». Вскоре её репутация талантливого иллюстратора укрепилась, и её работы пользовались большим спросом в таких популярных журналах, как «Сельская жизнь» и «Дамское поле». Её «аудиторией» были богатые землевладельцы, некоторые из которых стали её покровителями и часто заказывали ей портреты своих семей и величественных домов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Книги дня. Из журнала «Сельская жизнь». 22 января 1898 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Кавалерийский...Моут-халл. Из журнала «Сельская жизнь». 7 января 1899 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Голова девочки эпохи Тюдоров. 1898 г.
Холст, масло. Местоположение неизвестно.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Цветочная ограда деревенского сада. Для книги «Деревня Котсуолд»,
написанной зятем брата Чарльза. 1899 г.
В начале своей художественной карьеры Элеанор занимается преимущественно книжной иллюстрацией, позднее - масляной живописью в стиле прерафаэлитов. Первая получившая признание критики картина художницы «Бледный цвет лица истинной любви» (The Pale Complexion of True Love, 1899). С 1896 года Брикдейл принимала участие в выставках Королевской Академии, где экспонировала свои картины, портреты и акварели. Выставки полотен Э. Фортескью-Брикдейл проводились в Королевской академии художеств в 1898-1908 годы. В 1900-x годах она трижды устраивала персональные выставки акварелей в галерее Доудисвелл, специализировавшейся на искусстве прерафаэлитов. С 1902 года она уже имела свою студию в Кенсингтоне, недалеко от мемориального Дома-музея Фредерика Лейтона.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Бледный цвет лица истинной любви» для комедии У. Шекспира
«Как вам это понравится». 1898-1899 гг. Холст, масло.71,4 x 91,8 см. Частное собрание.
В 1899 году Элеанор завершила свою первую крупную работу под названием «Бледный цвет истинной любви», которая была принята для участия в ежегодной выставке Королевской академии в том же году. Название работы взято из 3-го акта 4-й сцены пасторальной комедии Шекспира «Как вам это понравится», где пожилой пастух Сильвий Корин говорит о безответной любви к пастушке Фебе:
«…Если вы хотите увидеть по-настоящему разыгранное представление,
между бледным цветом лица истинной любви
и красным отсветом презрения и гордого высокомерия,
пройдите немного дальше, и я провожу вас,
если вы захотите это увидеть…»
Первое, что бросается в глаза на этой картине, - это роскошное красное платье дамы. Интересно, как художница использовала такой яркий спектр цветов. Многим людям казалось, что прерафаэлиты использовали яркие цвета безвкусно и без изящества. Другие считали, что именно эта яркость цветов усиливала их работы.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Подарок, который лучше жемчуга. 1899 г. Бумага, акварель, гуашь.
34 x 47 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Гости (Визитер). 1900 г. Бумага, акварель. 40 х 26,7 см.
Журнал «Студия», Лондон, июнь 1901 г. №23.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Время врача. 1900 г.
Картон, масло. 45,1 x 26,7 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Любовь и невзгоды (Ангел держит руку связанной фигуры).
1900 г. Картон, акварель, гуашь. 52,1 x 34,3 см. Частное собрание.
Эта работа с персональной выставки художницы 1901 года в галерее Даудесвел наглядно демонстрирует поразительное сочетание сильных и слабых сторон её творчества в то время. Хотя Фортескью-Брикдейл было уже 27 лет, когда она получила этот заказ, и она уже несколько лет работала и выставлялась, это была прекрасная возможность для неё заявить о себе широкой публике. Выставка на самом деле имела огромный успех, но «Любовь и невзгоды» иллюстрируют риски, на которые пошла художница, пытаясь создать коллекцию работ, которая несла бы её индивидуальный отпечаток, даже если бы она не принадлежала к признанной тенденции британского искусства конца века. А тенденцией был нео-прерафаэлитизм, и критики не замедлили упомянуть Милле, Россетти и Мэдокса Брауна в своей оценке работ Фортескью-Брикдейл (хотя более проницательный взгляд добавил бы к этому списку Берн-Джонса ), наряду с их современницей и близкой подругой Байама Шоу, которого уже считали современным прерафаэлитом.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Дуэнья (Богатая женщина эпохи Северного Возрождения).
1900 г. Бумага, акварель. Журнал «Студия», Лондон, июнь 1901 г. №23.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Ты для них - как очень приятная песня...». 1899-1901 гг.
Картина, дебютировавшая в 1901 году в галерее Даудесвелл, напоминает поэзию Роберта Браунинга своим флорентийским колоритом. Однако её корни уходят в Библию, а точнее, в книгу пророка Иезекииля (33:32), где говорится о людях, которые лишь формально интересуются словом Божьим. На картине изображены трое богато одетых людей, пришедших в церковь, но не слушающих проповедь монаха. Композиция подчёркивает нравоучительную мораль и включает элементы, ставшие основой творчества художницы: античную архитектуру и исторические костюмы. Она тщательно изучала архитектуру и костюмы разных эпох, создавая детализированные сцены. Богатство костюмов и позы фигур на переднем плане подчёркивают их комфорт и равнодушие к проповеди, делая её лишь фоном для личных мыслей.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Богатство. 1900 г. Бумага, акварель. 40,6 х 25,4 см.
Журнал «Студия», Лондон, июнь 1901 г. №23.
Творчество Брикдейл очень разнообразно и лишено какой-то единой темы и общего стиля. Ее картины, порой сентиментальные, порой символичные, объединяет то, что они были написаны под явным влиянием прерафаэлизма. Символико-аллегорический характер многих ее полотен, написанных на рубеже веков, позволяет говорить о влиянии живописи ранних прерафаэлитов, особенно Джона Эверетта Милле и Уильяма Холмана Ханта, с их тягой к сложным иносказательным сюжетам, которое особенно заметно в таких работах, как «Время и Бессмертие», «Похороны иллюзий», «Незваный гость», «Мудрые и неразумные девы», «Весна».
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Трагедия жизни. 1900 г.). Бумага, акварель. 35,6 x 42,5 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Юность и Леди. 1900 г. Холст, масло. Частное собрание.
Эта сложная композиция была представлена на первой персональной выставке Брикдейл в галерее Даудесвел в 1901 году и еще на второй выставке в 1902 году. Молодая женщина преследует фигуру, похожую на ангела, по всему пространству картины. Её длинные рыжие волосы и роскошное платье развеваются на ветру, когда она спешит, вытянув руку, чтобы задержать убегающего духа, смеющегося юношу с павлиньими крыльями, который уже почти скрылся в саду, где мы их видим. Ральф Пикок описывает Элеонору Брикдейл как мастера, воплощающего идеи в линии, форму и цвет, сравнивая её с импрессионистами.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Рыцарь и Купидон у дверей замка. 1900 г. Бумага, акварель. 32 x 40 см.
Частное собрание.
На её акварели «Рыцарь и Купидон у дверей замка» (1900) Купидон, бог любви, держит в руках ключи от замка. Рыцарь, на шлеме которого лавровый венок, символизирующий победу, должен убедить Купидона, что он достоин туда войти. Рядом с копьём рыцаря лежат корона, ещё один лавровый венок и спящий (или мёртвый) дракон.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Хитрый способ разбить сердце. 1900 г.
Бумага, акварель, гуашь. 37,5 x 25,4 см. Частное собрание.
Название происходит от маски XVI века «Купидон и Смерть» Джеймса Ширли, популярной в XIX веке и переизданной Джоном Мюрреем в 1833 году. В отрывке из «Ширли» мужчина на мосту, отвергнутый поклонник, в отчаянии, возможно, думает о самоубийстве, а гордая женщина с высоко поднятой головой и полуулыбкой быстро уходит, приподнимая юбку.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Сегодня для меня (Today for Me). 1901 г.
Бумага, акварель, гуашь. 51 x 35 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Весна, единственное время красивых колокольчиков.
Для комедии У. Шекспира «Как вам это понравится». 1901 г. Бумага, акварель.
40,6 x 27,3 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Несчитанные часы. 1901 г. Бумага, акварель.
41,2 x 27 см. Местоположение неизвестно.
Картина «Несчитанные часы» (1901) названа в честь стихотворения Кристины Россетти. Сюжет основан на средневековых балладах о любви и потере, с рыцарем, поддающимся соблазну сирены, похожей на Вивиану. Рыцарь должен спешить к возлюбленной, но прибывает слишком поздно. Работа известна только по черно-белой репродукции, но, судя по описаниям, была написана в осенних тонах с желтыми, коричневыми и лазурными костюмами. Художник увлекался узорами, что видно на одеяле рыцаря, его щите и занавесе из буковых листьев. Дикие грибы на переднем плане добавляют прерафаэлитскую детализацию.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Возможность. 1901 г. Бумага, акварель.
Частное собрание.
Работа была одним из 45 экспонатов на первой персональной выставке художника в галереях Даудсвелла в июне 1901 года и, вероятно, формировала первое впечатление посетителей. Она хорошо передает главные задачи художника того времени. Центральная фигура - молодая женщина в умоляющей позе с ребенком. Она поднимается по ступеням к открытой двери, где стоит невидимая фигура с руками на талии, вероятно, символизирующая Иисуса Христа. Зрители представляли, как он смотрит сверху вниз на просительницу.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Отцовский поцелуй. 1900 г.
Бумага, акварель. 42,5 x 25,8 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Волшебство Природы (Natural Magic). 1905 г.
Бумага, акварель, карандаш. 53,3 x 35,6 см. Частное собрание.
«Волшебство Природы» (1905) - одна из тех картин, в которых следование традиции ранних прерафаэлитов проявилось наиболее ярко и последовательно, несмотря на то, что к тому времени движение уже утратило свое былое влияние. Написанная на сюжет одноименной поэмы Роберта Браунинга, она вобрала в себя все самое лучшее, что внес в искусство прерафаэлизм: почти религиозное поклонение Природе, искреннее восхищение ее творениями и умение выразить это средствами искусства. Романтическая приподнятость полотна, легкий, несколько сентиментальный сюжет, а также великолепная техника исполнения обеспечили картине Брикдейл успех у публики. Перси Бэйтс в своей книге «Английские прерафаэлиты, их последователи и преемники» (1901) предсказывал художнице большое будущее, связывая завтрашний день прерафаэлизма с ее именем.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Обольщение богатством (The Deceitfulness of Riches). 1901 г.
Холст, масло. 85,1 x 109,9 см. Местонахождение неизвестно.
Это одна из самых красивых викторианских картин Элеанор Брикдейл. Ранняя работа художницы, демонстрирующая богатую детализацию и аллегоричность. Большинство её картин на литературные темы, вдохновлённые стихами, легендами и сказками. Картина вызвала споры при первой выставке. Принцесса окружена богатством, но заперта в ловушке, и «настоящий» мир остаётся скрытым. Художница была одной из самых уважаемых современниц и последователей прерафаэлитов за технику и яркие цвета. Критик описывал её работу так: «Цвет сияет, как живые драгоценности». Её часто сравнивали с ранними работами Милле.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Обольщение богатством (The Deceitfulness of Riches).
Фрагмент. 1901 г. Холст, масло. Местонахождение неизвестно.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Последний шанс. Бумага, акварель.
Журнал «Студия», 1901 г. № 22.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Просперо и Ариэль. 1901 г.
Коричневая бумага, цветные мелки, пастель. 80 x 50,5 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Леди Макбет. Иллюстрация к пьесе У. Шекспира.
1901 г. Центральная библиотека Бирмингема, Англия.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Нежное прикосновение (The Tender Touch).
1902 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Уродливая принцесса (The Ugly Princess).
Иллюстрация к поэме Чарльза Кингсли. 1902 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Любовь и ее подделки (Love and his Counterfeits). 1904 г.
Бумага, акварель, карандаш. 66 x 133,4 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2023 г.
Лот продан за $63.000 дол.
«Любовь и её подделки» кисти Брикдейл является частью чётко обозначенной прерафаэлитской традиции аллегорических изображений Любви с помощью процессий - вслед за такими работами, как «Маска Купидона» Эдварда Бёрн-Джонса и «Безделушки Любви» Бьяма Шоу, которые были выставлены в Королевской академии в 1897 году, и «Любовь-завоевательница», выставленная в 1899 году. Фортескью-Брикдейл создаёт образ юной девушки у дверей своего «замка сердца». Она наблюдает за процессией фигур, каждая из которых символизирует ложную форму любви. Сначала приходят Страх, Романтика, Амбиции, Положение и Жалость. Затем Искусство, Лесть с зеркалом и Благодарность, стремящиеся завоевать её сердце. В конце появляется Настоящая Любовь, пришедшая с пустыми руками. Картина была выставлена в галерее Даудсвел в 1905 году и до сих пор хранится в оригинальной ренессансной раме.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Они не трудятся и не прядут». 1903 г.
Бумага, акварель. 40,5 x 26,5 см. Галерея Маллетт, Лондон.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Сила, или Власть поэта (The Power of the Poet).
1903 г. Бумага, акварель, гуашь. 47,6 x 27,9 cм. Аукцион Sotheby's, Лондон, 1988 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Труд и разбитое сердце. 1904-1905 гг.
Бумага, акварель. 66 x 35,5 см. Бристольский музей и художественная галерея.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Но Мордред приложил ухо к двери и услышал -
Пришествие Артура». 1904 г. Картон, акварель, гуашь. 44 x 26 см. Частное собрание.
Настоящая акварель, возможно, была сделана в связи с двадцатью одной иллюстрацией, которую Брикдейл сделала для издания книги Альфреда Теннисона «Королевские идиллии», опубликованной в 1911 году и выставленной в галереях Лестера. Однако в опубликованный том она не вошла.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Шатлен (The Chatelaine). Единственная известная
скульптура художницы, которая экспонировалась на выставке в 1939 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Посмертный ребенок. 1904 г. Бумага, акварель, гуашь.
76 х 43 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
«Мы знаем, какая работа на выставке лучшая, но комитет по развеске этого не понимает, иначе они бы разместили её в центре. «Посмертный ребёнок» - самая выдающаяся работа. Это аллегорическая картина: красивая молодая женщина в трауре стоит в долине, ступая среди колючек и чертополоха, её фигура и драпировка образуют начало кривой, которая завершается радугой. К ней склоняется ангел с распростёртыми крыльями, а перед ним парит младенец с незабудками. Это настолько поэтичная картина, насколько мы когда-либо видели, и в ней живописный эффект и композиция столь же совершенны, как и патетический интерес картины. Её следовало бы повесить на почётном месте в центре торцевой стены, и в отношении высших целей искусства в комнате нет ничего, что могло бы с ней сравниться; но это произведение, которое не многие люди смогут по-настоящему понять» (The Builder, 16 апреля 1904 г.)
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Маленький паж. 1905 г.
Холст, масло. 90,8 x 57 см. Частное собрание.
Среди картин, написанных маслом, которые она выставила в 1905 году, есть «Маленький паж» (1905), на которой изображена сцена из шотландской баллады «Бёрд Хелен», в которой героиня, брошенная и беременная возлюбленная, отрезает себе волосы и маскирует свою беременность, чтобы преследовать своего возлюбленного.
Это изображение является одним из самых известных произведений Брикдейл, и в реальной жизни оно захватывает дух своей чёткостью и насыщенностью цвета. Вы почти чувствуете, как она перебирает пальцами свои волосы, переодеваясь в пажа, и видите её отчаянный взгляд, когда она спешит изменить свой облик.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Маленький паж. Фрагмент. 1905 г.
Холст, масло. 90,8 x 57 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Введение (The Introduction-huge). 1905 г.
Бумага, акварель, карандаш. Частное собрание.
В «Введении» (до 1905 года) старший из трёх гномов представляет младшему девушку
в романтическом средневековом наряде.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Время и Бессмертие (Time and Immortality).
1905 г. Бумага, акварель. 76,2 x 43,2 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мир любви. 1905 г.
Бумага, акварель, гуашь. 111,8 x 66 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Секрет. 1905 г. Картон, акварель, гуашь, карандаш.
36,8 x 21,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2019 г. Лот продан за GBP 13.750 фунтов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Прощание Ромео и Джульетты по драме У. Шекспира 1905 г. Холст, масло.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Любовные романсы. 1907 г. Картон, акварель, гуашь, карандаш. 46 x 63.8 см.
Аукцион Sotheby’s Нью-Йорк, 2020 г. Эстимейт $30.000 – 50.000 дол.
Впервые выставлено Королевское общество художников-акварелистов, Лондон, Летняя выставка, 1907 г. В личной переписке с бывшим владельцем «Любовных романсов» Элеанор Брикдейл описала эту сцену: «Я была бы очень рада дать вам более подробное объяснение этой картины, но я не знаю, как это сделать, потому что мне всегда так трудно писать, а объяснять особо нечего! Фигура, играющая на лире, олицетворяет романтику, дух его песни влияет на всех остальных людей, которые её слушают. Влюблённые, лежащие на траве, воин, преклонивший колени под своим знаменем, старик, который всё ещё чувствует, как розы касаются его лба, и маленький ребёнок, сидящий и мечтающий посреди волшебного кольца, - все они подхвачены и унесены одним и тем же великолепным духом. Вот что я пыталась выразить. Я не хотела, чтобы главная фигура олицетворяла Любовь, за исключением тех случаев, когда она касается влюблённых, которые смотрят на неё и слушают её. Она одна и та же, но предстаёт в разных образах перед разными группами людей. Пожалуйста, простите мою неуклюжую попытку объяснить необъяснимое!»
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Незваный гость. 1906 г. Подробности неизвестны.
«Незваный гость» Фортескью-Брикдейла (1906), вероятно, рассказывает о браках по расчёту,
которые заключались ради богатства и статуса, а не по любви.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мертвый июнь. 1908 г. Бумага, акварель. 27,3 x 41 см.
Королевское акварельное общество, Лондон.
Картина вдохновлена стихотворением Роберта Браунинга «Другой путь любви». На ней изображены золотые розы на фоне спящего или мёртвого купидона. Зелёный и жёлтый цвета насыщенные, под ними прячется розовый ангел. Стихотворение говорит о красоте, живущей в своём мире. В картине Брикдейла июнь мёртв и опадающие лепестки цветов символизируют безмятежную смерть купидона. Буйство красок контрастирует с названием, скрывающим смысл.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Разве она не чистое золото, моя госпожа».
Иллюстрация к «Песне» Роберта Браунинга. 1908 г. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Я больше ничего не делала, пока мое сердце было горячим».
1908 г. Бумага, акварель, гуашь, тушь. Эшмолеанский музей искусства и археологии,
Оксфордский университет.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Мои Розы, я собираю их на груди Бога».
Иллюстрация к поэме «Кольцо и книга» Роберта Браунинга. 1909 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Садовые фантазии: названия цветов». Иллюстрация к стихам
Роберта Браунинга». 1909 г.
Книга Хораса и Уолтера Райтов «Прекрасные цветы и как их выращивать» с иллюстрациями
Элеанор Брикдейл. 1909 г.
В том же 1909 году Элеонора сделала несколько изящных зарисовок цветов для книги Хораса и Уолтера Райтов «Прекрасные цветы и как их выращивать». Они демонстрируют совершенно иную грань её творчества: способность почти фотографически передавать изящество цветов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). 1. Настенные цветы. 2. Аконит. Из книги «Прекрасные цветы и как их выращивать». 1909 г.
Значительное место в творчестве Элеанор Брикдейл принадлежит графике: художница много и плодотворно работала как книжный иллюстратор. Самые первые работы были выполнены просто ручкой и чернилами, и лишь несколькими годами позже она стала использовать цвет. В этом виде искусства также проявилось пристрастие художницы к эстетике прерафаэлитов, которое заметно не только в интересе к мелким деталям, но и в выборе темы: предметом иллюстрирования Брикдейл стали древнеанглийские легенды в переложении Теннисона и Браунинга, которым прерафаэлиты отдали дань сполна. В 1905 году она сделала серию иллюстраций к «Поэмам» Теннисона, а в 1908 году выполнила ряд работ по пьесе Роберта Браунинга «Пиппа проходит».
«Пиппа проходит и мужчины & женщины». 10 иллюстраций Элеаноры Брикдейл к стихотворениям Роберта Браунинга. Издательство Chatto & Windus, Лондон, 1908 г. Обложка и титульный лист.
«Пиппа проходит мимо» - стихотворная драма Роберта Браунинга. Она была опубликована в 1841 году, как первый том его серии «Колокольчики и гранаты». Роберт Браунинг назвал своё произведение «первой из серии драматических пьес». Юная девушка, прядущая шёлк, бродит по окрестностям Азоло. Она поёт, побуждая людей поступать хорошо. Александра Орр описывала вдохновение Браунинга: он гулял в лесу и представил себе одинокого человека, оказывающего влияние на других, что привело к образу маленькой прядильщицы Пиппы.
«Наступила весна,
И день наступил;
Утро в семь;
Холм покрыт росой;
Жаворонок в полёте;
Улитка на шипе:
Бог на небесах -
Всё в мире хорошо!»
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Королева Екатерина. Иллюстрация
к стихотворениям Роберта Браунинга «Пиппа проходит». 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Молодая женщина в платье,
шляпе-двууголке и в одной туфле. Иллюстрация к стихотворениям
Роберта Браунинга «Пиппа проходит». 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Что такое голоса птиц, как не слова, наши слова?».
Иллюстрация к стихотворениям Роберта Браунинга «Пиппа проходит». 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Эвелин Хоуп. Иллюстрация к стихотворениям
Роберта Браунинга «Пиппа проходит». 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Любовь и пугало. Иллюстрация
к стихотворениям Роберта Браунинга «Пиппа проходит». 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Легкая женщина. Иллюстрация
к стихотворениям Роберта Браунинга «Пиппа проходит». 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Но кто может принять мечту за истину?».
Иллюстрация к стихотворениям Роберта Браунинга «Пиппа проходит». 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Последняя поездка вместе. Иллюстрация
к стихотворениям Роберта Браунинга «Пиппа проходит». 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Старинные картины во Флоренции.
Иллюстрация к стихотворениям Роберта Браунинга «Пиппа проходит». 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Другой путь любви (Another Way of Love), или Другая сторона любви.
Иллюстрация к стихотворениям Роберта Браунинга «Пиппа проходит». 1908 г.
В 1909 году Эрнест Браун, куратор Лестерской галереи, приобретает серию из 28 акварелей Элеонор, иллюстрировавшей поэму Альфреда Теннисона «Королевские идиллии» (Idylls of the King), над которой художница работала два года. Работы эти были выставлены в галерее в 1911 году. Наконец, в том же 1911 году в издательстве Ходдера и Стоутона вышла поэма Теннисона «Королевские идиллии», для которой художница выполнила 21 акварельную иллюстрацию (20 полосных иллюстраций в тексте и фронтиспис с портретом Ланселота). В следующем году 24 из них вошли в люкс-издание первых четырёх «Идиллий». В этих работах тема короля Артура и рыцарей Круглого стола увидела одно из самых убедительных воплощений в истории мировой графики.
Альфред Теннисон. Поэма «Королевские идиллии» с цветными иллюстрациями Элеанор Фортескью-Брикдейл. Издательство Hodder & Stoughton, Лондон – Нью-Йорк - Торонто, 1911 г. Обложка и титульный лист.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Ланселот. Иллюстрация к поэме
«Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Энид и Герайнт. Иллюстрация к поэме
«Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Энид. Иллюстрация к поэме
«Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Ржавый рыцарь. Иллюстрация к поэме
«Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Путешествие Энид и Герайнта.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Раненый Герайнт. Иллюстрация к поэме
«Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «После чего король тупо посмотрел на нее и прошел мимо».
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мерлин и Вивиана, Владычица Озера.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Жена восточного властелина.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мерлин. Иллюстрация к поэме
«Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Элейн шьет чехол для щита Ланселота.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Альфред Теннисон основывал свой пересказ в основном на эпопее «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори, но со многими дополнениями и несколькими адаптациями, ярким примером которых является «Судьба Гвиневры». У Мэлори ее приговаривают к сожжению на костре, но Ланселот спасает ее; в «Идиллиях» Гвиневра сбегает в монастырь, получает прощение от Артура, раскаивается и служит в монастыре до самой смерти. Теннисон изменил традиционное написание некоторых имён, чтобы они соответствовали размеру. «Идиллии» написаны белым стихом. Описания природы Теннисоном основаны на наблюдениях за окружающей его средой, которые он собирал на протяжении многих лет.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Элейн со щитом Ланселота.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Ланселот и Элейн. Иллюстрация к поэме
«Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мертвую Элейн несут на баржу.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Ланселот размышляет о смерти Элейн.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Энид, Гвиневра и Вивиана.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Ланселот и Гвиневра.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Перед приходом грешной королевы.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мерлин находит младенца Артура.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Гвиневра в золотые дни.
Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Говорят, что Гвиневра ушла в монастырь
после смерти короля Артура. Иллюстрация к поэме «Королевские идиллии»
А. Теннисона. 1911 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Концовка к поэме «Королевские идиллии» А. Теннисона. 1905 г.
Мистер Байам Шоу критикует работу ученицы на уроке по созданию костюмов. Фото 1910 г.
Имя Элеанор Фортескью-Брикдейл, как художницы, стало широко известно после выставки в Даудсвелле, и о ней и её работах писали многочисленные журналы и газеты. В 1905 году, несмотря на большое количество заказов на картины, которые она получала, она решила преподавать искусство и вместе со своими старыми друзьями-художниками Байамом Шоу и Рексом Викатом Коулом преподавала в художественной школе Королевского колледжа для женщин. К 1909 году эти трое считались ведущими преподавателями художественных курсов в колледже. Однако в следующем году Коул и Шоу разочаровались в преподавании в колледже и вместе с Элеонорой ушли оттуда. Они открыли собственную художественную школу, известную как Школа искусств Байама Шоу. Шоу и Коул были содиректорами, а Элеонора Фортескью-Брикдейл отвечала за секции акварели и композиции.
В 1902 году Б. Шоу выполнил пастелью портрет Элеанор в рост, на котором художница предстает красивой и эффектной женщиной.
ИСТОЧНИКИ
1. Прерафаэлиты Викторианский авангард. Каталог выставки прерафаэлитов из музеев Великобритании и США в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Науч. ред. Элисон Смит, Анна Познанская. Москва, 2013 г. – Стр. 175. 2. Перси Бейт. Прерафаэлиты. Пер. с англ. издания 1901 года Ю. Кулишенко. Москва, Издательство ЭКСМО, 2019 г. – Стр. 234.
3. И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург, ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 57-58. 4. Lucinda Hawksley. Essential Pre-Rafaelites, Parragon Book, 2003. – Стр. 250-253.