АНГЛИЙСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРЕРАФАЭЛИТ УОЛТЕР КРЕЙН / WALTER CRANE (1845-1915), ЧАСТЬ IV
Д.Ф. Уоттс (1817-1904). Портрет Уолтера Крейна. 1891 г. Холст, масло. 64,8 x 54,6 см.
Национальная портретная галерея, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915) был одним из самых выдающихся, разносторонних и радикальных художников XIX века: живописцем, декоратором, дизайнером, книжным иллюстратором, поэтом, писателем, преподавателем, теоретиком искусства и социалистом. Будучи реформатором синтеза искусства, дизайна и политики, Крейн предлагает новый взгляд на традицию живописи, статус декоративно-прикладного искусства и преодоление его границ в конце XIX века. Его работы представляют собой важную декоративную альтернативу реалистическому стилю в социалистическом искусстве. Крейн одним из первых разграничил понятия графического и живописного начал изобразительного процесса и теоретически обосновал специфику искусства рисунка и графики. Активная жизненная позиция удивительным образом сочеталась в нём с кротостью характера, деликатным, почти нежным отношением к близким людям, что отмечают в своих воспоминаниях многие его современники.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сервантес «Дон Кихот». Иллюстрация (7). Встреча Дульцинеи и Дон Кихота. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Триумф труда. 1891 г. Гравюра на дереве. 16,2 x 38,2 см. Гравер Henry Scheu.
Коллекция Тима Барринджера.
В 1891 году Крейн создал свою самую известную карикатуру на празднование Первого мая, посвящённую социализму, — «Триумф труда». Она стала символом английского социализма. Карикатура, заимствующая лозунги и эмблемы (например, фригийский колпак) Французской революции и английского профсоюзного движения, прославляет единство промышленного, сельскохозяйственного и творческого труда, изображённого в виде счастливого шествия освобождённых рабочих по богатому природой пейзажу. Карикатура изобилует декоративными элементами (от рога изобилия Леди Изобилия до знамени, которое несут рабочие), выполненными в богатом линейном стиле Крейна. В ней нет обращения к современной газетной идиоме или обычному арсеналу политических карикатур, состоящему из сатиры, пародии и карикатуры. Скорее, это революционное выражение идеального будущего посредством того, что Крейн назвал «лаконичным, выразительным или геральдическим воплощением в богатой, красивой и символической форме» «социальных идеалов».
Уолтер Крейн (1845-1915). Америка. 1894 г.
Америка (Моя страна, это о тебе). Слова песни «Америка» (My Country! 'Tis of Thee) были написаны Сэмюэлем Фрэнсисом Смитом в 1831 году, но мелодия гораздо старше и использовалась в песнях во многих странах. В песне использована та же мелодия, что и в британском национальном гимне «Боже, храни королеву».
Уолтер Крейн (1845-1915). Ухаживания Колумба. Христофор Колумб. 1893 г.
«Ухаживания Колумба» (Columbia's Courtship) - иллюстрированная книга Уолтера Крейна 1893 года, который создал как иллюстрации, так и текст. Двенадцать цветных литографий представляют собой романтический обзор американской истории в стихах, проиллюстрированный в стиле прерафаэлитов. Книга была подготовлена для Всемирной Колумбийской выставки и опубликована Луисом Прангом .
Уолтер Крейн (1845-1915). Ухаживания Колумба. Я - мисс Америка. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ухаживания Колумба. Испанский конкистадор. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ухаживания Колумба «Норсеман». Рисунок относится
к Эрику Рыжему и его путешествию в Новый Свет. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ухаживания Колумба. Англичанин. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ухаживания Колумба. Француз. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ухаживания Колумба. Голландец. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ухаживания Колумба. Другие нации. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ухаживания Колумба. Олицетворение
Соединенных Штатов. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ухаживания Колумба. Презентация плана
Всемирной Колумбийской выставки. 1893 г.
Декоративные формы «Триумфа труда» воплощают политические идеалы - это символическое изображение будущего, обещанного социализмом, и центральное место искусства в формировании и реализации этого будущего. Богатая аллюзиями, насыщенная образами, «Триумф труда» - это квинтэссенция художественной практики Крейна. В левом углу, демонстрируя свою веру в неразрывную связь искусства и труда, он изображает себя с палитрой в руках, едущим рядом с архитектором в повозке с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». По словам писателя Г.К. Честертона, написавшего в 1912 году, социалисты узнают друг друга «по тому, что у человека их типа в холле висит картина Уолтера Крейна «Триумф труда». Для Крейна всё искусство - будь то живопись, дизайн, декоративные предметы или политическая карикатура - представляло собой лучший, более прекрасный мир, который косвенно и порой пророчески осуждает нынешний. Искусство Крейна выражало революционную силу творчества и красоты и давало голос его надежде на лучший мир.
Эдмунд Спенсер «Королева фей». Поэма в шести книгах. С иллюстрациями Уолтера Крейна. Книга IV. Издатель: Лондон, Джордж Аллен, 1895-1897 гг. Обложка и титульный лист.
«Королева фей» - эпическая поэма Эдмунда Спенсера, впервые опубликованная в 1590 году. Она состоит из более 36.000 строк и 4.000 строф, что делает её одной из самых длинных на английском языке. Спенсер изобрёл спенсерову строфу. Поэма рассказывает о рыцарях, символизирующих добродетели, и имеет аллегорическое значение. Её можно интерпретировать как похвалу или критику королевы Елизаветы I. В «Письме авторов» Спенсер заявляет, что цель поэмы - воспитание добродетельных джентльменов. Книга I посвящена добродетели святости, воплощённой в Рыцаре Красного Креста. Вторая книга посвящена добродетели умеренности, воплощённой в сэре Гионе. Книга III посвящена добродетели целомудрия, воплощённой в Бритомарт, женщине-рыцаре. Книга IV называется «Легенда о Камбелле и Теламонде, или О дружбе». Книга V посвящена добродетели справедливости, воплощённой в сэре Артегалле. Книга VI посвящена добродетели учтивости, воплощённой в сэре Калидоре, который выполняет поручение Королевы фей убить Непобедимого Зверя.
Э. Спенсер «Королева фей». Титульный разворот книги. Под редакцией Томаса Джемса Уайза.
С иллюстрациями Уолтера Крейна. Издатель: Лондон, Джордж Аллен, 1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (1).
Откровенный зверь. 1895-1897 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (2). Бритомарта,
рассматривает в волшебном хрустальном шаре сэра Артегалла, в которого она влюбляется.
1895-1897 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (3).
Флоримелла спасена Протеем. 1895-1897 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (4).
Покровитель истинной святости, Святость побеждает Зло. Иллюстрация
из 1-й части 1-й книги издания. 1895-1897 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (5).
Охваченная жадной похотью, Бельфеба спасает его от страха. 1895 г.
Бумага, перо, черные чернила. 27 х 22,4 см. Музей Орсэ, Париж.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (6).
Скадамур и Артегалл сражаются с Бритомартой. 1895 г.
Исследовательский институт Гетти, Лос-Анджелес.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (7).
Бландамур, победитель фальшивого двойника Флоримеллы. 1895-1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (8).
Скадамур говорит о доблести Аморетты: она подобна великому храму Венеры. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (9).
Сатиран совершает переворот из любви к Флоримелле. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (10).
Фейр Бритомарта спасает сестру Аморетту. 1895-1907 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (11).
Но вслед им лаяли собаки и продолжали злословить, хотя не было ни одного
ненавистного слова. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (12).
После того, как Бритомарта спасла сестру Аморетту от пыток злого Бусирана,
они уезжают вместе. 1895-1897 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (13).
Старая рана Маринелла зажила; Он приходит в зал Протея, Где Темза
венчается с Мидуэем, И пирует со всеми морскими богами. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей» Иллюстрация (14).
Мариннелла, из любви к Флоримелле, В томлении тратит свою жизнь. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (15).
Дамы борются за пояс знаменитой Флоримеллы. 1895-1897 гг.
Уолтер Крейн - театральный художник.
В июне 1899 года в Лондоне прошёл спектакль «Пробуждение красоты, Маска зимы и весны», который более столетия спустя нашёл отражение на выставке в Национальной галерее Канады. Постановка была метафорическим поиском «духа всех красивых вещей», а экспозиция с подобным названием исследует «активизацию рисунка как художественной формы в Англии XIX века», - поясняет куратор Соня Дель Ре.
Канадскую ыыставку в 2015 году и спектакль связывает ещё одна «ниточка». В 1909 году музей купил у Уолтера Крейна несколько рисунков, в том числе - эскизы костюмов для пьесы «Пробуждение красоты»: Любви и Коммерции, а также главного героя Трухарта (Trueheart - «верное сердце»). После этого в течение столетия в коллекцию галереи не попало больше ни одной работы художника, пока учреждение не получило подарок от доктора Ланигана.
Уолтер Крейн (1845-1915). Маски зимы и весны. 1899 г. Рисунок. Музей дизайна Смитсоновского института
Купера Хьюитта, Нью-Йорк.
Уолтер Крейн (1845-1915). Любовь и Коммерция. Эскиз костюмов к пьесе «Пробуждение красоты». 1899 г.
Национальная галерея Канады, Оттава.
Уолтер Крейн (1845-1915). Доспехи Трухарта («Верное сердце»). Эскиз костюма к пьесе
«Пробуждение красоты». 1899 г. Национальная галерея Канады, Оттава.
Уолтер Крейн (1845-1915). Эскиз костюма «Снеговика» Артура Стёрджесса,
театр «Лицеум». Лондон, 1899 г. Коричневая бумага, акварель, гуашь. 36 x 27,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2016 г. Лот продан за GBP 1.625 фунтов
Эдмунд Спенсер «Королева фей». Поэма в шести книгах. С иллюстрациями Уолтера Крейна. Книга VI. Издатель: Лондон, Джордж Аллен, 1895-1897 гг. Обложка и титульный лист.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (16).
Калидор возвращает Присциллу домой. 1895-1897 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (17).
Калидор видит, как молодой Тристрам убивает гордого и невежливого рыцаря:
он делает его своим оруженосцем. 1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (18).
Калепин спасён от Гурпина, и почему младенец, спасённый от медведя,
теряет своего отца? 1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (19).
Отшельник исцеляет и Сквайра, и даму. 1895-1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (20).
Гийон увидел, как в водах фонтана танцуют две обнаженные молодые женщины.
1895-1897 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (21).
Принц Артур побеждает презрение; Мирабель отстраняется от Серены,
найденной Сальвадесом, и освобождается Калепином. 1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (22).
Артур и Артегалл настигают Гюйла, которого Талус приводит в ужас.1895-1897 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (23).
Рождение феи Бельфебы, сестры Аморетты. 1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (24).
Рыцарь Цимохл возлежал в беседке блаженства на лилиях среди полуобнаженных
молодых женщин. 1895-1897 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (25).
Калидор видит, как грации танцуют под мелодию Колина:
В то время как его Пастореллу ведут в плен. 1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (26).
Сэр Калидор спасает пастушку Пастореллу и влюбляется в нее. 1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (27).
Диана и ее нимфы.1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (28).
Нимфа Хеленора и два сатира.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (29).
Эта великая бабушка всех созданий родила великую вечно молодую природу,
но полную старости. 1897 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Э. Спенсер «Королева фей». Иллюстрация (30).
Когда это было в прошлом, но время не стоит на месте и непрерывно течет. 1897 г.
Сам художник не проводит для себя какой-либо границы между своей живописью и прочими работами и в этом своем отношении совершенно последователен. Но критики, которых не занимает аллегория, которые хотят от картин откровения и ждут от них настроения, атмосферы, естественно, говорят, что произведения Крейна, этого лишенные, в зависимости от своего содержательного наполнения и графической организации, можно рассматривать лишь как декоративно-прикладное искусство, а к живописи относить нельзя.
Впрочем, даже если живописные достоинства картин Уолтера Крейна устраивают не всех, у его творчества нельзя отнять изящества, вдохновения, воображения, гармонии и исключительной оригинальности.
Уолтер Крейн (1845-1915). Восточный ветер. 1897 г.
Бумага, акварель, гуашь. 76 x 38 см. Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Обложка журнала «Jugend» (Юность). 1898 г. № 51.
«Jugend» - Мюнхенский иллюстрированный еженедельник об искусстве и жизни.
Один из основоположников стиля модерн «Югенд» (югендстиля). Выходил с 1896 по 1940 г.
Эдмунд Спенсер «Календарь пастуха». С иллюстрациями Уолтера Крейна. Издательство Harper & Brothers, Лондон – Нью-Йорк, 1898 г. 2. Уолтер Крейн. Цветочная фантазия в старом английском саду. В стихах и цветных иллюстрациях Уолтера Крейна. Издательство Harper & Brothers, Нью-Йорк - Лондон, 1899 г. Обложки.
Уолтер Крейн. Цветочная фантазия в старом английском саду. В стихах и цветных иллюстрациях Уолтера Крейна.
Издательство Harper & Brothers, Нью-Йорк - Лондон, 1899 г. Разворот обложки.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветочная фантазия. Иллюстрации (1-2). 1899 г. Имена персонажей фантазии носят ботанические названия цветов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветочная фантазия. Иллюстрации (3-4). 1899 г.
В былые времена в беседке Розамонды, окружённой тисовыми кустами, можно было найти цветок… Четыре времени года летят, забывая, Когда они танцуют вокруг циферблата.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветочная фантазия. Иллюстрации (5-6). 1899 г.
Лист из старой английской книги «Джонкиль» послужит вам пером. Кстати заметим, что цветы маскируются, как женщины и мужчины.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветочная фантазия. Иллюстрации (7-8). 1899 г.
Сначала в «Зеркале Венеры» вы можете увидеть, где лежит истекающая кровью любовь, В то время как красивые девицы проходят мимо, не обращая внимания.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветочная фантазия. Иллюстрации (9-10). 1899 г.
Рыцарь в пламенеющем цветке видит смелого Льва, простая честность тщетно демонстрирует моду, в которую немногие стремятся облачиться.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветочная фантазия. Иллюстрации (11-12). 1899 г.
Вот венерианская расческа для девичьих волос, пока королевский чашки пьют Белладонну.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветочная фантазия. Иллюстрации (13-14). 1899 г.
Взгляните на лондонскую гордость, облачённую в мантию и корону, Лисьи перчатки уже надеты, не только парами, но и десятками.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветочная фантазия. Иллюстрации (15-16). 1899 г.
Копье для девушки против королевского копья, когда звучит сигнал к началу игры. Одинокие маргаритки не попадались им на глаза.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветочная фантазия. Иллюстрации (17-18). 1899 г.
Милый Уильям с Мэриголд ищет лекарство от сердечных болезней, а Рыцарские шпоры ищут туфли в дамской опочивальне.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветочная фантазия. Иллюстрации (19-20). 1899 г.
Прекрасная Вифлеемская звезда ярко сияет, как всегда, в скромном месте, И мы можем поговорить за SOPS-IN-WINE и выпить за нашу следующую весёлую встречу.
«Чувства» Уолтера Крейна - важные выставочные плитки в рамах, разработанные им для компании Pilkington Royal Lancastrian. Группа компаний Pilkington's была основана в 1891 году в Англии близ Мангчестера. В серии «Чувства» на керамических фигурных панелях изображены девы в длинных развевающихся одеждах, представляющие слух, зрение, обоняние и вкус, окруженные деревянными рамами, инкрустированные позолоченными мозаичными плитками размером 92 x 36,5 см. (в рамах). Это четыре из пяти «Чувств», которые ранее считались утраченными, были представлены аукционным домом Bonhams в Лондоне в 2010 и 2023 г. Полный комплект пяти «Чувств» Уолтера Крейна и Пилкингтона экспонировался в Париже на Всемирной выставке 1900 года. Судьба плитки с пятым органом чувств «Осязание» (кожа) неизвестна.
Уолтер Крейн (1845-1915), after. Пять чувств. Эскиз. 1900 г. Шелк, акварель. 33 x 80 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 375 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). 1-2. Чувства. Зрение. Слух. 1900 г. Керамические фигурные панели компании Pilkington Royal Lancastrian. В деревянных рамах, инкрустированные позолоченными мозаичными плитками. 1900 г. Размер 92 х 36,5 см. (каждая). Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2010 и 2023 г. Каждый лот продан в среднем за GBP 8.320 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). 3-4. Чувства. Обоняние. Вкус. 1900 г. Керамические фигурные панели компании Pilkington Royal Lancastrian. В деревянных рамах, инкрустированные позолоченными мозаичными плитками. 1900 г. Размер 92 х 36,5 см. (каждая). Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2023 г. Каждый лот продан за GBP 8.320 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Чувства. Слух. Фрагмент. 1900 г. Керамическая фигурная панель
из серии «Чувства».
Уолтер Крейн (1845-1915). Поезд Флоры 1 (Flora's Train) для фирмы Pilkington Royal Lancastrian. 1900-1901 гг.
Керамическая или фарфоровая плитка для кухни и ванной комнаты
Редкий набор из шести рельефных плиток, созданный Уолтером Крейном, продан за 4000 фунтов стерлингов на аукционе произведений искусства в Шропшире в 2015 году. Комплект под названием «Поезд Флоры» был изготовлен в 1900–1901 годах на королевской ланкастерской гончарной фабрике Pilkington в Манчестере и был выставлен на аукционе изысканной мебели, европейской керамики и произведений искусства Halls. Хотя по стилю рисунки плиток похожи на книжные иллюстрации Крейна, в дизайне также прослеживается влияние ар-нуво. В комплект входят «Мак», «Василек», «Нарцисс», «Колокольчик» и «Анемон». Первоначально плитки были частью камина в Южной Англии.
Уолтер Крейн (1845-1915). Поезд Флоры 2 (Flora's Train) для фирмы Pilkington Royal Lancastrian.
Керамическая плитка. 1900-1901 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Поезд Флоры 3 (Flora's Train) для фирмы Pilkington Royal Lancastrian.
Керамическая плитка. 1900-1901 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Поезд Флоры 4 (Flora's Train) для фирмы Pilkington Royal Lancastrian.
Керамическая плитка. 1900-1901 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Поезд Флоры 5 (Flora's Train) для фирмы Pilkington Royal Lancastrian.
Керамическая плитка. 1900-1901 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Поезд Флоры 6 (Flora's Train) для фирмы Pilkington Royal Lancastrian.
Керамическая плитка. 1900-1901 гг.
Большая мозаика «Сфера и послание искусства», созданная Крейном, предназначалась для фасада Художественной галереи Уайтчепела во время её строительства в 1898 году. К сожалению, не было выделено достаточно средств, и фасад был облицован терракотовой плиткой. Рисунок сохранился до сих пор.
Уолтер Крейн (1845-1915). Гений механических изобретений, объединяющий сельское хозяйство
и торговлю. 1898 г. Гипс.
Уолтер Крейн (1845-1915). Женщина читает в гамаке. Источник «Работы Уолтера Крейна». 1898 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Гусятница. Из «Домашних сказок братьев Гримм». 1898 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Гипсовый потолок. Водяной кран. До 1898 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Работы Уолтера Крейна» - ежегодный сборник
«Художественный журнал». 1898 г. Титульный лист.
Уолтер Крейн (1845-1915). Так что ветер сдует шляпу Конрада прочь.
Иллюстрация к сказке «Девочка-гусыня» из «Сказок братьев Гримм». 1898 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Как будто у новой Пандоры поднялась крышка.
Иллюстрация к одному из стихотворений Крейна «Три сирены». 1898 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Танцующая нимфа. 1894 г.
Литография, наклеенная на бумагу.
Уолтер Крейн (1845-1915). Нежный Вьюнок все еще цепляется.
Иллюстрация из книги «Пир Флоры». 1898 г.
Сервантес «Дон Кихот из Манчи». Перевод с испан. судьи Парри. Иллюстрации Уолтера Крейна. Издательство John Sherratt & Son, Манчестер, 1900 г. Обложка и титульный лист.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сервантес «Дон Кихот». Иллюстрация (1).
Дон Кихот проверяет свои доспехи и шлем. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сервантес «Дон Кихот». Иллюстрация (2).
Посвящение Дон Кихота в рыцари. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сервантес «Дон Кихот». Иллюстрация (3).
Дон Кихот и ветряные мельницы. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сервантес «Дон Кихот». Иллюстрация (4).
Дон Кихот и пастухи коз. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сервантес «Дон Кихот». Иллюстрация (5).
Как Санчо Панса расплатился. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сервантес «Дон Кихот». Иллюстрация (6).
Встреча Дульцинеи и Дон Кихота. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Буклет персональной выставки в Будапештском музее
прикладного искусства. 1900 г.
Крейном восхищались в Венгрии, и в 1900 году директор Будапештского музея прикладного искусства Радишич Дьёрдь организовал там ретроспективу его работ. Крейн посетил Будапешт осенью, его чествовали, он читал лекции и побывал в Трансильвании. Он отправился в Колозвар (ныне Клуж-Напока), Банфи (ныне Хуэдин) и Калотас (ныне Тара-Калатей) в поисках венгерского традиционного искусства. Он описал свой визит в книге «Идеалы в искусстве». Жужа Гонда в своей статье о визите Крейна говорит, что это одно из наиболее подробно задокументированных событий в художественной жизни страны того периода. Однако оказанный ему приём не был полностью личным: он был представителем Англии, страны, которая приютила Кошута и приняла его в своё сердце.
Уолтер Крейн (1845-1915). Бритомарта, героиня книги Э. Спенсера «Королева фей». 1900 г. Бумага, акварель.
Музей декоративного искусства, Париж.
Уолтер Крейн (1845-1915). Смерть жнеца (Schnitter Tod). 1900 г. Холст, темпера. 80 х 117 см.
Государственная картинная галерея, Карлсруэ, Германия.
Уолтер Крейн (1845-1915). Мечта (Путешествие мечты). 1902 г. Бумага, пастель. 17 x 25 см.
Национальная галерея, Прага.
Уолтер Крейн (1845-1915). Вид из отеля «Пилатус-Кульм». 30 сентября 1902 г. Коричневая бумага, акварель,
гуашь. 21,6 х 35,5 см. Галерея Маас, Лондон.
Крейн был художником, дизайнером и иллюстратором, принадлежавшим к эстетическому движению, который, кстати, придумал персонажа детских книг по имени «Мистер Майкл Маус». Он также был великим путешественником. Это один из аспектов захватывающего вида на Альпы из отеля Pilatus-Kulm в Швейцарии, который открылся в 1890 году на вершине самой крутой в мире зубчатой железной дороги.
Уолтер Крейн (1845-1915). Урожайное поле, Нормандия. 1904 г. Бумага, акварель. 25 х 35,6 см.
Национальный музей Те-Папа-Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия.
Уолтер Крейн (1845-1915). Река Анапо, Сиракузы, Сицилия. 1904 г. Бумага, акварель, гуашь, гуммиарабик.
24 х 33,5 см. Галерея Sarah Colegrave Fine Art, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Удайпур, Индия. 1906 г. Бумага, гуашь 22 х 36 см.
Художественная галерея Олдхэм, Англия.
Чарльз Лэмб «Маска дней» (A Masque of Days). Из последних эссе Элии. В новых одеждах, украшенных Уолтером Крейном. Лимитированное издание Cassel & Company, Лондон, Париж, Нью-Йорк и Мельбурн, 1901 г.
Чарльз Лэмб «Маска дней» (A Masque of Days). Из последних эссе Элии. В новых одеждах, украшенных Уолтером Крейном. Лимитированное издание Cassel & Company, Лондон, Париж, Нью-Йорк и Мельбурн, 1901 г. Фронтиспис и титульный лист.
«Маска дней» Чарльза Лэмба с иллюстрациями Уолтера Крейна - это сборник прозы и поэзии, написанный в начале XIX века. В центре сюжета - фантастический званый ужин, устроенный в Новый год, где все дни года собираются вместе. Это беззаботное повествование о природе времени, смене лет и характере каждого дня смешивает юмор с философскими размышлениями. Персонифицированные дни года, такие как Рождество и Первое апреля, взаимодействуют, спорят и празднуют, затрагивая темы календаря и человеческого опыта. Кульминация - яркое празднование, отражающее радость и меланхолию течения времени, что иллюстрирует наблюдения Лэмба о цикличности жизни.
Уолтер Крейн (1845-1915). Чарльз Лэмб «Маска дней». Иллюстрации (1-2). 1901 г.
Старый год умер, а Новый год вступил в пору зрелости, что он и делает по календарному закону, как только дыхание покидает тело старого джентльмена. Накрыты были столы для x трехсот шестидесяти пяти гостей за главным столом, с ножом и вилкой на серванте для 29 февраля.
Уолтер Крейн (1845-1915). Чарльз Лэмб «Маска дней». Иллюстрации (3-4). 1901 г.
Наконец-то они все встретились, плохие Дни и хорошие и только леди День держалась немного в стороне, потому что она пришла в костюме от Тиффани, белом с золотом.
Уолтер Крейн (1845-1915). Чарльз Лэмб «Маска дней». Иллюстрации (5-6). 1901 г.
Остальные пришли, кто в зелёном, кто в белом, но старый Лент и его семья ещё не сняли траур. Дождливые дни пришли, промокшие насквозь, а солнечные дни помогли им сменить чулки.
Уолтер Крейн (1845-1915). Чарльз Лэмб «Маска дней». Иллюстрации (7-8). 1901 г.
День свадьбы был там, в своём свадебном наряде, немного потрёпанном. Там была «человеческая голова на блюде», что отвратительное блюдо пришлось убрать.
Уолтер Крейн (1845-1915). Чарльз Лэмб «Маска дней». Иллюстрации (9-10). 1901 г.
После этого, когда было предложено выпить за здоровье короля, возник спор между старой и новомодной леди о том, кто должен предложить тост.
Уолтер Крейн (1845-1915). Чарльз Лэмб «Маска дней». Иллюстрации (11-12). 1901 г.
Затем в серебряных кувшинах разнесли чистую воду. Майский День с присущей ей нежностью произнесла изящную поздравительную речь.
Уолтер Крейн (1845-1915). Чарльз Лэмб «Маска дней». Иллюстрации (13-14). 1901 г.
После этого благородный Новый Год в сердечном, но несколько высокомерном тоне ответил на благодарность.
Уолтер Крейн (1845-1915). Чарльз Лэмб «Маска дней». Иллюстрации (15-16). 1901 г.
Молодой лорд в нескольких, но как можно более любезных словах заверил всех в радушном приеме.
Чарльз Лэмб «Маска дней». Иллюстрации (17-18). 1901 г.
Первоапрельский шут, который любил повеселиться сверх меры, хлопал в ладоши и подбадривал на прощание. Самый длинный день устремился на запад в прекрасных малиновых и золотых тонах.
Крейн иллюстрировал издания «Королевы фей» Эдмунда Спенсера (19 томов, 1894–1896) и «Календаря пастуха», а также «Али-Бабу и сорок разбойников» (1873), «Счастливого принца и другие рассказы» Оскара Уайльда (1888), издание «Легенд о короле Артуре», «Цветочную свадьбу» и в 1900 году Судья Парри пересказывает «Дон Кихота» Сервантеса.
Крейн также иллюстрировал книги Нелли Дейл «Обучение чтению на английском», «Шаги к чтению», «Первый букварь», «Второй букварь», «Детский букварь», «Книга I» и «Книга II». Скорее всего, они были написаны в период с 1898 по 1907 год.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ферма тисовых деревьев (Yew tree farm). 1905 г. Бумага, акварель. 25,2 х 30,4 см.
Национальный музей Те-Папа-Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия.
Уолтер Крейн (1845-1915). Три богини (аллегорический этюд). Дерево, гуашь. 38 х 52,2 см.
Национальный музей Те-Папа-Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия.
Уолтер Крейн (1845-1915). Шиповниковая роза (The Briar Rose). Триптих. 1905 г. Дерево, темпера.
Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго.
Уолтер Крейн (1845-1915). Шиповниковая роза (The Briar Rose). Триптих.
Левая и правая панели. Дерево, темпера. 59,1 x 21 см. (каждая).
Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго.
Уолтер Крейн (1845-1915). Шиповниковая роза (The Briar Rose). Триптих.
Центральная панель. 1905 г. Дерево, темпера. 59,1 x 43,2 см.
Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго.
Уолтер Крейн (1845-1915). Рекламный плакат «Дюреско» (Duresco).
Смываемая клеевая краска, превосходящая масляную краску.
Компания силикатных красок. 1901 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Каталог выставки «Современное немецкое искусство».
Галерея Принса, Найтсбридж, Лондон. Май-июнь 1906 г. Бумага, акварель. 38,7 x 27,7 см.
Национальная библиотека искусств, Южный Кенсингтон.
Уолтер Крейн был литературно одарённым человеком и теоретиком искусства. Он писал публицистические и критические статьи. Свои теоретические взгляды изложил в работах «Задачи декоративного искусства» (1892), «Декоративная книжная иллюстрация» (1896), «Основы рисунка» (1898), «Линия и форма» (Line and Form, 1900). Последняя имела особенно важное значение для развития теории искусства и, в частности, теории формообразования в изобразительном и декоративном искусствах. Крейн одним из первых разграничил понятия графического и живописного начал изобразительного процесса и теоретически обосновал специфику искусства рисунка и графики. В 1907 году увидела свет книга воспоминаний художника.
ИСТОЧНИКИ
Перси Бейт. Прерафаэлиты. Перевод Ю. Кулишенко с первого английского издания
1901 г. Москва, Издательство «Эксмо», 2019 г. - Стр. 196-201.