СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК ЛИДИЯ ЯКОВЛЕВНА ТИМОШЕНКО (1903-1976) ИЗ ОБЩЕСТВА «КРУГ ХУДОЖНИКОВ», ЧАСТЬ II
Лидия Тимошенко возле своих иллюстраций к «Евгению Онегину» А.С. Пушкина. 1952 г.
Лидия Яковлевна Тимошенко (1903-1976) – замечательный советский художник, график и иллюстратор не дождалась при жизни справедливой общественной оценки своего творчества. В работах 1930-х годов Лидия Яковлевна нашла себя в полную силу. В них проявилось поэтическое видение жизни, художница нащупала в них то, что стало ее плавной темой: тема юности. Было бы глубоко неверным представлять путь Тимошенко в искусстве безоблачно легким. К концу 1930-х годов обстановка в области искусства претерпела существенные изменения. Общество «Круг художников» перестало существовать, влившись в единый союз художников Ленинграда - ЛОССХ. Культ личности все более настойчиво проявлял себя в административном насаждении нормативных требований к искусству, в принудительной тематике. Разгромная критика обрушивалась на любое художественное инакомыслие, не щадя крупнейших мастеров советского изобразительного искусства, и в том числе Петрова-Водкина, Самохвалова и Вл. Лебедева. В 1958 и 1966 гг. дважды был издан роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина с ее классными иллюстрациями. В последние годы Тимошенко тяжело болела и умерла в 1976 году. Похоронена на сельском кладбище в Тарасовке под Москвой.
Лидия Тимошенко и Евгений Кибрик. 1940-е гг.
В 1940-1950-е годы путь развития искусства Лидии Яковлевны определила первая значительная работа послевоенных лет - «Надежда Дурова» 1945 года. Тревожное, но сосредоточенно серьезное и убежденно решительное выражение лица девушки, обрезающей при свете свечи свои длинные волосы, — такой образ стал своего рода камертоном для очень многих созданий последних тридцати лет жизни Л.Я. Тимошенко.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Кавалерист-девица Надежда Дурова. 1945 г.
Холст, масло. 119 х 94 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Героиня 1812 года оказалась близкой и созвучной умонастроениям первого послевоенного года - обманчивого года кажущегося «либерализма», успевшего все же способствовать стремительному и яркому взлету вдохновленного победой творчества в литературе, театре, кино, музыке, да и в изобразительных искусствах, в годы войны почти совсем освободившихся от сковывающих предписаний художественного начальства. Уже 1946 год резко оборвал это недолгое вольномыслие первым выступлением А. Жданова против Ахматовой и Зощенко, своей полной несправедливостью и безобразной грубостью сразу спустившим художников всех сфер творчества с заоблачных парений на более чем неприглядную реальную землю.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). В складальном цехе. 1956 г. Холст, масло. 45 х 55 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Художница. Портрет Марии Чегодаевой (1931-2016),
дочери искусствоведа А.Д. Чегодаева. 1956 г. Холст, масло. 98 х 71 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Художница. Портрет Марии Чегодаевой. Фрагмент.
1956 г. Холст, масло. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Девушка с Трехгорки. 1956 г.
Холст, масло. 92 х 72 см. Работа не сохранилась.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Рассердилась. 1957 г. Холст, масло. 100 х 73 см.
Тамбовская областная картинная галерея.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Катюша. Повторение оригинала 1939 г.
1957 г. Псковский музей-заповедник.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Астры. 1956 г. Холст, масло. 30 х 39 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Васильки. 1956 г. Холст, масло. 65 х 55 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Колокольчики. 1956 г. Холст, масло. 44 х 34 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Флоксы. 1956 г. Холст, масло. 79 х 59 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Автопортрет (в профиль). 1959 г.
Холст, масло. 55 х 45 см. Собрание А.Е. Кибрика.
В послевоенных работах, в живописи и графике Лидия Яковлевна утвердила себя в Москве прежде всего как мастер цветного эстампа в иллюстрациях к роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (1958). Но главным делом художника стала работа над большим циклом живописных портретов наших современников. Нужно сказать, что в советском искусстве - и в графике и в живописи - портретистов очень немного. Пишут портреты многие, но настоящих портретистов немного, потому что можно написать удачный портрет - один или два, но сделать это основной темой своей творческой жизни - таких художников у нас не слишком много. Тимошенко не стала портретистом в графике, но стала таковым в живописи.
Кроме того, в середине 1950-х годов Лидия Тимошенко задумала создать серию цветов с ее чувствами. «У меня появилась еще одна идея — написать серию цветов с моими чувствами. Один букет, в котором есть какой-то чувственный трагизм, я сделала, но это только начало. Я думаю, что и цветы, и рабочие - это одно и то же» (Л. Тимошенко, из письма к И. Гинзбург 15 апреля 1956 г.).
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Эмма. 1958 г. Холст, масло. 65 х 55 см.
Собрание Н. Кемпе, Австрия.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Девушка у изгороди. 1958 г. Холст, масло.
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI вв. Дар Г.А. Абелева.
Картина Лидии Тимошенко «Девушка у изгороди» (1958) до недавнего времени находилась в собрании семьи художника. Но в июне 2023 г. вице-президент Союза промышленников и предпринимателей, заместитель председателя Общественной палаты Санкт-Петербурга Георгий Александрович Абелев приобрел эту картину и передал в дар Музею искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков на постоянное хранение.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Девушка у двери. 1959 г.
Холст, масло. 100 х 73 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Юность. Портрет лингвиста Светланы Тер-Минасовой
(род.1938). 1959 г. Холст, масло. 100 х 75 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Мимоза. 1956 г. Холст, масло. 65 х 55 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Белый букет. 1957 г. Холст, масло. 54 х 40 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Ландыши. 1957 г. Холст, масло. 65 х 55 см.
Псковский музей-заповедник.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Черемуха. 1957 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Гвоздика и колокольчики на черном столе. 1957 г.
Холст, масло. 65 х 55 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Купавки. 1957 г. Холст, масло. 79 х 50 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Автопортрет (в серой гамме). 1959 г.
Холст, масло. 39 х 30 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Последний период творчества Лидии Тимошенко был насыщен традиционным жанром. В конце 1950-х годов Тимошенко создает серию портретов и автопортретов. Их отличает разработанная пространственная среда, объемная моделировка формы, легкая и связывающаяся с пространственным решением, живописным и пластичным. Таковы работы: «Художница. Портрет Марии Чегодаевой» (1956), «Эмма» (1958), «Девушка у изгороди» (1958), «Девушка у двери» (1959), «Юность. Портрет Светланы Тер-Минасовой (1959) - все это работы переходного периода.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Весна. 1961 г. Холст, масло. 100 х 75 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Девушка в розовом (Наташа). 1960 г.
Холст, масло. 99 х 73 см. Чувашский государственный художественный музей,
Чебоксары.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Минское шоссе. Второй вариант. 1958 г. Холст, масло. 55 х 65 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Закат. Шоссе. 1958 г. Холст, масло. 55 х 65 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Дмитровское шоссе. Вечер. 1959 г. Холст, масло. 55 х 65 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Последний снег. 1958 г. Холст, масло. 45 х 55 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Белая сирень. 1957-1959 гг. Холст, масло. 45 х 55 см.
Музей истории и культуры Среднего Прикамья, Сарапул.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Хризантемы. 1958 г. Холст, масло. 60 х 80 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Березы. 1960 г. Холст, масло. 55 х 45 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Автопортрет (в синем). 1959 г. Холст, масло. 56 х 45 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1960-х годах Тимошенко увлекается символизмом. Среди ее работ картины: «Осень» (1960-1961), «Камни Коктебеля» (1961), «Голубая дорога» (1961), «Роза и маска» (1961).
Как позже говорила сам художница: «Если путь Сезанна, Ренуара, Мане, Ван Гога был прогрессивен и драматичен, то наши сезанны, ренуары и прочие только смешны. У французских художников XIX века, которых я люблю и глубоко уважаю, нужно учиться мужеству, с которым они пробивали путь в искусство, и острому вниманию к сегодняшнему дню, а не манере видения и ограничению себя на тех уголках жизни, которые видели они. Наша страна и жизнь - другая, она имеет другую историю, другой пейзаж, других людей и другие потребности».
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Осень. 1960 г. Холст, масло. 60 х 80 см. Елецкий краеведческий музей.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Осенью на Минском шоссе. 1961 г. Бумага, цветная автолитография.
41,5 х 55,5 см. (лист); 28,5 х 47,5 см. (р.и.). Аукционный дом №1, Москва, 2020 г.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Голубая дорога. 1961 г. Холст, масло. 60 х 80 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Камни Коктебеля. 1961 г. Холст, масло. 54 х 64 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Нарциссы. 1960 г. Холст, масло. 45 х 29 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Нарциссы. 1960 г. Цветная линогравюра.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Роза и маска. 1961 г. Холст, масло. 45 х 29 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Весенние стволы. 1962 г. Холст, масло. 55 х 45 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Автопортрет. 1960 г. Холст, масло. 46 х 29 см.
Собрание А.Д. Чегодаева.
ИЛЛЮСТРАЦИИ Л.Я. ТИМОШЕНКО К РОМАНУ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» А.С. ПУШКИНА
Впервые мысль проиллюстрировать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» встречается в дневнике Лидии Тимошенко в 1940 году. Но приступила она к воплощению мечты только после войны в 1949 году. Она посвятила этому с учетом исследовательской работы 17 лет - с 1949 по 1966 год.
Лидия Тимошенко создала две сюиты - в технике гризайль и в литографии. Они были изданы при жизни художницы - в гризайлях в Детгизе в 1958 году и в цветных литографиях в «Художественной литературе» в 1966 году. Но еще раньше, в 1953 году иллюстрации Лидии Тимошенко к «Евгению Онегину» вышли в Детгизе в составе Собрания сочинений А.С. Пушкина для нерусских школ. Это были две заставки и три полосные иллюстрации.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Роман в стихах. Иллюстрации Л. Тимошенко. Государственное Издательство Детской Литературы, Москва, 1958 г. – 272 стр. Тираж 50.000 экз. Суперобложка. В книге 32 иллюстрации из 35 (по данным каталога ее сына А.Е. Кибрика). То есть, три гризайли в книгу не вошли.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Роман в стихах. Иллюстрации Л. Тимошенко. Государственное Издательство
Детской Литературы, Москва, 1958 г. – 272 стр. Фронтиспис и титульный лист.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«И даль свободного романа...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«Он три часа по крайней мере…».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«А Петербург неугомонный...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор…
И охладительное слово
В устах старался удержать...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«Татьяна в тишине лесов...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«Едва дыша, без возражений...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«Они в саду, рука с рукой...».
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). В Коктебеле. Автопортрет. 1961 г.
Холст, масло. 45 х 30 см. Собрание А.Е. Кибрика.
В этом отношении очень разительный пример - ее работа над «Евгением Онегиным». Лидия Яковлевна работала несколько лет над иллюстрациями к «Евгению Онегину». Она сделала большое число иллюстраций, в один тон - гризайлью (маслом). Эти иллюстрации небольшого размера, но на них затрачен был большой труд. Оригиналы находятся в Третьяковской галерее и в Псковском музее-заповеднике. Иллюстрации получились серьезные, но несколько тяжеловесные, она сама почувствовала, что они, может быть, больше подходят для прозы, чем для поэзии, особенно для такой искрометной, как пушкинская, с массой отвлечений, ассоциативных уходов в сторону. Они не вполне соответствовали поэтической ткани поэмы.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«Читаю только старой няне...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«Татьяна любопытным взором на воск подтопленный глядит...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. Сон Татьяны. 1958 г.
«Она бесчувственно-покорна, не шевельнется, не вздохнет...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. Бал у Лариных. 1958 г.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«Рукою стиснув пистолет, глядит на Ленского Евгений...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«Уж не пародия ли он…».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«Ужель та самая Татьяна…».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1958 г.
«В тоске безумных сожалений к ее ногам припал Евгений...».
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Автопортрет (в свинцовой гамме). 1965 г.
Холст, масло. 55 х 40 см. Собрание А.Е. Кибрика.
И Лидия Тимошенко вернулась к этой теме еще раз в 1960-е годы. Работала также очень долго и в 1967 году закончила работу. Это были литографии, сделанные с большой свободой и легкостью. В них Лидия Яковлевна осуществила то же самое, чего она добивалась в своих портретах последних лет. Это — активная экспрессия линии, сопряженная с силуэтным цветным пятном. Отказ Лидии Яковлевны от первого варианта иллюстраций к «Евгению Онегину» был решительным шагом к самой себе. Пресловутая «законченность», которая в те годы считалась основным принципом реализма, тональная тяжеловесность - все это не удовлетворяло художницу, несмотря на похвалы в печати и приобретение в ГТГ. Новый вариант выполнен в технике цветной литографии и отличается от первого смелой обобщенностью формы и цвета, свободой и легкостью исполнения.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Роман в стихах. Иллюстрации Л. Тимошенко. Издательство «Художественная литература», Москва, 1966 г. – 272 стр. Тираж 30.000 экз. Вместе с портретами на суперобложке в книге 42 иллюстрации Лидии Тимошенко из 52 созданных ею. На суперобложке портреты Онегина и Татьяны.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Портрет А.С. Пушкина. 1960-1967гг.
Бумага, цветная литография. 30 х 23 см.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Онегин добрый мой приятель
Родился на брегах Невы,
Где может быть родились вы».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник…».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Прочтя печальное посланье,
Евгений тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. Онегин и Ленский. 1966 г.
«Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор…
И охладительное слово
В устах старался удержать...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод…»
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Автопортрет (в терракотовой гамме). 1965 г.
Холст, масло. 45 х 29 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Страничные изображения пушкинских героев (и самого Пушкина) лишены статичной портретности. Тимошенко пошла трудным путем, выполнив портреты героев поэмы в действии, в контакте друг с другом (Онегин и Ленский, дуэль и др.) или в напряженном внутреннем состоянии (Татьяна, пишущая письмо, или Татьяна среди березок); в этих листах есть большая психологическая глубина - это портреты состояний, поэтических состояний.
Книга насыщена также небольшими текстовыми иллюстрациями, создающими живую среду и обстановку эпохи, дающими целостность всей книге. Однако далеко не все смогли в те годы оценить эту работу Тимошенко, что тяжело переживалось художницей.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«И, полный искренней печалью,
Владимир тут же начертал
Ему надгробный мадригал».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Куда? Уж эти мне поэты!»
Прощай, Онегин, мне пора.
«Я не держу тебя; но где ты
Свои проводишь вечера?»
— У Лариных. — «Вот это чудно.
Помилуй! и тебе не трудно
Там каждый вечер убивать?»
— Нимало. — «Не могу понять.
Отселе вижу, что такое:
Во-первых (слушай, прав ли я?),
Простая, русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор...»
— Я тут еще беды не вижу.
«Да скука, вот беда, мой друг».
— Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг,
Где я могу... — «Опять эклога!
Да полно, милый, ради бога.
Ну что ж? ты едешь: очень жаль».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Все тихо. Светит ей луна.
Облокотясь, Татьяна пишет...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Так проповедовал Евгений.
Сквозь слез не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь...».
Лидия Тимошенко на балконе дома в Девятинском переулке.
Москва, начало 1970-х гг.
С литографиями Лидии Тимошенко книга «Евгений Онегин» вышла только один раз в 1966 году в издательстве «Художественная литература». Первый («гламурный») цикл выполнен в начале 1950-х гг. - период расцвета сталинского ампира, второй - в 1966 году, когда резко изменилась культурная атмосфера, он становится похожим на комиксы и выглядит (по тем временам) «стильно, модно, молодёжно». В постсоветской России «Евгений Онегин» переиздавался еще два раза в издательстве «Речь« в 2019 и 2021 году, но только с иллюстрациями в гризайле.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. Сон Татьяны. 1966 г.
«Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений».
По утверждению пушкиноведов, Онегин избежал уголовного наказания за убийство Ленского потому, что Ленский был похоронен как самоубийца не на общем православном кладбище, а отдельно в лесочке. В противном случае, Онегин мог быть заключен в крепость на один-два месяца за дуэль.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой…».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Вставая с первыми лучами,
Теперь она в поля спешит
И, умиленными очами
Их озирая, говорит:
«Простите, мирные долины…»
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Ведут на двор осьмнадцать кляч,
В возок боярский их впрягают,
Готовят завтрак повара,
Горой кибитки нагружают...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине...
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья...».
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко…»
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрация Л. Тимошенко. 1966 г.
«В тоске безумных сожалений
К ее ногам припал Евгений...».
В последние годы своей жизни Лидия Тимошенко очень увлеклась древнерусским искусством. Она стала большим знатоком этого искусства: не только иконы, но и монументальной росписи. Возможно, сказалось очень опосредованное, очень внутренне пережитое влияние древнерусской живописи на ее картины
В 1970-1974 гг. Лидия Тимошенко работала над реконструкцией иконы «Троицы» Андрея Рублева и воспроизведением ее в технике цветной литографии. Но смерть помешала завершить эту работу. Работа осталась незаконченной.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Подготовительный этюд (1) к реконструкции «Троицы»
Андрея Рублева. 1970-1974 гг. Бумага, литография, акварель. 65 х 50 см.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Подготовительный этюд (2) к реконструкции «Троицы»
Андрея Рублева. 1970-1974 гг. Бумага, литография, акварель. 65 х 50 см.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Подготовительный этюд (3) к реконструкции «Троицы»
Андрея Рублева. 1970-1974 гг. Бумага, литография, акварель. 65 х 50 см.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Портрет сына (Александр Евгеньевич Кибрик). 1962 г.
Холст, масло. 108 х 89 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Сандро. 1962 г. Холст, масло. 99 х 72 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Нина. 1962 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Портрет болгарского искусствоведа Элки Бакаловой
(род.1938). 1962 г. Холст, масло. 92 х 72 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Портрет Галины Борисовны Шмариновой (будничный),
(1911-2005), жены художника Д.А. Шмаринова. Холст, масло. 66 х 56 см.
Собрание Д.А. Шмаринова, Москва.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Портрет Галины Борисовны Шмариновой (парадный),
(1911-2005), жены художника Д.А. Шмаринова. 1963 г. Холст, масло. 65 х 55 см.
Собрание Д.А. Шмаринова, Москва.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Андрей с красным шаром. 1964 г.
Холст, масло. 45 х 29 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Лидия Тимошенко с сыном Александром Кибриком. Начало 1960-х гг.
Нужно помнить, что годы самой интенсивной творческой работы совпали со сложными семейными обстоятельствами и со временем тяжелой болезни Лидии Яковлевны. В ее состоянии не то, что работать, жить было трудно. Вот жить ей было трудно, а работать ей было легко. Удивительная сила духа и какое-то острое чувство необходимости выразить себя, выразить то, что она обрела в последние годы, что сказалось в работах «Обнаженная» (День и Вечер, 1965). И это отразилось в большой картине, которую она назвала «День творения» (19б7); первые люди на земле — юноша и девушка. Этим последним аккордом она завершила ту тему юности и радости жизни, которой она была предана всю свою творческую жизнь.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). День творения. 1967 г. Холст, масло. 150 х 120 см.
Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Обнаженная (День). 1965 г. Холст, масло. 70 х 120 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Обнаженная (Вечер). 1965 г. Холст, масло. 70 х116 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Портрет В.Б. Григорович. 1966 г. Холст, масло. 67 х 57 см.
Собрание В.Б. Григорович, Москва.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Мужской портрет в красном (Шестидневная война).
1967 г. Холст, масло. 100 х 80 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Л.Я. Тимошенко (1903-1976). Ниночка родилась. 1967 г. Холст, масло. 59 х 80 см. Собрание А.Е. Кибрика.
Лидия Яковлевна Тимошенко. 1976 г.
Лидии Яковлевна Тимошенко умерла 25 ноября 1976 года в Москве в возрасте 73 лет. Похоронена на кладбище
села Тарасовка под Москвой.
Могила Лидии Яковлевны Тимошенко, Черкизовское кладбище села Тарасовка под Москвой.
Произведения художницы представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, во многих областных и республиканских музеях и муниципальных картинных галереях, в частных собраниях в России, в музеях и частных собраниях за рубежом. Не случайно ее работы экспонировались на выставке «Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи» в 1994 году в Дюссельдорфе и Бремене. В СССР и России издано несколько книг, посвященных ее жизни и творчеству.
1. Лидия Тимошенко - художник и личность. Сост. А.Е. Кибрик. Москва, Издательство «Советский художник», 1991 г. 2. Лидия Тимошенко. Реальность других измерений. Дневники, письма, воспоминания. Сост. А.Е. Кибрик. Москва, Издательство «Прогресс-Традиция», 2004 г. – 416 с., ил.
Лидия Яковлевна Тимошенко (1903-1976). Каталог выставки. Сост. А.Е. Кибрик, И. Галеев.
Москва, Издание "Галеев-Галерея", 2005 г. -112 с., ил.
ИСТОЧНИКИ
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г.
– Стр. 44, 86-87, 91.