РУССКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ МИЛИОТИ (1874-1962). ВОЗВРАЩЕНИЕ МАСТЕРА
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912). Портрет Николая Милиоти. 1908 г.
Картон, масло. 77 х 66,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
16 января (28 января по старому стилю) 2024 года исполнилось 150 лет со дня рождения замечательного художника, человека интересной и трудной судьбы Николая Дмитриевича Милиоти (1874-1962), одного из представителей искусства блистательного Серебряного века, активного создателя легендарной выставки 1907 года «Голубая роза», постоянного члена объединения «Мир искусства», участника Дягилевских выставочных проектов в России и Европе. Со 2 октября 2023 года по 10 марта 2024 года в Третьяковской галерее, в своем главном историческом здании в Лаврушинском переулке состоялась выставка его произведений, отложенная из-за эпидемии ковида, когда в 2020 году она открылась в Доме русского зарубежья и проработав 10 дней была закрыта. Это была первая в России ретроспективная выставка Николая Милиоти после его эмиграции в 1920 году.
В прошедшую экспозицию вошли работы Николая Милиоти начала его творческого пути и созданные в годы эмиграции. Произведения Милиоти были представлены только в одном зале, но в них заключена такая концентрация творческой энергии и показано такое разнообразие жанров и видов его художественных возможностей и интересов, что живописные работы, рисунки, дневники, письма, соединенные общим пространством, раскрывают зрителям глубокую и сложную личность мастера. Экспозиция, как в фокусе, концентрирует внимание на тщательно отобранных произведениях, наиболее емко говорящих о нем.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет. 1912 г. Картон, масло. 48 х 36,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Открывалась экспозиция живописным «Автопортретом» Н. Милиоти 1912 года (ГТГ). Крепко державшаяся в его родословии кровь византийских корней во всей силе отозвалась в этом изображении. Достоинство, интеллект, прочитываемые в выразительности взгляда, осанке, обращают нас к портретам эпохи Возрождения. Однако фантазийный фон с легкими ветвями растений, небом, луной, играющим зверьем возвращают в иную эпоху.
В своеобразном диалоге находятся «Автопортрет» художника и его же портрет, исполненный Николаем Сапуновым (1908, ГТГ). Внешность, неординарность натуры Милиоти притягивали к нему внимание живописцев. В магнетическом взгляде темных глаз угадывается недоговоренность, некая тайна. Художник предстает на холсте и аристократом духа, и одновременно загадочным восточным магом. Подвижность мазков, их цветовые соединения создают ту колористическую среду, что присуща живописи самого Милиоти. Творческая жизнь Сапунова и Милиоти проходила в тесной близости художественных интересов. Одновременно они учились в МУЖВЗ, экспонировались на знаменитой выставке «Голубая роза» и салонах «Золотого руна», дерзновенно искали новые формы художественной выразительности.
1. Б.М. Кустодиев (1878-1927). Портрет Николая Милиоти в военной форме. Фрагмент картины «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“». 1916 г. Холст, масло. 88 х 70 см. ГРМ. 2. Редкая фотография Николая Милиоти в военной форме, когда он в чине прапорщика артиллерии воевал в Галиции на Восточном фронте. Фотография 1914-1917 гг.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Графические работы к неосуществленным театральным постановкам (Гофманиада).
1920-1930-е гг. 1. Бумага, графитный карандаш. 25 х 21 см. 2. Бумага, перо, графитный карандаш. 18 х 10 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Прогулка лунного Пука со псом Икой. 1920-1930-е гг.
Бумага, перо, чернила, карандаш. 18 х 17 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Пейзаж с берёзами. 1900-е гг. Холст, темпера. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Три нимфы. 1902 г. Холст, смешанная техника. 290 х 230 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $1.000.000 – 1.100.000 дол.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Любовники. 1905 г. Картон, масло. 50,5 х 42 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Пастораль. 1905 г. Холст, темпера, масло. 46,3 х 38 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Леда и лебедь. Дерево, масло. 18,1 х 16,8 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Эстимейт $ 50.000 – 70.000 дол.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Игры в сумерках. Эскиз к картине «Хоровод». 1905 г.
Дерево, масло. 18 х 17 см. Russian Art Salon, Нью-Йорк.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет Любови Николаевны Гауш, жены художника А.Ф. Гауша.
1905 г. Холст, масло. 84 х 67,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Особой душевностью и теплотой отмечен портрет Любови Гауш. Любовь Николаевна Гауш - двоюродная сестра Николая Милиоти, также была художником, писала портреты, пейзажи, занималась графикой. В 1920-е годы работала на петроградском Государственном фарфоровом заводе, участвовала в создании агитационного фарфора, наиболее известны тарелки с изображением декабристов и их жен. Была замужем за художником А.Ф. Гаушем. Николай Милиоти был дружен с их семьей. Приезжая в Петербург, он останавливался в их особняке на Английской набережной, ныне дом №74. Живописная система Милиоти подвижна и вместе с тем не разрушает форм, что критик Сергей Маковский отмечал как индивидуальность манеры. И в то же время образ отсылает нас к классической традиции национальной школы портретной живописи.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Рождение Венеры. 1912 г. Холст, масло. 200 x 400,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
По заказу Гаушей для их особняка Н. Милиоти исполнил большое панно «Рождение Венеры» (1912, ГРМ). Этот сюжет прошел через все творчество художника. В многочисленных вариантах и вариациях этого изображения богиня красоты является из морских волн девочкой-подростком. Ее явление в мир приветствуют рыбы и всякие морские гады, водоросли и фантастические цветы, а юная богиня робко преодолевает сопротивление волн. Известно около десяти вариантов этого сюжета. Один из них находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, другие - в частных собраниях.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Общество в ресторане. Этюд к «Портрету
дамы в розовом». 1905 г. Холст, масло. 160 х 71 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет А.П. Боткиной. 1905-1908 гг. Холст на картоне, масло.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Этюд портрета. Журнал «Золотое Руно». 1907 г. № 5.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Аллегорические распятие. 1905 г.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Эскиз к картине «Оплакивание» (Pieta). 1907 г.
Холст, масло. 75 х 67 см. Ивановский областной художественный музей.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Этюд с цветами. Оборот картины «Игры в сумерках». 1905 г.
Картон, масло. 18 х 17 см. Russian Art Salon, Нью-Йорк.
Ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Слева направо: Петр Уткин, Владимир Половинкин,
Мартирос Сарьян, Павел Кузнецов, Михаил Кузнецов (сидит). 1903 г. Фото: sarian.am
Кроме того, и что очень важно, выставка Николая Милиоти естественно была «вписана» в экспозиционный круг художников, от которых неотделимо его искусство, составляя общую картину художественной жизни России рубежа XIX-XX столетий. В соседних залах находятся работы друзей художника: Николая Сапунова, Сергея Судейкина, Петра Уткина, Мартироса Сарьяна и самого талантливого из этой группы - Павла Кузнецова, объединявшего вокруг себя молодую поросль еще только заканчивавших вместе с Милиоти учебу в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Их так и называли - кузнецовцы. В соседнем зале - картины В.Э. Борисова-Мусатова, которого кузнецовская молодежь почитала своим духовным наставником. А в большом зале рядом находятся картины «мирискусников»: Константина Сомова, Александра Головина, Льва Бакста, Бориса Кустодиева. Все они друзья и единомышленники Николая Милиоти. Начинают эту прекрасную анфиладу Серебряного века выдающиеся педагоги, у которых училось молодое поколение, - В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Памяти Николая Сапунова (1880-1912). 1913 г.
Картон, масло. 29,4 х 24,9 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Прогулка. 1910 г. Холст, масло. 57 х 65 см. Частное собрание В.А. Дудакова.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Вечерний праздник. 1911 г. Холст, масло. 117 х 120 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). В восточном саду. 1911 г. Холст, масло. 60,5 х 58 см.
Частное собрание.
Владимир Эльснер. Пурпур киферы. Эротические стихи. Фронтиспис Николая Милиоти
(«Венера», 1907 г.). 1915 г. Принт. 17,6 х 13,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет диакона. 1913 г. Холст, масло. 40 х 35 см.
Вологодский музей-заповедник.
Сотрудники журнала «Золотое руно». Слева направо: Н.Д. Милиоти, Г.И. Чулков, Г.Э. Тастевен.
Москва, 1907-1908 гг.
Таким образом, Милиоти оказался в своей творческой команде. Его выставка стала недостающей строкой в уже написанной истории той эпохи, строкой важной и достойной. Экспозиция графического отдела Третьяковской галереи, расположенная рядом с залом Милиоти, с только что открывшейся выставкой «Герои и современники Серебряного века», делает картину эпохи особенно полной и словно «закольцовывает» сюжет, в который столь естественно вписана миниатюрная, но емкая выставка произведений Николая Милиоти.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Ночь в Бахчисарае. 1920 г. Картон, масло. 36 х 27 см.
Тульское музейное объединение.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет элегантной дамы с жемчужным ожерельем.
Париж, 1924 г. Холст, масло. 92 x 73 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет Madame P. 1920-е гг.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Женский портрет. 1924 г. Дерево, масло. 65 x 53,5 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет Mrs Olga Frike из Sidney. 1927 г.
.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет В. Топорова. Картон, масло. 37 х 32,5 см.
Частное собрание. (С дарственной надписью «Дорогому В.А. Топорову
на память о наших встречах и разговорах. Париж, 11 ноября 1926 г.»)
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Прогулка в русской деревне. 1927 г. Картон, масло. 43,2 x 53,3 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Пляж (Утро). 1923 г. Холст, масло. 49,5 х 59,8 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г.
Эстимейт $ 9.300 – 12.400 дол.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет. Ялта, 1918 г. Бумага, графитный карандаш.
30 х 22 см. Частное собрание.
Трехгранная «стела» в центре выставки организует все пространство и становится прекрасным местом для графических автопортретов художника. Не случайно они заняли такое почетное центральное положение, являя собою значимую группу. В них прочитывается история духовной жизни художника, сложных, изменчивых состояний, что переживает человек творческой судьбы, связанный с общей трагической жизнью мира. Авторские надписи на них не только вносят биографический акцент, но и выражают состояние и душевный настрой «здесь и сейчас». Автопортреты, исполненные в Ялте в 1918-1919 годах, воскрешают тревожное время разрухи, войны, время, когда Милиоти возглавил большую команду специалистов по спасению художественных сокровищ Крыма и чувствовал огромную ответственность за эту не свойственную ему работу, когда в то же время он думал об оставленной в
Москве семье, не зная, как соединиться с ней, а вихрь трагических событий уносил его в эмиграцию.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет. Ялта, 1918 г. Бумага, графитный карандаш.
32 х 23 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). У дерева. 1925 г. Бумага, акварель. 25,6 х 17,2 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Эскиз костюма Одалиски к балету «Принцесса Харизма»
(Princesse de Charizme) на музыку А. Рене. 1925 г. Картон, гуашь, карандаш. 35,5 х 22,9 см.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Женщина в восточном костюме. 1929 г.
Картон, масло. 32,5 х 25 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2014 г.
Эстимейт GBP 3.000 – 5.000 фунтов.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Натюрморт с цветами. Париж, 1928 г.
Картон, масло. 81 х 62 см. Галерея «Акварель», Москва.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Цветы в вазе. 1929 г. Холст, масло. 61 х 46 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Цветы. 1929 г. Картон, масло. 43,5 х 37 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 12.000-18.000 фунтов.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Ваза с цветами. 1929 г. Холст, масло. 73 х 56 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет. Санаторий Висбаден 9 ноября 1925 г.
Бумага, графитный карандаш. 33 х 24 см. Частное собрание.
Один из самых пронзительных автопортретов Н. Милиоти имеет дату: «Санаторий Висбаден 9 ноября 1925 г.». Художник лечился в санатории нервных болезней профессора Детермана в Висбадене после возвращения из Америки, где исполнял портретные заказы в семье американских миллионеров. В глазах бездна душевной боли, в которой тонет и сторонний взгляд.
«Автопортретная стела» объединяет пространство экспозиции и одновременно членит ее на зоны, начиная с презентации художника двумя живописными портретами, затем представляя классического Милиоти, каким его узнали на выставке «Голубая роза» в 1907 году, и, наконец, работы 1930-1940-х годов, времени эмиграции.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Карнавал. Лестница. 1929. Картон, масло. 80 х 60 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Эскориал. 1930. Картон, масло. 24 х 33 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Коррида (1). 1931 г. Картон, масло. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Коррида (2). 1931 г. Картон, масло. 59,5 х 40 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2010 г.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Букет летних цветов. 1930 г. Холст, масло. 61,5 х 50 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет. Толедо. 1930. Холст, масло. 63 х 48,5 см.
Частное собрание.
Природа одарила Николая Милиоти незаурядной красотой, и он осознавал ее силу и власть. «Она была моим сакральным орудием, положением моим, состоянием. Не понимая этого, [я] никогда сознательно не использовал этого, всю жизнь я властвовал прежде всего этим. Все, что я желал в области чувства, исполнялось само собой... Доброта была единственным регулятором моей нравственности». Но в самолюбии Николаю Дмитриевичу не откажешь, об этом можно судить по количеству автопортретов.
На выставке «Голубая роза», взбудоражившей ранней весной 1907 года всю художественную Москву необычностью оформления залов, неземным названием живущего лишь в фантазиях художников Голубого цветка и, конечно, самими картинами, представленными в знаменитом доме фарфора М.С. Кузнецова на Мясницкой, Николай Милиоти показал семь живописных работ. Среди них были и те, что можно было увидеть на нынешней выставке: «Пастораль» и «Портрет Л.Н. Гауш» (обе - 1905, ГТГ).
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Люксембургский сад в Париже. 1930 г. Картон, масло. 38 х 46 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Городок на склоне холма (Hillside Town). 1935 г. Мазонит (ДВП), масло. 41,6 х 49,2 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Страницы из дневника №32. 1935 г. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Деревня в звездную ночь. 1933 г.
Картон, темпера. 69 x 53 см. Частное собрание.
Работы Милиоти обращали на себя внимание художественной критики живописной игрой вольно ложащихся на холст легких мазков, создававших манящую игру тающих в мареве цвета дам в кринолинах, кавалеров в дали аллей, и казалось, что на его холстах по-своему оживали герои Ватто. Фантазия и живопись Милиоти погружала зрителя в нездешнюю атмосферу ушедших эпох; художник в этом не был одинок. XVIII столетие с его изысканностью и манерностью рождало грезы, манило в мечты и воспоминания о давно ушедшей в романтическое прошлое жизни, давало сюжеты и мотивы для многих художников. Циклы своих живописных фантазий Милиоти в 1900-1910-е годы часто создавал по мотивам поэзии французского поэта-символиста Поля Верлена.
Поль Верлен «В тиши»
Там, где сумрак словно дым,
Под навесом из ветвей,
Мы молчаньем упоим
Глубину любви своей.
(Перевод Валерия Брюсова)
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Собиратели осенних цветов. 1935 г.
Холст, масло. 86,5 x 61 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Женский портрет. 1934 г. Картон, масло. 74 x 63 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Женский портрет. 1935 г. Картон, масло. 74 x 54 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Мужской портрет. 1935 г. Картон, масло. 81 x 65 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет. Картон, масло. 54 х 46 см.
Частное собрание.
Художника увлекало изящество стихосложения в раннем творчестве французского символиста. На полотнах Милиоти «Пастораль», «Любовники» (обе - 1905, ГТГ), «Прогулка» (1910, частное собрание) в причудливых светоцветовых сплетениях завораживала красота легкой декоративности. На ближайших и последующих выставках появятся стилизованные галантные сцены, картины-фантазии, картины-сновидения, погружающие зрителя в нездешнюю атмосферу фантазий. «Моя многоцветная живопись» - определит художник одно из индивидуальных качеств своих картин. Художественный критик Н. Та-роватый одобрительно отзывался на «тонкие мозаичные переливы Милиоти». Деревья, аллеи, сотканные из импрессионистически вольных мазков, создают завораживающую мозаику цвета и истаивающих в глубине композиции едва уловимых фигур людей и природы, рождая музыкальные ассоциации. Музыкальным началом глубоко проникнуто все творчество символистов, будь то живопись, поэзия или пластические искусства. Каскадом льющийся мазок заключает в себе живую энергию письма, что придает особую привлекательность живописным образам Милиоти. Своеобразие фактуры, ритм движения кисти в его работах очень индивидуальны. Красочная поверхность картин то тонкослойна и почти прозрачна, то художник придает ей большую плотность и даже некоторую «шершавость», делая зрительные впечатления всегда разнообразными.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет неизвестной. 1930-е гг. Частное собрание, Москва.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Женский портрет. 1930 г. Холст, масло. 65 х 54 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет. 1921 г. Картон, масло. 42,5 х 31,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г. Эстимейт GBP 6.000-8.000 фунтов.
Жизненные обстоятельства в 1920 году вынудили Н. Милиоти эмигрировать из России. Сначала жил в Софии, где его мастерскую посещал царь Борис, а с 1921 по 1922 г. работал в Берлине. В 1923 году переселился в Париж, который стал его постоянным местом жизни и творчества, где его мастерскую на площади Сорбонны посещали многие представители французской интеллигенции – философ Поль Валери, писатели Райнер Мария Рильке, Андре Моруа. Милиоти дружил с Федором Шаляпиным, изобразил певца на смертном одре. В этот период совместно с Н.С. Гончаровой оформил в театре Vieux-Colombier спектакль марионеток «Театр деревянных комедиантов» на музыку Н.Н. Черепнина (1924). Создал декорации и костюмы к спектаклю «Принцесса Карем» Лессажа (1925). В 1925 году, заручившись рекомендациями С. Дягилева и Ф. Шаляпина, совершил поездку в Америку, где его работы имели большой успех. Почти за 40 лет жизни, которые Милиоти прожил в Париже, он преподавал в Русской художественной академии Т.Л. Сухотиной-Толстой, Институте декоративного искусстве, сотрудничал в различных журналах. Жизнь в эмиграции была трудной, на протяжении всей жизни в Париже Милиоти много работал, участвовал в выставках, организовывал персональные экспозиции.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Мужской портрет. 1939 г. Холст на картоне, масло.
54,5 х 45,5 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Дремлющая женщина. Первая треть ХХ века.
Картон, масло, 61 х 50 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет. 1942 г. Бумага, графитный карандаш.
21 х 23 см. Частное собрание.
Изображение, датированное 1942 годом, несет в себе глубину сдерживаемых страданий, не только своих, но и военной эпохи. Художник жил тогда в Биаррице и, находясь в госпитале, создал серию сильнейших по выразительности рисунков «Разрушения и бедствия войны» (Частное собрание).
Жанр портрета был важнейшей частью художественных интересов Милиоти. В конце жизни он так определил главные составляющие своего искусства: «Творчество - в жанре отвлеченном, фантастическом. Портреты - в реальном». Особенно много портретов создал живописец в годы эмиграции. Они стали главным содержанием поздней поры его творчества, самой востребованной стороной его художественной жизни в Париже. В небольшой мастерской на верхнем этаже знаменитого дома на площади Сорбонны перебывал весь эмигрантский и светский Париж. Сотни портретов исполнил Николай Милиоти. Как всегда, лучшие среди них - это портреты друзей, людей, близких ему по своему внутреннему настрою. С выставок - художник участвовал во многих из них, у него состоялось более десятка только персональных выставок в Париже, Биаррице, Италии, Швеции, Белграде, Америке... - многое уходило в частные коллекции, охотно покупали портреты Милиоти и французские музеи. Художник был дружен с Т.Л. Сухотиной-Толстой, дочерью великого писателя Льва Толстого. Он часто бывал по ее приглашению в Италии и «переписал» всю ее семью. Самый удачный портрет из этой семейной хроники - портрет Татьяны Львовны (1932, Славянский институт, Париж), который высоко ценил Александр Николаевич Бенуа.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет Т.Л. Сухотиной-Толстой. 1932 г.
Холст, масло. 75,5 х 62,5 см. Музей-усадьба «Ясная Поляна», Тульская обл.
В 1950 году Н. Милиоти написал портрет Александра Н. Бенуа, исполненный мудрости старого ученого (ГРМ, нет в сети). Им созданы портреты композитора А.Т. Гречанинова (1934), французского писателя Андре Моруа (1930-е, оба - собрание Рене Герра), несколько раз он писал Г.Л. Гиршман, с которой был дружен. Пронзителен по душевной боли портрет Ф.И. Шаляпина на смертном одре (1938, Музей современного искусства Парижа), исполненный Милиоти через несколько часов после ухода из жизни великого певца. Художник был дружен с Надеждой Тэффи, «королевой русского юмора», как называли ее современники и в России, и за ее пределами. Известны четыре ее портретных изображения работы Милиоти. Немолодое лицо с проницательно-умными глазами смотрит с ее портрета 1941 года (частное собрание).
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет писателя Андре Моруа. Париж, 1930 г.
Холст, масло. 91 х 73 см. Собрание Рене Герра, Париж.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет писательницы Надежды Тэффи. 1941 г.
Картон, масло. 45 х 28 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет Александра Александровича Зилоти. 1929.
Картон, масло. 46 х 38 см. Частное собрание.
Сдержан и собран образ Александра Александровича Зилоти, художника и историка искусства, внука П.М. Третьякова. Он был сыном всемирно известного пианиста, ученика и друга П.И. Чайковского А.И. Зилоти и старшей дочери создателя Галереи В.П. Третьяковой. Под руководством Л.С. Бакста и М.В. Добужинского занимался живописью в школе Е.Н. Званцевой в Петербурге. Входил в круг художников «Мир искусства» и участвовал в выставках этого объединения; в начале 1920-х работал помощником хранителя картинной галереи Эрмитажа.
С 1923 года А. Зилоти жил в Париже, где в различных галереях экспонировал свои пейзажные работы. В Русской академии Т.Л. Сухотиной-Толстой (1929-1930) вел курс по техническим основам живописи, где в то же время преподавал и Николай Милиоти. Работал гидом по музеям и дворцам в туристическом агентстве Кука. В 1947-м в Париже издал книгу «Открытие Жана Ван Эйка и эволюция процесса масляной живописи от Средневековья до наших дней».
Портрет А.А. Зилоти непременно найдет свое достойное место в Доме-музее братьев Третьяковых, где Галерея любовно собирает все, что представляет историю этого замечательного московского рода.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет Марины Цветаевой. Париж, 1920-е гг. (?)
Картон, масло. 53 х 45 см. Частное собрание.
Один из самых привлекательных портретов выставки представлен как изображение Марины Цветаевой, но рядом с именем и датой его создания (1920-е) стоит знак вопроса. В облике модели соединяются одновременно женственная хрупкость и стойкость. В наших руках нет пока безусловных документальных свидетельств о том, что Цветаева позировала художнику. Но они одновременно «сошлись» в 1922 году в Берлине. В Русском Доме искусств на Курфюрстенштрассе, 75, встречалась вся творческая русская эмиграция. Там бывали И. Эренбург, А. Ремизов, А. Толстой, В. Ходасевич и Н. Берберова. Приезжая в Берлин, там читали стихи С. Есенин и В. Маяковский. Раз в неделю в этом шумном богемном пространстве собирались поэты, художники, музыканты, писатели. Милиоти входил в Совет Дома искусств наряду с А. Белым, А. Толстым. В Доме читала свои стихи и Марина Цветаева.
Возможно, ее портрет был написан не с натуры, а спустя какое-то время. Возвышенность духа поэта, надежда и настороженное ожидание того, что станется с нею, с ее стихами, ее семьей, прочитываются в тонких, грациозных линиях, замыкающих изображение. Сдержанное благородство видится в чертах лица и в спокойной тепло-золотистой цветовой гамме портрета. Художник чувствует внутренний мир своей героини. Он сохранил ее образ и облик именно таким, как предстает она на портрете перед нами сегодня - в розово-палевом платье с непременным кулоном на груди.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Больная. Портрет матери художника. 1928 г.
Картон, масло. 54,5 х 46 см. Частное собрание.
В своеобразном диалоге находятся портреты Марины Цветаевой в расцвете поэтического дарования и драматизма ее судьбы и матери художника - «Больная» (1928, частное собрание). Последние дни, а возможно и часы, перед ее уходом из жизни с жестокой правдой фиксирует кисть Милиоти. Характер и вся жизнь человека прочитываются в глубоких складках морщин, переданных жестко соединяющимися мазками. У матери и сына на протяжении жизни не складывалось теплых и доверительных отношений. Лишь незадолго до ее кончины произошло примирение и прощение.
Н.Д. Милиоти у своей картины «Портрет Эвелин Уоллес». Август 1936 г.
Особую и исключительную по значимости группу составляют автопортреты Милиоти. Они – история его сложных, изменчивых состояний, что переживает человек творческой судьбы, соединенный с общей трагической жизнью мира. Живописных и графических им написано несколько десятков. Каждый из них имеет свой внутренний код. «Автопортрет. Толедо» (1930, частное собрание) - свидетельство большой жизни, творческих поисков, успехов, признаний и разочарований. Именно в эти годы художник писал брату: «Я счастлив тем, что, достигнув некоторого совершенства, я иногда как бы вступаю в общение с теми, из-за кого была и есть прекрасна жизнь: я понимаю, как и где делал Рембрандт или Гойя, знаю, что хорошо и что плохо, и это уже радость. Я видел за эти годы много красоты...». В том же 1930 году художник исполнил в Толедо еще один автопортрет (частное собрание), в котором он полон смятения и страдания. Он изобразил себя на фоне ночного лунного города, который очень любил и куда не однажды приезжал, чтобы вновь и вновь соприкоснуться с великим Эль Греко.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Портрет графа Юбера Конкере де Монбризона. 1941 г.
Холст, масло. 94 х 73 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Сплетницы у фонтана. Холст, масло. 61,6 x 76,5 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет с сигарой. 1931 г. Бумага, графитный карандаш. 21 х 23 см.
Частное собрание.
Дневники Н. Милиоти полны предчувствия и ожидания смерти, и он с горечью записывает: «Я не жду ничего впереди, я хотел бы еще пожить, чтобы окончательно довыразиться, оставить немного себя в человеческой жизни». В одном из наиболее поздних автопортретов (конец 1950-х, частное собрание), написанном в охристо-коричневых тонах с темпераментностью открытого живописного мазка и тревожным столкновением света и тени, высказано столько боли пройденной жизни, выраженной в бездонных глазах уже старого человека. Но в этом взгляде читается и надежда: «Если бы я мог прожить еще десяток лет, то плоды цельности моей жизни были бы больше - я в последние годы создал очень много, меня похвалили бы великие, настоящие друзья, которых уже нет и которые еще живы... В мире столько великого и столько прекрасного...».
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Дневник №35. 1939 год.
Запись на листе 26 июля:
«Если я умру – я прощаю всех и прошу простить меня. <…> Две вещи в памяти. Конст. Коровин, умирающий, худенький, дрожащий старик в больших очках, с мертвыми<…>(глазами)»
Больше всего о его жизни, судьбе, художественной индивидуальности говорят дневники, которые он вел в течение всей жизни. Художник не просто фиксировал на бумаге поток событий, но выражал свое отношение к ним, анализировал свой внутренний мир, стремясь дать ответ на волнующие, сложные вопросы, что встают перед каждым в переломные моменты земного бытия. Именно такие исповедальные записи до конца своих дней вел Николай Милиоти. Он был щедро одарен не только живописным талантом, но прекрасно владел словом, умел выразить глубину своих переживаний. Именно дневники - к сожалению, далеко не все тетради сохранило время - раскрывают перед нами богатство и сложную тонкость натуры художника. Одновременно в них воскресает эпоха с трагизмом сломанных человеческих жизней и судеб. Беспощадное «красное колесо» эпохи не миновало миллионы людей ХХ столетия, и в полной мере художник испытал на себе все превратности судьбы. На страницах дневников рядом с текстом возникают рисунки. То это мимолетная фиксация лиц, движений, примеченных на улице или в метро, то это рисунки задуманных композиций, а часто вновь автопортреты, выражающие всю глубину и боль душевного состояния.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Фонтан. Холст, масло. 99 х 89,5 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет в чалме.
Николай Милиоти был заядлым путешественником, наподобие Николая Гумилева. Находясь в Париже, он совершал далекие путешествия. В 1930-е годы он несколько месяцев провел в Северной Африке в обществе известного путешественника по Африке Жана Фревиля. Африка произвела на него исключительное впечатление и пробудила любовь к Востоку и экзотике. Из путешествия Милиоти привез многочисленные зарисовки и наброски картин.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Церковь в Равелло. Картон, масло. Аукцион MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2010 г. Ревелло – столица бывшей Морской Республики Амальфи, сейчас небольшой
курортный город на побережье в Италии.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Пагода. Картон, масло. Аукцион MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2010 г.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Пейзаж с оленем. Картон, масло. 46 х 38 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Шторм. 1939 г. Картон, темпера. 96,5 х 68,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Море в лунную ночь. Холст, масло. 46 х 38 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г. Эстимейт 7.000-9.000 фунтов.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Заросли кустарника. Картон, масло. 45 x 35,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г. Эстимейт 7.000 – 9.000 фунтов.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Пальма. Картон, масло. 45,5 х 35 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2010 г.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Мужчина в восточном костюме. Картон, масло.
58,5 х 40 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Автопортрет. Конец 1950-х гг. Холст, масло.
Частное собрание. Москва.
В самом конце жизни, за год до ухода из нее, он писал директору Третьяковской галереи П.И. Лебедеву и договаривался о передаче ряда своих картин в Галерею, он мечтал об этом, но тогда этот «сговор» не успел осуществиться. Все 42 года эмиграции он надеялся, что его возвращение в Москву когда-нибудь обязательно состоится. И вот сейчас художник своей выставкой в стенах Третьяковки вернулся на родину.
«Жизнь не остановится после нашего исчезновения, как не остановилась и после смерти моих братьев, с которыми прошла наша жизнь. Но как мила мне Россия, ее леса, ее поля, ее цветы, птицы и люди! Как, глядя на эти легкие, темные, прозрачные тени на зеленой траве и песке дорожек, вспоминаю я русский пейзаж и Левитана. Ну пусть я исчезну, ни солнце, ни весеннее возрождение, ни травы, ни звери не исчезнут - все вечно, - и счастье было жить среди них назначенную мне жизнь на земле!»
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Карнавальная процессия с Арлекином. Картон, масло. 34 x 46 см.
Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Элегантное общество в фруктовом саду. Вариант картины
1905 года «Игры в сумерках». 1940 г. Холст, масло. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Венера, выходящая из моря. 1941 г.
Картон, масло. 50,5 x 43,5 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Интерьер с букетом цветов. Холст, масло.
90 х 60 см. Частное собрание.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Эскиз дизайна для шарфа. Картон, масло. 64 x 49 см. Частное собрание.
И в заключение, еще пара картин из ранних работ Николая Милиоти:
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Лес. Картон, гуашь. Собрание Сергея Григорьянца.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). В таверне. Картон, масло. 35,5 х 47,5 см. Середина 1900-х гг.
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева.
Н.Д. Милиоти (1874-1962). Композиция. Картон, масло. 35,5 х 47,5 см.
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева.
Поначалу в Париже Николай Милиоти был весьма успешен. Но Вторая мировая здорово подкосила художника. А под конец жизни у него сгорела мастерская, и Миллиоти бродил по улицам Парижа, словно клошар. Когда в столицу Франции приехал МХАТ, художнику передали, что его ждут, с ним хотят увидеться. У него остались знакомые еще по дореволюционной России. Однако Миллиоти не пустил швейцар, приняв его за бродягу. Художник безумно тосковал по родине. Он жил Россией, постоянно вспоминал о ней. Все это есть в его дневниках.
Николай Дмитриевич Милиоти (1874-1962)
Николай Дмитриевич Милиоти скончался 26 декабря 1962 года в госпитале Кошен в Париже и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. После смерти художника почитательница его таланта Л. Панаева отправила его картины в Москву.
Могила Николая Милиоти на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Произведения Николая Милиоти находятся во многих музейных собраниях Европы – в Париже, Белграде, Софии, Праге, Стокгольме, Мальмё и частных коллекциях. Помимо Третьяковской галереи и Русского музея картины художника хранятся во многих музеях России. Архив художника хранился у его внучки Елены Милиоти в Москве.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. в 2-х томах.
Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии.
Стр.132-133, 173.