• Авторизация


Знаки судьбы, Будда и американская мечта: Как травма руки спасла от страшного решения японского гравера Киёси Сайто 21-06-2024 19:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Нина_Зобкова Оригинальное сообщение

Знаки судьбы, Будда и американская мечта: Как травма руки спасла от страшного решения японского гравера Киёси Сайто




Творчество японского художника Киёси Сайто близко западному абстракционизму – однако критики называли его по-настоящему современным реалистом.

Он был первым из японских модернистов, о ком узнали на Западе, в США его гравюры получили невероятную популярность, а известность на Западе заставила его, наоборот, взглянуть на родную культуру по-новому и найти в ней неиссякаемый источник вдохновения.

А ведь в восемнадцать лет вершиной успеха он считал… бизнес по продаже вывесок.

Три мачехи и вывески для бань


Зима в Айдзу.

Киёси Сайто родился в 1907 году в городе Айдзубанге, префектура Фукусима. Когда ему было четыре года, семья перебралась на Хоккайдо. Детство и юность ему выпали непростые – в двенадцать он потерял мать, а с мачехой (вернее, с мачехами, отец его еще трижды был женат) у него отношения не сложились.

В четырнадцать лет, окончив школу, он начал самостоятельную жизнь – работал то в аптеке, то в газовой компании… И рисовал, стремясь сбежать от тягот жизни в свои «веселые картинки». Картинки эти пользовались успехом – их часто печатали в детских литературных журналах.


Чайный домик.

Так Сайто и понял, что может зарабатывать на жизнь любимым делом. Правда, несколько лет он работал в технике масляной живописи, которую освоил самостоятельно. О выставках тогда Сайто даже не думал.

Не думал он, что в начале пятидесятых годов станет первым японским художником из числа своих современников, известным в США. Не мог и предположить того, как окажутся связаны судьбы его родины – и страны, художественная среда которой будет ему рукоплескать.



Зима в Никко.

Он устроился в компанию по изготовлению вывесок. Ему там очень понравилось – и спустя пару лет Сайто уже открыл собственный бизнес, причем довольно успешный – рисовал вывески для магазинов и общественных бань.

Ему хотелось совершенствовать свои навыки, так что он начал брать уроки рисования у местных художников. Отару, городок, где Сайто жил в то время, стал ему тесен. И он отправился в Токио, чтобы… да-да – открыть предприятие по изготовлению вывесок там!

Город ему понравился, он попробовал себя в дизайне книг, а в 1932 году рискнул продемонстрировать публике собственную картину маслом на профессиональной выставке.

Вдохновленный успехом, Сайто начал все чаще участвовать в выставках Ассоциации изящных искусств Хакудзюцу. Личная жизнь его тоже удачно складывалась – он женился и стал отцом.

Япония глазами иностранцев


Дары земли.

В 1936 году на одной из выставок он увидел гравюры на дереве Сотаро Ясуи и тут же загорелся идеей освоить эту технику. Ему не всегда везло. Одни его работы вызывали восторг, его пригласили стать членом Общества гравюры на дереве, а вот престижная выставка Кокугакай работы Сайто отвергла.

Но неудачи лишь подстегивали его желание искать собственный путь в искусстве. Он изучал и классические трактаты о ксилографии, и творчество художников-модернистов, о которых в те годы начали писать японские журналы. Киёси Сайто был поражен, увидев репродукции работ Гогена, Мунка и Редона.


Девять кошек.

Пожалуй, именно Гогена он называл главным своим вдохновителем.
Киёси Сайто избежал призыва в армию и продолжал творческую деятельность. В 1944 году он устроился иллюстратором в издательство Asahi Shimbun.

Представители американского военного контингента, наводнившего Японию после капитуляции, иной раз интересовались искусством. И именно Сайто – благодаря работе в издательстве – был им хорошо знаком.


Хурма в Айдзу.

На Первой биеннале искусств в Сан-Паулу в 1951 году произошло нечто шокирующее. Первый приз получил, во-первых, японец, во-вторых – художник-гравер, работающий скорее в модернистском ключе.

Работы Киёси Сайто того времени, тем не менее, были тесно связаны с японской традицией – он изображал старинные храмы, улицы родного города под снегом, цветущие деревья, сады камней и образы Будды.

Его обращение к национальным мотивам было продиктовано… общением с американцами.


Будда. Продавщица в Париже.

Колониальный, экзотизирующий, но по-своему восторженный взгляд гайдзинов заставил его задаться вопросом – что же они во всем этом нашли? И Сайто так много слышал о том, как прекрасны старые храмы, дома простых сельских жителей, сады, императорские виллы и глиняные скульптуры, что он и сам увидел их изысканную простоту. К тому же «японские» темы вызывали интерес у иностранных коллекционеров.


Майко. Майко Киото.

В то же время Сайто обнаружил, что предельный минимализм, свойственный, как ему ранее казалось, западному современному искусству, на самом деле таится в сердце японской традиции.

Так что гравюры его, почти абстрактные, хоть и вдохновлены Гогеном, генетически «произрастают» из старинных японских практик – например, создания «сада камней».


Красный цветок.

Впервые он поехал в США в 1956 году по приглашению членов Государственного департамента США. Его поездка вызвала большой резонанс – он открывал персональные выставки, проводил мастер-классы, стал своего рода посланником мира, строителем моста между двумя культурами. Во время поездки он посетил и Мексику, что впоследствии стало одной из главных тем его произведений.

Знак судьбы


Дети Айдзу.


Кошки.

Известность не приносила Сайто счастья. Его стали считать слишком уж «коммерческим» художником – и потому, что он работал в издательстве, и потому, что, казалось бы, потакал вкусам западной публики.

В середине шестидесятых он и сам испытал серьезный творческий кризис – и даже подумывал свести счеты с жизнью.

И вот, в момент тяжелых раздумий о своем творческом пути, Сайто… травмировал ведущую руку. Потеряв на время способность рисовать, художник погрузился в наблюдения за миром вокруг. Созерцание успокоило его душу.


Сезон урожая в Айдзу.

Так же, как когда-то Сайто внезапно открыл для себя национальные мотивы, на сей раз он обнаружил… свет и тень. Когда подвижность руки восстановилась, он вернулся к занятиям живописью, начал писать обнаженную натуру, экспериментировать со светотенью.

Продолжил давно заброшенный цикл работ, посвященных зиме в его родном городе Айдзу (и вернулся туда жить). С тех пор и до последних дней жизни – а художник скончался в 1997 году – он не бросал любимого занятия и оставался верен, в первую очередь, самому себе, а не изменчивой славе.

Текст: Софья Егорова.
Источник



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Знаки судьбы, Будда и американская мечта: Как травма руки спасла от страшного решения японского гравера Киёси Сайто | MatyldaBelaya - Дневник MatyldaBelaya | Лента друзей MatyldaBelaya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»